Светлана Бушуева
Специфика профессионального самообразования педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ
В системе образования России сложилась устойчивая позиция, что каждому педагогу необходимо иметь тему самообразования. Как правило, молодые педагоги берут темы бакалаврских и магистерских диссертаций, педагоги с опытом на протяжении многих лет формально «исследуют» одну тему и не могут от нее отойти. В данной статье попробуем преодолеть формальный подход к самообразованию педагогов и показать огромный потенциал и возможности самообразовательной деятельности.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
При рассмотрении слова «самообразование» видим две части «сам» и «образование». В первом приближении понимаем, что речь идет о способности человека самому себя образовывать. Для углубления рассмотрим точки зрения разных авторов на самообразование.
Ю. Е. Калугин самообразованиерассматривает в качестве системной целостности, функционирование которой обеспечиваетисключительно сама личность, а результат воплощается в ее развитии[1].
С. В. Юдакова под самообразованием понимает «процесспознания, подчиненный основным закономерностям теории познания» [2, с. 7]. Данный исследователь считает, что результатом этого процесса являются новые компетенции, умения, знания, которые являются основойразличных видов деятельности человека.
Основными характеристиками самообразования с точки зрения И. О. Ганченко могут выступать: возможность самореализации, ощущение внутреннейсвободы, энергетический потенциал целенаправленности личности,самопознание [3].
Многие исследователи (И. О. Ганченко,Ю. Е. Калугин,С. В. Юдакова и др.) синонимом самообразования считают самообразовательную деятельность и включают в нее умения организовать самого себя. Данные умения содержат: определение целей и задач, составление плана, фиксациясроков его реализации, рефлексия. Исходя из этого, Л. М. Кашаповавыделяет структурные компоненты самообразования : мотивационный, организационно-процессуальный, рефлексивный[4].
Самообразование является одним из видов деятельности человека любой профессии, в том числе и педагогов. Рассмотрим понятие профессионального самообразования.
Под профессиональным самообразованием Т. Б. Михеева понимает самостоятельную познавательную деятельность представителя любой профессии, включающую целенаправленную самореализациюкак основу внутреннего ощущения свободы, открытие стремления к познанию и наличие самосознания, реализация потребностей социализации;творческая активность в профессиональной деятельности[5].
Г. М. Коджаспирова выделяет основные характеристики профессионального самообразования : творческий характер, осознание текущих процессов, многокомпонентность, регулярность и систематичность, целенаправленность,личностная значимость, самостоятельность, профессиональное значение и др. [6].
Л. М. Кашапова представляет профессиональное самообразование педагога как процесс творческой самореализации в данной профессии[4]. Это выражается восознании своих личностныхи профессиональных возможностей, повышение профессиональной компетентности, умения перевести теоретические выкладки в реальные педагогические действия; разработка новых приемов, средств методик, форм педагогической деятельности, способностик самоанализу, рефлексии, индивидуальный стильдеятельности.
Ю. Е. Калугин выделяет основные принципыпрофессионального самообразования : регулярность и систематичность, связь с жизнью, связь теории с практикой, самостоятельность и активность, преемственность, системность, непрерывность[1].
Этапы самообразованияТ. Б. Михеева представляет следующим образом:
1) осознание педагогом потребности в компетенциях ицелеполагание;
2) самостоятельное приобретениетребующихся компетенций (планирование, выбор форм, способов и средств самообразования; непосредственно самообразовательная деятельность, оценка ее результатов, рефлексия)[5].
С. В. Юдаковаввыделяет три этапа в профессиональном самообразовании :
1) ситуативно-вынужденное самообразование как ответ на сложившуюся ситуацию в профессиональной деятельности;
2) ситуативно-инициативное самообразование, в процессе которого наблюдается переход от эпизодического самообразования к систематическому;
3) инициативное самообразование индивидов, характеризующеесяосознанным обращением к систематическомусамообразованию[2].
Функции самообразования, по мнению Т. Б. Михеевой, следующие:
–экстенсивная –приобретение новых знаний;
– ориентировочная – осознание себя и своего места в системе образования;
– компенсаторная – стираниепробелов в собственном образовании;
– саморазвития;
– методологическая – преодоление профессиональной ограниченности;
– коммуникативная;
– творческая[5].
Источниками самообразования для педагога могут являться курсы переподготовки и повышения квалификации, разнообразный видеоконтент,изданная литература и интернет-источники, мастер-классы,семинары, конференции и т. п.
Результаты самообразования, которые выделяет С. В. Юдакова:продукция интеллектуального труда и разного рода публикации, повышение мотивации педагогов и качества работы; реализация новых идей на практике; разработка рекомендаций по применению авторской технологии; проведение мастер-классов, тренингов, конференций,семинаров и обобщение собственного опыта[2].