МААМ-картинки

Специфика профессионального самообразования педагогов

Светлана Бушуева
Специфика профессионального самообразования педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

В системе образования России сложилась устойчивая позиция, что каждому педагогу необходимо иметь тему самообразования. Как правило, молодые педагоги берут темы бакалаврских и магистерских диссертаций, педагоги с опытом на протяжении многих лет формально «исследуют» одну тему и не могут от нее отойти. В данной статье попробуем преодолеть формальный подход к самообразованию педагогов и показать огромный потенциал и возможности самообразовательной деятельности.

Темочки:

При рассмотрении слова «самообразование» видим две части «сам» и «образование». В первом приближении понимаем, что речь идет о способности человека самому себя образовывать. Для углубления рассмотрим точки зрения разных авторов на самообразование.

Ю. Е. Калугин самообразованиерассматривает в качестве системной целостности, функционирование которой обеспечиваетисключительно сама личность, а результат воплощается в ее развитии[1].

С. В. Юдакова под самообразованием понимает «процесспознания, подчиненный основным закономерностям теории познания» [2, с. 7]. Данный исследователь считает, что результатом этого процесса являются новые компетенции, умения, знания, которые являются основойразличных видов деятельности человека.

Основными характеристиками самообразования с точки зрения И.  О.   Ганченко могут выступать: возможность самореализации, ощущение внутреннейсвободы, энергетический потенциал целенаправленности личности,самопознание [3].

Многие исследователи (И. О. Ганченко,Ю. Е. Калугин,С. В. Юдакова и др.) синонимом самообразования считают самообразовательную деятельность и включают в нее умения организовать самого себя. Данные умения содержат: определение целей и задач, составление плана, фиксациясроков его реализации, рефлексия. Исходя из этого, Л. М. Кашаповавыделяет структурные компоненты самообразования : мотивационный, организационно-процессуальный, рефлексивный[4].

Самообразование является одним из видов деятельности человека любой профессии, в том числе и педагогов. Рассмотрим понятие профессионального самообразования.

Под профессиональным самообразованием Т. Б. Михеева понимает самостоятельную познавательную деятельность представителя любой профессии, включающую целенаправленную самореализациюкак основу внутреннего ощущения свободы, открытие стремления к познанию и наличие самосознания, реализация потребностей социализации;творческая активность в профессиональной деятельности[5].

Г. М. Коджаспирова выделяет основные характеристики профессионального самообразования : творческий характер, осознание текущих процессов, многокомпонентность, регулярность и систематичность, целенаправленность,личностная значимость, самостоятельность, профессиональное значение и др. [6].

Л. М. Кашапова представляет профессиональное самообразование педагога как процесс творческой самореализации в данной профессии[4]. Это выражается восознании своих личностныхи профессиональных возможностей, повышение профессиональной компетентности, умения перевести теоретические выкладки в реальные педагогические действия; разработка новых приемов, средств методик, форм педагогической деятельности, способностик самоанализу, рефлексии, индивидуальный стильдеятельности.

Ю. Е. Калугин выделяет основные принципыпрофессионального самообразования : регулярность и систематичность, связь с жизнью, связь теории с практикой, самостоятельность и активность, преемственность, системность, непрерывность[1].

Этапы самообразованияТ. Б. Михеева представляет следующим образом:

1) осознание педагогом потребности в компетенциях ицелеполагание;

2) самостоятельное приобретениетребующихся компетенций (планирование, выбор форм, способов и средств самообразования; непосредственно самообразовательная деятельность, оценка ее результатов, рефлексия)[5].

С. В. Юдаковаввыделяет три этапа в профессиональном самообразовании :

1) ситуативно-вынужденное самообразование как ответ на сложившуюся ситуацию в профессиональной деятельности;

2) ситуативно-инициативное самообразование, в процессе которого наблюдается переход от эпизодического самообразования к систематическому;

3) инициативное самообразование индивидов, характеризующеесяосознанным обращением к систематическомусамообразованию[2].

Функции самообразования, по мнению Т. Б. Михеевой, следующие:

–экстенсивная –приобретение новых знаний;

– ориентировочная – осознание себя и своего места в системе образования;

– компенсаторная – стираниепробелов в собственном образовании;

саморазвития;

– методологическая – преодоление профессиональной ограниченности;

– коммуникативная;

– творческая[5].

Источниками самообразования для педагога могут являться курсы переподготовки и повышения квалификации, разнообразный видеоконтент,изданная литература и интернет-источники, мастер-классы,семинары, конференции и т. п.

Результаты самообразования, которые выделяет С. В. Юдакова:продукция интеллектуального труда и разного рода публикации, повышение мотивации педагогов и качества работы; реализация новых идей на практике; разработка рекомендаций по применению авторской технологии; проведение мастер-классов, тренингов, конференций,семинаров и обобщение собственного опыта[2].

Публикации по теме:

Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.

Значение конкурсной деятельности в развитии профессионального мастерства педагоговЗначение конкурсной деятельности в развитии профессионального мастерства педагогов 1 слайд: Система образования её модернизация меняет представления о педагоге современного образования, государство и общество предъявляют.

Анализ диагностики профессионального выгорания педагогов МБДОУ Цель исследования: выявить степень выраженности синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов МБДОУ «Детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика профессионального самообразования педагогов
Опубликовано: 19 января 2025 в 12:14
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика профессионального самообразования педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бушуева (УИ 1461573) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД