Екатерина Поддубко
Проект «Внедрение принципов бережливых технологий в образовательную деятельность в работе с детьми 3–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Сегодня в ведущих отраслях экономики реализуются мероприятия по повышению производительности труда на основе внедрения бережливых технологий. Бережливые технологии, которые сначала появились в промышленности, чтобы сократить так называемые «издержки» — непрофильную работу сотрудников, и в результате — повысить производительность труда, теперь применяются не только в государственных учреждениях образования, но и в частных школах, и даже в детских дошкольных учреждениях.
Бережное использование, бережливое отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. Ресурс нашей планеты не бесконечен, как и ресурс человеческих возможностей. Пора задуматься над тем, как мы можем не в ущерб жизнедеятельности, не теряя производительности и получая высокие показатели на выходе обеспечить человеку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и навыки, научить использовать их в повседневной жизни. Конечно, начинать нужно с малого, с корней. И детский сад, как один из первоисточников знаний и умений человека должен принимать в этом процессе непосредственное участие.
В процессе внедрения принципов бережливых технологий в образовательную деятельность ДОУ по-новому организуется рабочее пространство групп, разрабатываются инструкции по работе с электронными ресурсами для воспитателей, педагогов и родителей.
Анализ образовательной ситуации в ДОУ, особенностей микросоциума, потребностей и возможностей воспитанников, их родителей, педагогического коллектива предполагает организацию бережливого производства в игровой и познавательной деятельности.
Система бережливых технологий в ДОО подразумевает воспитание бережливых и экономных детей не с помощью запретов и нравоучений, а вовлечение взрослых и воспитанников в сказочный и удивительный мир бережливости и экономии. Реализовать поставленную цель и задачи поможет организация проектной деятельности в группе.
Методика работы в рамках проекта разрабатывается с учетом возрастных и психологических особенностей детей, условий РППС. Внедрение бережливых технологий приведет в целом к системному, эффективному воздействию и улучшению образовательного процесса в ДОО, позволит всесторонне выявить недочеты и устранить потери, как у работников, так и у воспитанников ДОО. В группах детского сада появятся элементы применения визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников, такие как: разметки на столах, на дверях в коридорах, система пространственной навигации (указатели, система стандартизации ежедневных операций в режиме работы коллектива и режима дня воспитанников детского сада (будут разработаны алгоритмы ежедневных действий детей, будет создана креативная среда с использованием системы 5S в работе групповых ячеек (надписи на шкафах и т. д.).
Цель проекта:
повышение эффективности и улучшение качества образовательных услуг в ДОУ путем внедрения «бережливых технологий» в организационную образовательную деятельность через формирование бережливого мышления и бережливого отношения к окружающим предметам и вещам у детей дошкольного возраста и взрослых.
Задачи проекта:
- создать соответствующие условия в группе по внедрению бережливых технологий и стандартизировать ежедневные операции деятельности детей и взрослых;
- формировать у детей прочные навыки и умения действовать по алгоритмам во время режимных моментов и дежурства по занятию;
- развивать стремление самостоятельно пользоваться алгоритмами;
- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе с различными материалами;
- воспитывать у детей умение работать в коллективе.
Методология проекта:
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
1-й подготовительный этап (картирование процессов)
(06.06.2024-14.06.2024)
Деятельность педагога:
- Беседы с детьми «Уроки бережливости»
- Подбор наглядной информации.
- Подборка материалов и оборудования для создания и проведения проекта.
- Составление алгоритмов мытья рук, алгоритма дежурства по занятию лепка, дежурство по занятию рисования, дежурство по занятию аппликация, по ФЭМП.
Подборка художественной литературы: «Маша - растеряша», К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе».
Деятельность детей:
- Рассматривание иллюстративного материала.
2-й основной этап (практический).
12 апреля– 30 апреля
дата пособие деятельность педагога практическая деятельность детей
04.05. – 08.04. алгоритм мытья рук и пользование туалетом
Разработка алгоритма мытья рук, пользование туалетом
(в умывальной комнате).
Беседа «Помощница – Вода», «Экономим воду», «Круговорот воды в природе».
Чтение К. Чуковского «Мойдодыр»,
«Про микробов». Разучивание графических изображений алгоритма.
Игра «Выстроен алгоритм».
09.04. – 12.04. алгоритм дежурства по занятию лепка
Разработка алгоритма дежурства по занятию лепка (находится на внутренней стороне дверцы шкафа зоны продуктивной деятельности).
Беседа «Аккуратность».
Разучивание графических изображений алгоритма.
Рисование и
выкладывание алгоритма.
15.04. –
17.04. алгоритм дежурства по занятию рисование
Разработка алгоритма дежурства по занятию рисование (находится на внутренней стороне дверцы шкафа зоны продуктивной деятельности).
Беседа «Порядок на рабочем месте».
Разучивание графических изображений алгоритма.
Рисование и
выкладывание алгоритма
18.04 –
22.04
алгоритм дежурства по занятию аппликации
Разработка алгоритма дежурства по занятию аппликация (находится на внутренней стороне дверцы шкафа зоны продуктивной деятельности).
Беседа «Техника безопасности на занятии».
Разучивание графических изображений алгоритма.
Рисование и
выкладывание алгоритма.
3 этап – заключительный
(23 апреля – 30 апреля)
Деятельность детей:
- Участие в итоговой беседе с детьми о проделанной работе.
- Участие в презентации проекта «Проект «Бережливость»».
Ожидаемые результаты:
• алгоритм «Мытье рук», «пользование туалетом»;
• алгоритм «Дежурство по занятию лепка»;
• алгоритм «Дежурство по занятию рисование»;
• алгоритм «Дежурство по занятию аппликация»;
• сокращение временных затрат при выполнении режимных моментов.
Ресурсное обеспечение
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Методический инструментарий: перспективное планирование работы, дидактические игры.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательную деятельность, эффективно развивает творческое и познавательное мышление и навыки детей дошкольного возраста, и привлекает родителей
(законных представителей) воспитанников для пополнения развивающей предметно – пространственной среды группы и знаний дошкольников. (Приложение №1).
Воспитанник: участвует в трудовой деятельности, действует согласно разработанным алгоритмам.
Риски: болезни детей, педагогов, отсутствие материальных ресурсов (неисправность) и другие непредвиденные обстоятельства.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Алгоритм мытья рук
Правила посещения туалета
Уголок дежурства
(«Мы дежурим», «алгоритм дежурства», «детское меню»)
Алгоритм мытья игрушек Алгоритм ухода за комнатными
Растениями
Алгоритм одевания
Алгоритмы дежурства по занятиям
«Аппликация»
«Рисование»
«Лепка»