Мария Мустайкина
Психологические основы восприятия времени детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Время — это одно из звеньев реальности, в которой мы существуем. Все события окружающей действительности мира протекают во времени. Оно дисциплинирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его ходу, хотя порой этого не замечаем. Современная жизнь отличается резкой сменой ритмов, нехваткой времени и невиданными скоростями. Сегодня человеку любой профессии и возраста требуется умение тонко его чувствовать и рационально им использовать.
Публикация «Психологические основы восприятия времени детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.
Начиная с дошкольного возраста жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение контролировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку в повседневной жизни.
Формирование представлений о времени должно происходить не только в специально-организованных формах, а так же на занятиях по окружающему миру, рисованию, на прогулках, в игре, самостоятельной познавательной деятельности.
Дети очень часто затрудняются в восприятии времени. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят : «Если время есть, покажи мне его»
Как же ребенку показать время?
Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности.
Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различия которых формируется на основе личного опыта.
Из этого следует,что знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.
Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени : его текучесть, непрерывность, необратимость. Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени.