Анжела Саркисова
Проект «Весёлые пальчики» в старшей группе с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Веселые пальчики»
Вид проекта : краткосрочный
Участники проекта : дети старшей группы (5–6 лет) с ЗПР
Сроки проведения: 2 недели (с 10.03. по 29.03. 2022г.)
Актуальность
Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте является одной из важнейших задач. В настоящее время доказано, что незаметные движения пальцев оказывают положительное влияние на развитие детской речи. "Рука - это инструмент из всех инструментов", - также сказал Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Публикация «Проект „Весёлые пальчики“ в старшей группе с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Мелкая моторика
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос о том, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой моторики и координации мелких движений рук.
Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Обычно ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики способен рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Цель проекта : развитие мелкой моторики рук детей в процессе пальчиковых игр, развитие речи детей.
Задачи:
- развивать мелкую моторику детских пальчиков, речевые способности на основе пальчиковых игр с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка;
- повысьте интерес детей к пальчиковым играм, превратив их в увлекательную игру.
- добиться активного сознательного использования пальчиковых игр в непосредственно организованной деятельности и в повседневной жизни;
-дать родителям представление о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук.
Ожидаемые результаты:
-проявление интереса детей к пальчиковой гимнастике, расширение словарного запаса;
- формирование самостоятельности в использовании пальчиковых игр детьми в непосредственно организованной, совместной и самостоятельной деятельности;
- заинтересованность родителей в развитии мелкой моторики детских рук, в использовании пальчиковых игр в домашних условиях.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап
Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
Изучение методической литературы по данной теме
Подготовка наглядного материала
Подготовка картотеки пальчиковых игр
2. Основной этап
Разучивание с детьми пальчиковых игр
3. Заключительный этап
Оценка результата работы направленной на развитие мелкой моторики рук и речи детей старшего возраста, подведение итогов реализации проекта.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика :
4. Когда ребенок начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.
5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти детей!
6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!
1. Развивает речь.
Упражняя и ритмично двигая пальчиками, ребенок активизирует речевые центры головного мозга.
2. Развивает умение детей подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
Это очень, очень важный навык! И мы, педагоги, должны помочь ребенку сформировать его. Кстати, ребенок может научиться произвольно управлять своим вниманием только в возрасте 5-7 лет. И его школьные успехи во многом будут зависеть от этого навыка.
Сколько и как часто вам нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?
Любые упражнения эффективны только в том случае, если вы выполняете их регулярно. Так что пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях) в течение 5 минут.
Кстати, как вы считаете, нужно ли постоянно менять игры, чтобы поддерживать к ним интерес?
Или достаточно играть в любимые игры?
Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.
Это механизм обучения. Для того чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение. Это чуть позже, в более старшем возрасте, потребуется постоянно вносить разнообразие в игры.
Пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:
1. Упражнения для кистей рук.
2. Упражнения для пальцев условно статические.
Эти игры улучшают ранее приобретенные навыки на более высоком уровне. Более сложные, требующие более точных движений. Кстати, именно с помощью этих упражнений (освоив их, вы сможете сочинять свои самые замечательные и невероятные истории и рассказы).
3. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук.
- развитие речи и пополнение словарного запаса.
Картотека пальчиковых игр
Пальчиковая гимнастика «Транспорт»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)
Мы пошли гулять на луг, («Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.)
А по лугу ползал жук! (Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)
Пальчиковая игра «Найди свой цвет»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, развитие мышления.
Пальчиковая игра «Сладкая ладошка»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один,
Этот пальчик – яблоко,
Вкусное и сладкое.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветки рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что цель этого проекта была успешно реализована. В итоге было достигнуто следующее:
• Развитие координации движений.
• Повышение интереса детей к пальчиковым играм.
• Увеличивайте словарный запас, дети.
• Укрепление психического и физического здоровья детей.
• Развитие творческих способностей.
• Возможность соотносить действия с текстом.
• Заинтересованность родителей в развитии мелкой моторики детских рук.