Маргарита
Проект «Умные пальчики» для развития мелкой моторики у детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта: «Умные пальчики».
Автор: воспитатель МБДОУ№25 «Русалочка» Ким Сун Бок
Участники проекта: дети 3-5 лет, воспитатель, родители, сотрудники детского сада №25.
Актуальность проекта:
«Каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий».
М. Монтессори
Мелкая моторика - это способность ребёнка выполнять последовательность мелких и точных движений кистями, а также пальцами ног и рук при помощи скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем организма.
Публикация «Проект „Умные пальчики“ для развития мелкой моторики у детей 3–5 лет» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
В настоящее время проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста становится всё актуальней, так как в последние годы заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка.
Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального и речевого развития, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за моторику, тесно переплетаются с речевым и мыслительным центрами, соответственно, влияя на готовность ребенка к обучению в школе.
Пальчики ребенка активны не с самого рождения. Научиться управлять ими – огромный труд. В первые недели жизни ладошки младенца сомкнуты в кулачки. Потом они начинают работать: хватают маму за волосы, тянутся за погремушкой, мнут и рвут бумагу. С каждым днем они действуют все осознаннее, стараясь получить желаемое, и добиваются своего. А в это время в голове у ребенка происходит большая работа. Карапуз не просто играет и познает окружающий мир, он умнеет, его интеллект развивается. И в результате ребенок раньше научится говорить. Представление о предмете, его свойствах и качествах у малыша складывается только после ощупывания и облизывания. Именно поэтому важно предоставить ребенку как можно больше возможностей для самостоятельного изучения окружающих предметов.
В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.). Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.
Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Очень важно способствовать развитию речи детей с самого раннего возраста, не дожидаясь диагноза отклонения в речевом развитии. Постоянное общение, всевозможные игры и занятия по развитию мелкой моторики должны стать неотъемлемыми на ранних стадиях развития ребенка.
Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии для самых мышц, и для других органов. Вот почему проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста остается актуальной и сегодня.
Вид проекта:
Практико-ориентированный, творческий
фронтальный
долгосрочный
Срок реализации: сентябрь 2016 - май 2018
База реализации: г. Южно-Сахалинск, МБДОУ №25 «Русалочка», вторая младшая, средняя группа.
Цель проекта: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
- Способствовать овладению жизненно важными умениями, бытовыми навыками;
- Улучшать моторику, координацию движений кистей, гибкость пальцев рук дошкольников;
- Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
- Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;
- Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия;
-Развивать фантазию, речь, мышление, память, внимание, усидчивость;
- Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив;
Предполагаемый результат:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников в соответствии данного возраста.
-Снижение количества детей с задержкой речи.
-Формирование речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста.
-Овладение приемами работы разными инструментами.
- Улучшение развития воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности.
-Пополнение предметно-развивающей среды.
Формы реализации:
-Словесный
-Наглядно-действенный
-Практический
-Игровой.
Методы реализации:
1. Традиционные:
-самомассаж кистей и пальцев рук,
-игры с пальчиками с речевым сопровождением,
-графические упражнения,
-предметная деятельность,
-настольные игры,
-кукольные театры,
-игры на развитие тактильного ощущения.
2. Нетрадиционные:
-самомассаж кистей и пальцев рук предметами,
-игры с пальчиками с использованием разнообразного материала.
Принципы работы:
-Учет индивидуальных особенностей;
-Наглядность;
-От простого к сложному;
-Радость от совместной деятельности;
-Систематичность, цикличность, последовательность.
[b]Рабочий план реализации проекта:
1 этап-Подготовительный (сентябрь- октябрь 2016)[/b]
Цель: подготовка и создание условий для реализации проекта.
Задачи:
-Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
-Подготовить методический материал по данной теме, картотека пальчиковых игр и упражнений;
-Провести анкетирование родителей, диагностику уровня развития речи, мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
-Обогатить предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
-Привлечь родителей к участию в реализации проекта.
Содержание 1 этапа:
-Составление перспективного плана мероприятий проекта.
-Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных
материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.
-Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
-Консультация для родителей “Значение мелкой моторики в развитии речи детей”.
-Пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста.
2 этап-Основной (ноябрь 2016-апрель2018)
Цель: реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. в образовательную практику.
Задачи:
-Создать эмоционально-комфортную обстановку в детском коллективе.
-Развивать координацию и умение управлять своими движениями пальцев рук.
-Улучшать общую двигательную активность.
-Применить изученные приёмы в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
-Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
-Формировать навыки работы с пластилином, интерес к лепке.
-Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
Содержание 2 этапа:
-Включение пальчиковой гимнастики в конспекты НОД, комплексы утренней гимнастики, в режимные моменты.
-Разучивание потешек, стихотворений с использованием пальчиковых игр.
-Применение дидактических игр, упражнений в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности детей.
-Использование традиционных и нетрадиционных методов рисования, аппликации в продуктивной деятельности.
-Формирование навыков работы с пластилином, тестом.
-Обучение детей самомассажу ладоней и кистей рук при помощи предметов (щеткой, мячиком Су-Джок, природным материалом, прищепкой)
-Применение игр с предметами (счетные палочки, платочки, бусы).
-Развитие умения детей правильно пользоваться предметами домашнего обихода (ложка, карандаш, ножницы, застегивание пуговиц).
-Игры с кукольным театром.
-Пополнение, изготовление и использование предметно-развивающей среды (настольные игры, песочный уголок, мячи, пирамиды, кубики, тактильный коврик).
- Оформление наглядно- информационного и консультативного материала для родителей.
3 этап-Заключительный (май 2018)
Цель: Подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.
Задачи:
-Провести повторную диагностику уровня развития речи, мелкой моторики.
-Продолжать знакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значением, дальнейшее привлечение их к совместной деятельности.
-Закреплять приобретенные навыки пользования предметами, работы с пластилином.
-Способствовать дальнейшему развитию мелкой моторики и координации движения рук.
Содержание 3 этапа:
-Повторная диагностика уровня развития речи, мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
-Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
- Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук.
-Презентация на педсовете по успешности реализации проекта.
-Выставка детских работ с использованием нетрадиционных методов
рисования и аппликации.
План мероприятий по реализации проекта.
Ежедневно:
-Пальчиковая гимнастика;
-Продуктивная деятельность (рисование, лепка, обводка, раскрашивание);
-Предметно-развивающая среда (конструктор, игры с мячом, пазлы, кубики, шнуровка, мозаика)
-Игры с предметами («Волшебный мешочек», «Собери бусы для мамы», «Золушка» с крупами, «Выложи узор», «Найди сюрприз»)
Подготовительный этап:
-Диагностика уровня развития речи, мелкой моторики:
Обследование связной речи (по Ушаковой, Струниной);
Методика «Обследование мелкой моторики у детей 2-4 лет» О. И. Крупенчук.
-Анкетирование родителей:
-Подбор информации для родителей: буклетов, уголков, консультации, папок:
«Пальчиковые игры», «Жесты, их значение», «Роль мелкой моторики в развитии психических процессов детей», «Игры и развлечения для развития мелких мышц рук», «Как научить правильно держать ложку, карандаш».
Основной этап:
-Пальчиковая гимнастика:
«Детский сад», «Части тела», «Апельсин», «Моя семья», «Капуста»,
«Теремок», «Дерево», «Цветок», «Мебель», «Божья коровка».
-Пальчиковые игры с предметами:
с платком, мячиком, экспандером, счетными палочками, грецкими орехами.
-Игры на взаимодействие:
«Камень, ножницы, бумага», «Птичка зернышки клюет…», «Рыбка, рыбка, окунек…».
-Самомассаж ушей, пальцев (потирание, поглаживание, пощипывание, постукивание, самомассаж предметами (прищепками, мячиком Су-Джок, щеткой, кисточкой, карандашом).
-Формирование умения правильно держать ложку, карандаш, ножницы.
-Дидактические игры:
«Часовщик», «Золушка», «Зашнуруй ботинок», «Пирамидка», «Волшебный мешочек», «Пирамидка», «Завязывание и развязывание бантиков», «Катушка», «Перелей воду», «Цветные дорожки», «Веселая гусеница».
-Продуктивная деятельность:
Рисование карандашами, кисточкой, ватными палочками, пальчиками и ладонью, природным материалом, губкой.
Аппликация из природного материала, ваты, крупы, бумаги, картона, ниток, конструирование из бумаги.
Лепка из пластилина, теста.
-Кукольный театр: пальчиковой, кукла на руку, теневой.
-
Предметно-развивающая среда:
Настольные игры (пазлы, мозаика, конструктор, кубики, вкладыши, шнуровка, счеты, бусы)
Арт-песочница, мячи, массажный коврик, сухой бассейн с крупой.
Заключительный этап:
-Повторная диагностика уровня развития речи, мелкой моторики.
-Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
- Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук.
-Презентация на педсовете по успешности реализации проекта.
-Выставка детских работ с использованием традиционных и нетрадиционных методов рисования и аппликации, лепки.
Результат реализации проекта:
Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствовала увеличению словарного запаса детей, формированию грамматического строя речи, сохранению физического и психического здоровья ребенка. Кисти рук приобрели подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;
Дети научились правильно держать ложку и карандаш. Виден положительный прогресс в развитии воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности. Предметно-развивающая среда группы пополнилась новыми игрушками, дидактическими играми, предметами. Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома. Повысилась родительская заинтересованность и компетентность по этой теме.
Дальнейшее развитие проекта:
Давно доказано, что развитию интеллекта и речи ребенка, подготовке к обучению к школе, а также положительному воздействию навесь организм малыша в целом способствует ловкая и слаженная работа детских пальчиков. Перечисленные виды детской деятельности должны использоваться в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Поэтому для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах.
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
Сухомлинский В. А.
Использованная литература:
1. Година Г. Н., Пилюгина Е. Г. «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада». М. : Просвещение,1987.
2. Диченскова А. М. «Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики». Ростов-на – Дону: Феникс,2014.
3. Калинина Т. В. «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет». Волгоград: Учитель, 2013.
4. Косинова Е. М. «Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику». М. : Эксмо,2004.
5. Прокопьева Л. И. «Психология и диагностика речевого развития детей: учебно - методическое пособие для студентов». Южно-Сахалинск: СахГУ,2009.
6. Ращупкина С. Ю. «Пальчиковые развивалки: Развивающие игры для детей». М. : Эксмо,2010.