Мария Михайлова
Познавательно-исследовательский проект «Весна-красна»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Весна – красна»
Тип проекта: познавательно - исследовательский
Участники: дети, воспитатели, родители
Продолжительность: среднесрочный (с февраля по май 2019 года)
Автор-разработчик: Михайлова Мария Александровна
Постановка проблемы:
В ходе диагностической беседы мною были выявлены следующие проблемы: дети не называют характерные признаки весны, не умеют устанавливать простейшие связи и между сменой времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности, бедный словарный запас. Чтобы устранить эти проблемы, я решила разработать проект
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Весна-красна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
по теме «Весна-Красна».
Цель: формирование представлений о весенних природных явлениях через разные виды деятельности.
Задачи:
• Расширять представления о характерных особенностях весенней природы.
• Учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, состоянием растительности.
• Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования.
• Формировать представления о безопасном поведении весной.
• Учить отражать полученные впечатления в разных непосредственно образовательных и самостоятельных видах деятельности детей.
• Развивать познавательную активность, внимание, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Воспитывать экологическую культуру, трудолюбие, и любознательность.
Ожидаемые результаты:
- знания о весне, как о времени года,
- развитие познавательного интереса к изучению природы,
- развитие интереса и желания к экспериментальной деятельности,
- развитие связной речи, обогащение словаря,
- воспитание бережного отношения к природе и животному миру.
Актуальность проблемы:
Установка на гуманизацию современного экологического образования диктует иные подходы работы с детьми в этой области. Единственный и надёжный помощник – культура, духовность. Вне духовного содержания любое дело – это полдела. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка.
Этапы проекта:
I. Подготовительный
-определение проблемы, цели, задач проекта
-изучение методической литературы
-пополнение развивающей среды (иллюстрации, картинки, художественная литература, альбомы, дидактические игры)
-составление плана проектной деятельности
II. Основной
1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Показать письмо медвежонка, в котором просит разбудить его весной.
2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.
Как вы думаете, наступила весна? Как узнать?
Давайте вместе ответим на этот вопрос и решим, пришло время будить медвежонка или ему можно еще поспать?
Образовательные области:
Познавательное развитие
Формы Методы работы Время
Наблюдения за погодой – ведение календаря.
За деревьями – берёзой, сосной, кустарниками, яблонями, молодой травой
За цветением комнатных растений
За домашними животными и птицами (перепелками и цыплятами).
Посев семян цветов в группе, а затем высадка рассады в огород.
за сосульками (длинные, острые, тяжёлые, состоящие из льда).
за таянием снега. (Что тает быстрее? Снег сжатый, снег рыхлый и лёд)
Цель: Направить знания детей в нужное русло, удовлетворить их любопытство в познании окружающего мира.
Посадка Посадка в огороде и на клумбе - Лука, гороха, бобов, цветов.
Цель: приобщить детей к труду и пополнить их знания о растительном мире.
Опыты «Как меняется вода при смешивании»,
«Что тонет, а что плавает?»
«Бумага – рвётся, намокает, мнётся, на ней можно рисовать и сгибать»,
«Таяние снега» – как он тает и что от этого остаётся?
«Ткань – прозрачная и не прозрачная, она пропускает воду, мнётся и её можно.
«Соберем водичку»,
«Тень»
«Солнечные зайчики»,
«Вода холодная и горячая»
Рекомендации: Такой вид деятельности очень интересен дошкольникам, помогает им узнать много нового об окружающем мире, принять непосредственное участие в процессе исследования. Главное правило, которого следует придерживаться мамам и папам и воспитателям – отсутствие принуждения: занятия должны проводиться лишь тогда, когда сам ребенок готов к экспериментам.
ЛЕПБУК: «Времена года - Когда это бывает?», «Кто, где живёт?», «Кого разбудило солнышко?», «Разрезные картинки о весне», «Весенние цветы», «Чия тень?», «Чей малыш?», «Дикие и домашние животные», «Птицы прилетели», «Сложи картинку с животными», «Что перепутал художник?», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Одень куклу».
Цель: Закрепить знания детей о времени года весна.
НОД (ФЦКМ) Прогулка в весеннем лесу» - посмотреть признаки природы – таяние снега и образование проталин.
Цели и задачи:
• Обобщить знания детей по теме «Весна». Уточнить знания детей о времени года, изменениях в природе, происходящих весной.
• Закрепить знания детей о животных - обитателях леса (заяц, лиса, волк, медведь,еж) и птицах (воробей, ворона, сорока). Учить отгадывать загадки о животных.
• Развивать речь детей, расширять словарный запас, ввести в активный словарь слово «стрекочет». Активировать внимание и слух детей.
«Прогулка по весеннему саду, на полянку, в весенний лес» - посмотреть, как набухают почки на ветках, как растёт трава, расцветают весенние цветы и на фруктовых деревьях.
Цель: Расширять представления о лесных растениях и животных и насекомых.
Задачи:
• формировать элементарные представления о простейших связях в природе.
• Формировать чувство цвета, интерес к работе с пластилином,
• развивать мелкую моторику, воспитывать аккуратность, бережное отношение к своей работе.
• расширение лексического запаса по теме «Весна».
• развитие связанной речи.
• стимулирование мыслительной и речевой активности детей.
• развитие словесно – логического мышления.
• воспитывать усидчивость, интерес к познавательной деятельности.
• воспитывать умение работать в коллективе.
• развивать умения ориентироваться в пространстве.
«Прогулка к участку малышей» - во что одеты дети, как они гуляют, общаются между собой.
Цели: учить детей наблюдать и рассматривать, объяснять целевое назначение и функцию отдельных предметов и объектов. Наблюдать и замечать изменения в природе, развивать умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
Пробудить в малышах чувство заинтересованности и сопричастности ко всему, что происходит вокруг, продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на улице, обратить внимание на объекты (людей, их одежду, объяснять целевое назначение и функцию отдельных предметов (одежды людей).
«Наблюдение за работой дворника»
Цель: познакомить детей с трудовой деятельностью дворника, показать значимость труда, направленного на поддержание чистоты и порядка. Воспитывать желание поддерживать чистоту, помогать взрослым, уважать их труд.
Домашние животные – создать книгу «Наши друзья»
Цель развивать у детей устойчивый интерес к книге, а также бережное отношения к ним. Воспитание эстетического вкуса и связной речи.
Птицы прилетели – Оформить окно
Цель:
• Обобщить представления детей о перелетных и зимующих птицах.
Задачи:
• Расширять представления детей о весенних признаках: светит солнышко, зеленеет травка, на деревьях появляются листочки, прилетают птицы
• Продолжать учить ориентироваться в пространстве, повторить понятия: справа, слева, сверху, снизу.
• Продолжать учить находить лишнее из множества.
• Формировать выразительность движений, умение передавать действия (поклевать зернышки, помахать крыльями, попрыгать по веточкам, почистить перышки).
• Пополнять словарный запас детей незнакомыми словами: голосят, не томите, вывести птенцов.
• Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
НОД (ФЭМП) «Путешествие на полянку», «Птицы прилетели», «Геометрическая картина - Весна»
Цели и задачи:
Образовательная: продолжать учить различать и называть геометрические фигуры, основные признаки предметов, цвет, форму, величину. Учить устанавливать соответствие между множествами, счёту до четырёх, закрепить умение сравнивать предметы по размеру
Развивающая: развивать пространственные отношения: справа, слева. Продолжать осваивать умение различать правую и левую руки, составлять из частей целое. Развивать память, воображение. Вариативного мышления и творческих способностей ребенка
Воспитательная:
- воспитывать желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Упражнение «Собери скворечник» (схема конструктор из счетных палочек)
Упражнение «Домик для зайки» (схема конструктор из счетных палочек)
Упражнение «Весна» (ёлочки из треугольников, лужи из овалов, солнце из круга и лучики из прямых линий, дом из геометрических фигур и т. п.)
Упражнять в умении группировать предметы по двум признакам (размеру, цвету).
Цель: Формировать у детей умения выкладывать постройки из геометрических фигур по словесной инструкции.
Конкурсы
и Выставки «Раскрась пасхальное яйцо» - поделки
«Останови огонь» - рисунки и поделки
«Танки красок не бояться» - рисунок танка;
«Эко колобок» - рецепты здорового питания;
«Мой друг» - составление рассказа про домашних животных
«Дорожные знаки» - поделки
«Мой дедушка и папа военные» - фото дедушки или папы в военной форме. Или рисунок про победу.
«Кормушка для птиц» - изготовление кормушки и принос корма для птиц.
Цель: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности; способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы; повышать культуру родителей.
Презентация
«Весна», «Звери весной», «Пробуждение после зимней спячки» (медведь, еж).
Цель: познакомить детей с характерным поведением зверей весной, учить правильно, называть знакомых животных, их детёнышей, жилища. Развивать интерес к живой природе, обогащать словарный запас.
Речевое развитие
Формы Методы работы Время
Рассматривание иллюстраций «Весна», «Птицы весной», «Животные домашние», «Животные дикие», «Животные жарких стран», «Насекомые на полянке», «Весенние цветы».
Цель: Учить понимать содержание картины, назвать то, что увидели, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие умозаключения.
Рассматривание картин «Ледоход»; «Для чего нужны скворечники», «Первоцветы», «Кормушка для птиц», «Пускание корабликов».
Цель: Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенный на картинке, развивать умение слушать пояснения.
Беседы: «Как изменилась одежда?», «Что изменилось вокруг?»
Составление рассказа по сюжетным картинкам: «Курица с цыплятами», «Птицы прилетели».
Д/И «Приметы весны», «Весенняя поляна», «Времена года», «Когда это бывает?», «Разрезные картинки», «Цветик – семицветик», «Лото», «Чудесный мешочек», «Подбери действие», «Рассели животных по домам»
Цель: Развивать навыки диалогической и монологической речи.
Чтение Заучивание стихотворений о весне. Загадывание загадок. Чтение пословиц, поговорок о весне, объяснение их смысла.
Цель: Средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Развитие эстетического восприятия поэзии, художественного слова.
Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью.
Л. Толстой «Пришла весна…»
Е. Карганова «Весна»
К. Льдов «Ласточка»
Л. Аграчёва «Весело аукнула»
М. Борисова «Песенка капели»
Потешка «Весна, весна красная.»
Скребицкий Г. «Весна в лесу»
При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач:
• вызвать интерес к стихотворению и желание знать его,
• помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов,
• обеспечить запоминание,
• научить выразительно, читать перед слушателями,
• воспитывать любовь к поэзии.
Все эти задачи определяют построение занятий и выбор основных приемов для лучшего усвоения и заучивания детьми текста.
Сказки:
«Лиса и заяц», «У страха глаза велики», «Бычок соломенный бочёк»
И. Ревю «Детская сказка о весне».
Чтение худ. лит-ры: «Храбрец молодец» перевод с болг. Грибовой,
«Пых» белорус. Обр. Н. Мялика.
«Если снег повсюду тает…», Е. Карганова,
«Март», В. Берестов,
«Подснежники», «Возвращаются певцы», Г. Ладанщиков
«Весна» И. Токмакова,
«Весна» С. Маршак,
«Пришла весна…» Л. Толстой.
Цель: Познакомить детей со стихотворением, учить называть признаки весны, помочь запомнить новое стихотворение.
Разучивание стихотворений:
Б. Заходер, «Ласточка»
И. Белоусова «Весенняя гостья»,
О. Высоцкая «Весна-красавица»
Е. Благинина. «Весна пришла»
А. Плещеева «Весна»
Отгадывание загадок.
Г. Ладонщиков. Медведь.
Л. Аграчёва «Весело аукнула»
Социально-коммуникативное развитие
Формы Методы работы Время
Трудовое воспитание. «Застегиваем и расстегиваем пуговицы и замки на одежде»
«Уборка площадки от старых прошлогодних листьев и трав»
«Приготовить грядку в огороде, перед посадку».
«Отчищать оставшийся снег»
«Посадка семян в огородик на окне»
«Посадка семян и цветов в клумбы»
«Делать кормушки и кормить птиц ранней весной»
«Наблюдать за работой дворника»
Цель: знакомить детей с трудом взрослых в весенний период в саду и огороде, воспитывать у детей любовь к труду и желание оказывать взрослым посильную помощь. Воспитывать у детей уважение и бережное отношение к труду дворника. Развивать навыки самообслуживания.
Беседы «Покормим птиц», «Для чего нужны скворечники», «О труде дворника», «О весенних работах в садах и огородах»
Цель: Закрепить полученные знания и помочь детям научится делать вывод.
Уход За комнатными растениями, рассадой.
Цель: привить особенность и привычку везде видеть прикрасное. Ценить труд взрослых.
Сделай «Смотрит солнышко в окошко» - сделать
Цель: Учить выполнять одну и ту же картинку из различного материала.
игры – забавы «Солнечные зайчики», «Плывут – плывут кораблики», «Пёрышко летит и падает»
Цель: Помогут детям отвлечься или переключить внимание с одного действия на другое. Небольшие эксперименты развивают воображения и наблюдательность.
Коммуникация
Беседы: о весне; по картинкам «К нам пришла весна», «Хорошо в лесу»; «Покормим птиц», «Для чего нужны скворечники», «Звери весной».
Цель: Помочь детям погрузится в атмосферу весны
ОБЖ Беседы на тему: «Опасные сосульки»; «Будем беречь, и охранять природу», «Правила поведения в лесу». Цель: Помочь детям, запомнить правило безопасного поведения на улитце в весенние время.
С/ игры «Путешествие в весенний лес», «Кукла идет гулять», «Семья готовится к весне», «Семья», «Собираемся на прогулку»
Цель: Развивать навыки взаимодействия в игре.
Д/И «Что сначала, что потом?», «Найди и покажи», «Одень куклу на прогулку», «У кого картинка?»
Цель:
Физическое развитие
Формы Методы работы Время
Беседы «Опасный лёд», «Ног не намочи – не становись в ручьи!».
Цель: Помочь детям, запомнить правило безопасного поведения на улитце в весенние время.
Подв. /и «Солнышко и дождик», «Через ручеёк», «Птички и птенчики», «Скворечники», «Поймай комара», «По ровненькой дорожке», «Гори гори ясно», «Первые цветы или садовник», «Медведь», «Пчелки», «У медведя во бору»,
Цель: Развивать навыки взаимодействия в игре.
Ф-м «Солнышко», «Капель», «Весна», «Одуванчик», «Птички», «Дождик», «Возвращение птиц», «Бабушка – погодушка в марте, апреле, мае», «Подснежник», «Росточек», «Ласточка», «Заботливое солнышко»
Цель:
Паль/и «Росточек», «Кораблик», «Весна», «Насекомые над лугом», «Подснежник».
Цель:
Художественно-эстетическое развитие
Формы Методы работы Время
Театрал. игра «Заюшкина избушка», «Кошкин дом»
Цель:
Аппликация «Скворечники», «Домик для зайки», «Открытка к дню Победы», «Весенний дождь», «Весенние цветочки», «Смотрит солнышко в окошко», «Солнышко на облаке»,
Аппликация объемная «Веночки»
Цель:
Лепка «Птички прилетели», «Морковка для зайки», «Барабанит весёлая капель», «Пушистая верба», «Тортик на 8 марта», «Бусы в подарок куклам».
Цель:
Рисование «Одуванчики в траве», «Мирное небо», «Платочек для мамы», «Плачут сосульки», «Весенний дождь», «Одуванчики», «Ручеёк», «Кружка на блюдце», «Солнечные зайчики»
Цель:
Развлечение «К нам спешит весна»
Музыкальное Учим песни:
Цель:
фольклор Песенки, потешки «Как у нашего кота», «Жили у бабуси», «Травка муравка», «Заря заряница», «Тень тень потетень», «Иди весна, иди красна», «Далеко, далеко…», «Вышла Галя на лужайку.»
Конструирование
«Светит солнышко в окошко» Закреплять умение самостоятельно выполнять схему солнышка из подручных материалов (счётных палочек, кубиков, камешков, пластилина)
«Снежные фигуры» снеговик, чайник с чашками
Цель:
Итоги проекта
Формы Методы работы Время
коллективная работа Встречаем весну», «Галактика»
Презентация Пробуждение лесных зверей.
конкурс чтецов Заучивание с детьми стихотворений о весне. Родители, дети, воспитатели.
Марш Парков Участие в выставке рисунков «Природа Урала в сазах Бажова» и Украшение своими руками из бросового материала. Родители, дети, воспитатели.
Участие в выставке поделок «Роспись пасхальных яиц» Родители, дети, воспитатели.
Участие в конкурсе «Танки красок не боятся» Родители, дети.
«Останови Огонь!» - Родители, дети.
развлечение «К нам спешит весна»
Цель: желание детей наблюдать за природными явлениями, рассказывать о них, интерес детей к экспериментальной деятельности, значительное обогащение словаря
ЛЕПБУК «Природа весной» Родители, дети, воспитатели.
Праздник «Веснянка» Дети, родители, воспитатели.
Фото - выставка «Весенний уголок моего посёлка». Родители, дети, воспитатели.
Создание книжки Мои друзья» - Родители, дети, воспитатели.
Выставка Портретов дедушек и пап к 9 мая и рисунки к Дню победы.