Елена Сарайкина
Проект «Веселые пальчики» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Веселые пальчики» во второй младшей группе
Вид проекта : Краткосрочный, игровой, групповой
Участники проекта : дети второй младшей группы (3-х лет)
Сроки проведения: 1месяц
Место проведения: Детский сад №42
Актуальность
Публикация «Проект „Веселые пальчики“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте является одной из важнейших задач. В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. «Рука – это инструмент всех инструментов», - сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант.
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой моторики и координации тонких движений рук.
Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Цель проекта : развитие мелкой моторики рук детей в процессе пальчиковых игр,развитие речи детей.
Задачи:
-развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности на основе пальчиковых игр, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
- повысить интерес малышей к пальчиковым играм, превратив их в занимательную игру.
-добиваться активного осознанного использования пальчиковых игр в непосредственно организованной деятельности и в повседневной жизни;
-дать представление родителям о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук.
Ожидаемые результаты:
-проявление интереса детей к пальчиковой гимнастике, увеличение словарного запаса, возрастание речевой активности детей в различных видах деятельности;
- формирование самостоятельности в использовании детьми пальчиковых игр в непосредственно-организованной, совместной и самостоятельной деятельности;
- заинтересованность родителей в развитии мелкой моторики рук детей, в использовании пальчиковых игр в домашних условиях.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап
Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
Изучение методической литературы по данной теме
Подготовка наглядного материала
Беседа с детьми «Поиграем с нашими пальчиками»
Подготовка картотеки пальчиковых игр
Подготовка письменных консультаций для родителей «Значение пальчиковых игр для развития ребенка», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».
2. Основной этап
Разучивание с детьми пальчиковых игр
Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии развлечений, в утренние и вечерние отрезки времени.
3. Заключительный этап
Оценка результата работы направленной на развитие мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста, подведение итогов реализации проекта.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика :
1. Развивает речь.
Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.
2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.
5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!
6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!
Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?
Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях) минут по 5.
Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес?
Или достаточно играть в полюбившиеся?
Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.
Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение. Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.
Зачем же я снова и снова возвращаюсь к теме пальчиковых игр, зачем такое их количество? Может, тогда достаточно нескольких, полюбившихся?
Дело в том, что пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:
1. Упражнения для кистей рук.
Примеры таких игр - это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».
Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:
- учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;
- учит напрягать и расслаблять мышцы;
-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;
- учит переключаться с одного движения на другое.
2. Упражнения для пальцев условно статические.
Эти игры - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения, можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.
3. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Развитие речи и пополнение словарного запаса.
Отчет о проделанной работе по проекту и оценка результатов работы.
В ходе проекта проводились все намеченные ранее мероприятия: ознакомление родителей с пальчиковой гимнастикой, её ролью в развитии ребенка, подготовка картотеки пальчиковых игр используемых для реализации целей и задач проекта, разучивание с детьми пальчиковых игр,
включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии развлечений, в утренние и вечерние отрезки времени.
Дети проявляли неподдельный интерес к пальчиковым играм, быстро усваивали и запоминали стишки, использовали их в своей игровой деятельности.
К концу реализации проекта ребята изучили 25 пальчиковых игр и могли свободно в них ориентироваться, воспроизвести самостоятельно,выделяя любимые игры.
Таким образом,с уверенностью можно сказать,что цель данного проекта была реализована успешно. В конечном итоге было достигнуто следующее:
• Развитие коммуникативных отношений.
• Развитие координации движений.
• Повышение интереса малышей к пальчиковым играм,
• Увеличение словарного запаса, детей
• Укрепление психического и физического здоровья детей
• Развитие творческих способностей.
• Умение соотносить действия с текстом.
• Ознакомление с фольклором.
• Заинтересованность родителей в развитии мелкой моторики рук детей