Елена Крюкова
Проект «Весь мир театр, а дети в нём актёры»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта: На сегодняшний день концепция дошкольного воспитания направлена на развитие личности ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей в психической, эмоциональной и физической сфере. С каждым годом растет количество детей, у которых возникают проблемы с речью, произношением, проговариванием звуков. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей устранения недостатков в развитии речи, укрепления здоровья воспитанников, профилактика заболеваний и увеличение двигательной активности, как сильного фактора интеллектуального и эмоционального развития детей.
Публикация «Проект „Весь мир театр, а дети в нём актёры“» размещена в разделах
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает.
Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические воз-можности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Занятия театральной деятельностью и частые выступления перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Проблема проекта обусловлена тем, что дети на открытых мероприятиях очень скованны, наблюдается заниженная самооценка, недостаточное внимание родителей и детей к театру; мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»; недостаточно театральных костюмов и масок в группе. И для углубленного изучения данной проблемы мною была выбрана эта деятельность, как база для всестороннего развития ребенка.
Цель:
формирование диалоговой речи и развитие творческих способностей у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
учить воспитанников диалоговой речи (подготовленной и неподготовленной);
формировать знания о театре, театральной культуре, о театральных профессиях, об устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
ввести в активный словарь детей следующие понятия: актер, гример, костюмер, режиссер, декоратор, осветитель, суфлер и т. д.
Развивающие:
развивать творческое воображение, память, мышление, коммуникативные навыки дошкольников через различные виды театрализованной деятельности;
развивать артистические навыки детей;
развивать познавательные способности детей;
способствовать развитию пластической выразительности и правильной артикуляции, дикции.
Воспитательные:
пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к театральному искусству;
формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;
побуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать героям.
Участники проекта:
воспитанники старшего дошкольного возраста,
воспитатели,
родители.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: Краткосрочный (2 месяца).
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, книги со сказками, книжки - панорамы, сказочные раскраски; дидактические игры; пазлы - на тему театра и героев сказок, художественные альбомы с иллюстрациями сказок; различные виды театров; маски, костюмы, пальчиковый театр, куклы-перчатки.
Реквизит: костюмы, маски, декорации; фото - галерея «Наши маленькие артисты», книга отзывов, афиши, пригласительные билеты, театральные программки, фото-альбом.
Формы работы с детьми:
• образовательная деятельность;
• показ спектаклей,
• драматизация сказок;
• презентации разных видов театра;
• выставки.
Работа с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театральной деятельности детей. Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театральной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
• анкетирование;
• индивидуальные беседы;
• совместная деятельность;
• посещение театра;
• выставки;
• помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Ожидаемый результат:
Дети:
• развитие диалоговой речи;
• развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающей личности;
• формирование умений выражать свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, игре);
• воспитание нравственно-коммуникативных и волевых качеств (общитель-ность, вежливость, доброта);
• развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности;
• формирование духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
• формирование умений придумать сюжет своей истории, уметь рассказать сказку, небылицу; сочинить танец и т. д.
Воспитатели:
• повышение теоретического уровня профессионализма педагогов;
• внедрение инновационных технологий, современных форм и новых мето-дов работы;
• самообразование и самореализация воспитателей.
Родители:
• получение возможности наблюдать за своими детьми, что дает вероятность лучше разобраться в вопросах развития ребенка;
• формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них;
• развитие более глубокого понимания процесса обучения детей дошкольного возраста;
• возникновение доверия к воспитателям и педагогам детского сада.
Этапы реализации педагогического проекта
Подготовительный этап:
Деятельность педагога:
• изучение, анализ и обобщение методической и художественной литературы по теме проекта;
• проведение диагностики уровней речевого развития старших дошкольни-ков;
• определение содержания деятельности всех участников проекта;
• создание психолого-педагогических условий формирования диалоговой речи у воспитанников на основе двигательно-игровой совместной деятельности;
• подбор литературы для бесед с воспитанниками;
• создание образовательной ситуации и игровой среды;
• разработка консультаций и бесед для родителей на тему: «Театральная деятельность – как средство выразительности речи».
Основной этап:
Совместная деятельность детей и педагога:
• проведение тематической беседы с детьми с использованием наглядного материала;
• чтение детям художественной литературы и рассматривание иллюстраций с русскими народными сказками, слушание музыки;
• инсценировка сказок;
• организация тематических выставок, стендов, ширм папок-передвижек, альбомов о различных театрах; подбор музыкального сопровождения;
• подготовка детей к театральным постановкам (заучивание стихов, песен, танцев, своих ролей и т. д.);
• изготовление кукол для показа русских народных сказок;
• проведение тематических бесед с использованием наглядного материала;
• организация непосредственной образовательной деятельности с использованием театральной атрибутики;
• проведение итогового театрально-игрового развлечения.
Совместная деятельность детей и родителей:
• совместное изготовление костюмов и атрибутов для создания образов игровых персонажей;
• участие родителей и детей в выставке рисунков по русским народным сказкам «В гостях у сказки»;
• оказание помощи при декорации зала к проведению игрового занятия;
• просмотр различных детских спектаклей;
• участие в итоговом театрализованном развлечении.
Самостоятельная деятельность детей:
• организация театрализованных игр: театр игрушки, пальчиковый, настольный театр, театр марионеток и т. д. ;
• сказки, стихотворения, песни для самостоятельной постановки;
• самостоятельный выбор необходимых атрибутов и декораций для будущего спектакля, умение распределить между собой обязанности и роли;
• в самостоятельной деятельности использовать разнообразные по содержанию подвижные игры, с применением масок, шапочек и т. д. ; а так же, лото, мозаика, домино и др., умения самостоятельно организовывать игры, исполнять роль ведущего, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры; самостоятельно решать поставленные задачи.
Заключительный этап:
• «Родительская гостиная» награждение, грамоты, фото-архив;
• презентация проекта;
• подведение итогов педагогического проекта.