Чекашкина Наталья
Проект «Зимушка-зима» в старшей группе
▼ Скачать
«Зимушка-зима»
Воспитатель Чекашкина Н. К.
Проект «Зимушка – зима» (старшая разновозрастная группа)
Публикация «Проект „Зимушка-зима“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Цель: создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта.
Задачи:
- Конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период).
- Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
- Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.
- Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей).
- Способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе, коммуникативных качеств.
Сроки реализации: 2 месяца (декабрь-январь).
Вид проекта : групповой, среднесрочный.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие
Интеграция видов деятельности:
Познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная.
Методы организации познавательно - исследовательской деятельности:
Словесные – беседа, составление рассказов, чтение сказок, заучивание стихов.
Наглядные – рассматривание иллюстраций о зиме.
Практические – аппликации, смешивание круп для кормления птиц, изготовление альбома «Зимующие птицы», опыты со снегом и водой.
Ожидаемые результаты:
Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.
Воспитание бережного отношения к природе.
Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный:
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Разработка и накопление методических материалов.
Создание развивающей среды.
Подбор художественной литературы по теме.
Разработка сценариев.
2 этап – основной (практический) :
Чтение художественной литературы:
Сказки: «Два Мороза ; «Зимовье зверей», Одоевский «Мороз Иванович»; р. н. с «Снегурочка»; «Морозко»; Г. Х. Андерсен «Снежная Королева»; «Госпожа метелица»
Цель: Развивать интерес и любовь к художественной литературе, развивать речь, память, внимание.
Чтение стихов : Я. Аким «Первый снег», З. Александрова «Снежок», С. Маршак «Что растет на ёлке», И. Суриков «Снег».
Цель: Познакомить детей со стихами о зиме, приобщать к поэзии.
Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
Заучивание стихов:
С. Есенин «Берёза», Чурикова «Белый снег»
Труд на участке.
Подкармливание птиц.
«Окучивание» снегом деревьев.
Расчистка дорожек от снега во время прогулки.
На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи для лепки снеговиков.
Беседы
1. «Птицы зимой.»
Цель: Углублять и расширять знания о жизни птиц в зимний период.
2. «Правила поведения на морозе.»
Цель: Обсудить с детьми, как вести себя в морозную погоду, чтоб не заболеть.
3. «О любимых зимних забавах.»
Цель: Развивать разговорную речь детей.
4. «Что происходит с речкой зимой. Почему.»
5. «Где живёт Дед Мороз.»
Цель: Познакомить с историей празднования Нового года на Руси. Дать сведения о резиденции Деда Мороза.
Организация НОД
Художественно- эстетическое развитие
Рисование
1. «Зима»
Цель : учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в селе.
2. «Снежинка»
Цель : учить детей рисовать узор и располагать его в соответствии с заданной формой, придумывать детали узора по своему желанию.
3. «Наша нарядная ёлка»
Цель: Учить детей передавать в рисунке впечатления от праздника, создавать образ нарядной ёлки.
4. «Деревья в инее»
Цель: Развивать эстетическое восприятие. Умение передавать в рисунке красоту природы.
5. «Дети играют на прогулке»
Цель: Развивать образные представления детей. Закрепить умение создавать в рисунке выразительные образы игры.
6. «Что мне больше всего понравилось на новогодней елке.»
Цель: Учить детей отражать впечатления от новогоднего праздника в рисунке.
Аппликация
1. «Украсим рукавичку»
Цель : учить детей составлять узор на рукавичках, используя детали из геометрических фигур.
2. «Новогодняя поздравительная открытка.
Цель: Учит детей делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение.
3. «Ёлочка»
Цель: Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику рук.
4. «Снегирь»
Цель: Учить детей передавать в аппликации образ снегиря, особенности формы головы, туловища, хвоста. Передавать окраску снегиря.
Лепка
1. «Девочка в зимней шубке»
Цель : учить детей лепить фигуру человека, правильно передавая формы одежды,частей тела соблюдая пропорции.
2. «Зайчик»
Цель: Закрепить умение детей лепить животных, передавать форму, цвет, строение и величину частей.
3. «Снеговик.»
Цель: Формировать умение лепить предметы круглой формы из куска пластилина. Закрепить приёмы лепки.
4. «Медвежонок»
Цель : Закрепить умение передавать величину, форму, строение туловища. Закрепить разнообразные приёмы лепки.
Познавательное развитие.
1. «Зима в жизни природы»
Цель: Закрепить знания детей о зиме.
2. «Как деревья к зиме готовятся»
Цель: Закрепить знания детей о приметах зимы, понимание закономерностей явлений природы. Воспитывать бережное отношение к природе.
Речевое развитие.
1. «Чтение стихов о зиме. И. Суриков «Детство»
Цель: Приучать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.
2. «Чтение С. Маршак «12 месяцев»
Цель : Познакомить детей с произведением. Закрепить знание месяцев.
3. Заучивание стих С. Маршак «Тает месяц молодой.»
Цель: Вспомнить с детьми произведения С. Я. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение.
4. «Чтение Гергиев «Как я спас Деда Мороза»
Цель: Познакомить с новым художественным произведением Понять, почему это рассказ, а не сказка.
5. «Слушание стих. К. Фованова «Нарядили ёлку…»
Наблюдения
1. Изменение природы в зимний период.
Цели: Воспитывать интерес к явлениям живой и неживой природы. Формировать представления об изменениях в природе в зимний период. Учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы.
2. Наблюдение за птицами.
Цели: Формирование знаний о жизни зимующих птиц, об отличительных признаках (внешний вид,повадки).Воспитывать любовь к птицам, желание помочь им в холодное время года.
3. Наблюдение за снегопадом.
Цели: Формировать представления о свойствах снега. Закреплять знания о сезонном явлении- снегопаде.
4. Наблюдения за деревьями зимой.
Цели: Закрепить знания о деревьях, об их особенностях в зимний период. Воспитывать бережное отношение к деревьям.
5. Опытно-экспериментальная деятельность со снегом и водой.
Цель: Познакомить детей со свойствами снега и воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.
Подвижные игры
1. Два Мороза.
2. Мороз красный нос.
3. Кто дальше бросит снежок.
4. Зайцы и волк.
5. Рукавичка.
6. Раз, два, три-к дереву беги!
Задачи:
1. Совершенствовать умения детей в быстром беге по прямой, перебегая с одной стороны площадки на другую,
2. Развивать умение увертываться от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу.
3. Развивать выдержку, внимание.
4. Развивать ловкость, меткость, быстроту.
Дидактические игры
1. Найди ошибки (чего не бывает зимой).
2. Времена года.
3. Праздник мы встречаем, ёлку наряжаем.
4. Найдите и покормите зимующих птиц.
5. Найди и покажи, какие животные впадают в спячку.
Цели: Закрепление знаний о временах года, развитие зрительной памяти, внимания, речи, учить определять время года по его характерным признакам ; воспитывать бережное отношение к природе.
Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы».
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в зимний лес», «Приготовим для гостей новогоднее угощение», «В гостях у Деда Мороза».
Пословицы, поговорки и приметы зимы.
Загадки о зиме.
Рассматривание иллюстраций «Дети и взрослые на зимней прогулке», «Зимние пейзажи» .
Утренник «Здравствуй, новый год!»
Просмотр мультфильмов
1. Волк и лиса
2. Зимовье зверей
Работа с родителями
Консультация на тему: «Зимние игры и забавы», «О пользе прогулок с детьми», «Безопасность во время зимних прогулок»
Изготовление кормушек.
Участие в новогодних конкурсах поделок.
3 этап - заключительный (презентационный) :
Продукт проектной деятельности :
-Выставка поделок из природного материала сделанные руками детей совместно с родителями на темы : «Зимушка – зима», «Академия Деда Мороза»
Результаты реализации проекта :
- Углубленные знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года.
- Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом.
- Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение словаря.
- Развитие творческих способностей детей.
- Развитие памяти детей, посредством запоминания стихотворений о зиме.
- Приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
- Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (для педагогов).
В ходе реализации проекта, наряду с поставленными задачами, у детей параллельно развились следующие положительные моменты: дети научились понимать красоту природы, высказанную словами (стихи, а также с помощью кисти художника). Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам.