Нина Лобкарева
Проект «Пожарная безопасность» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Противопожарная безопасность
Автор : Лобкарева Н. В
Тип проекта краткосрочный.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность проблемы:
1. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека, часто из-за шалости детей с огнем.
Публикация «Проект „Пожарная безопасность“ в старшей группе» размещена в разделах
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
2. У детей пассивно – оборонительная реакция: ребенок от страха прячется в укромном месте, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь.
3. Желание постоянно открывать что- то новое, детская непосредственность, любопытство ставит ребенка перед реальной опасностью пожара.
Цель проекта :
Подвести детей к пониманию того, что в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар.
Задачи проекта.
Для детей:
Дать знания о полезных и опасных сторонах огня, огнеопасных предметах, причинах возникновения пожара.
Формировать умение осознанного выполнения правил пожарной безопасности.
Воспитывать у детей чувство осторожности и самосохранения.
Для родителей:
1. Информировать родителей о пожарной безопасности.
2. Вовлечь родителей в образовательный процесс.
Для педагогов:
1. Повысить профессиональную компетентность через поисково–аналитическую деятельность по теме проекта.
Ожидаемые результаты
1. Овладение детьми знаниями, умениями, навыками по пожарной безопасности.
2. Сформированность у детей заботливого отношения к себе.
3. Повышение родительской активности в воспитательном процессе ДОУ
Подготовительный этап.
Мероприятия:
1. Убеждение участников проекта в том, что с помощью противопожарной пропаганды число пожаров и жертв можно уменьшить.
2. Подборка методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала, игрушек, атрибутов для игровой деятельности по противопожарной тематике.
3. Подготовка дидактических игр, пособий, атрибутов по пожарной безопасности.
4. Проведение опроса детей.
Основной этап.
Образовательная деятельность познавательного цикла.
Чтение произведений С. Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», Л. Н. Толстой «Пожарные собаки», Б. Жидков «Дым», «Пожар», Чуйковский «Путаница»
Экспериментирование «Опасная свеча»
Экскурсия по детскому саду.
Беседа с детьми по рассказам Б. Жидкова «Дым», «Пожар».
Беседа –диалоги, рассказы о пожарной безопасности на тему :
«Что делать если?»
Рассказ воспитателя о пожарной безопасности в детском саду.
Загадки из спичечного коробка.
Дидактическая игра «По телефону»
Подвижная игра «Вода и огонь».
Рисунок на тему: «Спасем мир от пожара»
Результаты проекта.
Заключительный этап.
Сформированы у детей:
1. Представления о полезных и опасных сторонах огня, о мерах предосторожности, способах безопасного поведения.
2. Желание учиться находить правильные решения в опасных ситуациях.
3. Знания о необходимости заботливого отношения к себе, к людям, к миру.
У родителей:
Положительное отношение к знакомству детей с противопожарной безопасности.
Создан альбом детских рисунков по пожарной безопасности
Приложение 1.
«Дым» и «Пожар»
(Беседа с детьми по рассказам Б. Житкова)
Цели:
Познакомить детей с рассказами Б. Жидкова «Дым» и «Пожар» ; использовать содержание произведений для формирования понимания опасности огня, вырвавшегося из под контроля; воспитать уважение к профессии пожарного.
Ход беседы:
1. Воспитатель обращает внимание детей на книгу рассказов Б. Жидкова «Помощь идет» и в частности на «Дым» и «Пожар».Интересуется мнениями ребят о разворачивающихся событиях.
2. Беседа по содержанию рассказов.
Вопросы к беседе:
-Что случилось с мальчишками из обоих рассказов?.
-Как вы считаете, в чем заключалось их неправильное поведение. ?
-Как нужно правильно вести себя в таких ситуациях. ?
-Как пожарные боролись с огнем. ?
-В обоих рассказах мальчишки испугались, а как вы думаете, боятся ли огня пожарные?.
-Объясните, почему вы так считаете?.
-Как можно называть пожарных, которые рискуя своей жизнью спасают погибающих в огне
Людей?
Итог беседы:
-С огнем играть строго запрещается.
-В случае пожара люди не должны прятаться, чтобы пожарным легче было их найти.
-Пожарные –смелые, сильные и добрые люди. Все окружающие уважают их за это.
Приложение 2
Ситуации на тему пожарной безопасности : «Что делать если?
Цель: закрепить у детей знание правил пожарной безопасности. Учить рассуждать и делать выводы.
Воспитатель. Ребята представьте себе ситуации которые я вам назову, и скажите, что нужно делать в таких случаях.
И так, что делать если…
-бабушка забыла выключить утюг;
-сестра оставила сушить белье над зажженной плитой;
-папа оставил кастрюлю на включенной плите;
-в квартире зажгли бенгальские огни;
-украсили елку и зажгли на ней свечи;
-если вам придется звонить в пожарную охрану, то какой номер вы наберете?.
Приложение 3
Рассказ воспитателя о пожарной безопасности в детском саду.
Цель:
Дать ребятам представление о собственной безопасности во время пребывания в детском саду. В повествовательной форме рассказать,какие противопожарные меры предприняты в д. с.
План рассказа.
1. Что за приборы приклеены к потолку во всех помещениях д. с. (о пожарной сигнализации и как она работает).
2. Что надо делать в случае срабатывания пожарной сигнализации. (небольшой инструктаж)
3. Что за предметы красного цвета находятся в коридорах. (огнетушители).
4. Что такое марлевая повязка? Зачем нужна?. Как пользоваться?
Приложение 4
Загадки из спичечного коробка.
Цель: развивать у детей словесно-логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи в поиске ответов на загадки.
Закрепить знания о свойствах пламени и значении огня в жизни человека.
Воспитатель «случайно» находит на своем столе большой спичечный коробок и предлагает ребятам вместе посмотреть, что в нем находится.
Открыв его, дети видят стопку карточек с загадками.
Воспитатель предлагает детям подумать и ответить, о чем или о ком могут быть загадки из спичечного коробка. Воспитатель читает загадки, на которые дети дают обоснованные ответы.
После ответа детей на четвертую загадку воспитатель делает заключение об опасности такого явления, как пожар, и о том, как люди борются с ним. После восьмой загадки он напоминает ребятам, что же такое пламя и как оно может возникнуть, а после последней, двенадцатой, загадки помогает воспитанникам сделать вывод о существовании полезных качеств у огня.
1. Беда! Беда! Беда! Беда!'
Бегите все скорей сюда!
Кругом и огонь, и дым, и угар.
В соседней квартире случился. (пожар).
2. У машины синий глаз
Вдруг включился ярко.
Как завоет, завизжит,
Пропустить вперед велит.
Кто б из вас сейчас сказал,
Как зовется тот сигнал?
(Сирена.)
3. Загудела, прилетела
И взялась скорей за дело.
Поливала, поливала.
Все! Опасность миновала.
(Пожарная машина.)
4. С огнем бороться
мы должны.
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы?
(Пожарники.)
5. Она о тесный домик свой Лишь почесалась головой.
И сразу — словно не жила — Сгорела, бедная, дотла.
(Спичка.)
6. С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
Все ест — не наедается.
А как попьет —
сразу умрет.
(Огонь.)
7. Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит. Он от злости ест дрова, Может, час, а может, два.
Ты его рукой не тронь: Искусает всю ладонь.
(Огонь.)
8. Вьется, извивается,
В небо устремляется.
К тучам тянется чудак,
Не дотянется никак.
(Дым.)
9. В избе — изба,
На избе — труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
(Печь.)
10. Черный конь Прыгает в огонь.
По огню гуляет,
Искры выбивает.
(Кочерга.)
11. Голова огнем пылает.
Тело тает и сгорает.
Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает.
(Свеча.)
12. На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
А с собою не возьмешь.
(Костер.)
Приложение 5
Дидактическая игра «По телефону»
Игровая задача: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы.
Образовательная задача: способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе и с дежурными экстренных служб.
Правила игры: дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01,02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3—4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба.
Приложение 6
Подвижная игра «Вода и огонь»
Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы между мальчиками и девочками.
На расстоянии 10 м друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки (Вода, у другой — мальчики (Огонь, ведущий между ними. По команде «Огонь!» мальчики ловят девочек, по команде «Вода!» девочки ловят мальчиков (тушат пожар). Осаленные переходят в команду соперника.
Приложение 7
Экспериментирование «Опасная свеча»
Цель: с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня.
Развивать умение наблюдать, делать выводы.
Оборудование: парафиновая свеча, спички, стеклянная банка, белая фарфоровая чашка.
Воспитатель:
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
поднимает словно флаг.
Нам огонь хороший нужен.
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет!
Воспитатель проводит беседу с детьми.
Примерные вопросы к беседе:
— Кто развел костер?
— Что вы делали у горящего костра?
— Вы любите смотреть на пламя костра?
— Вы были у костра одни или со взрослыми?
— Что вы сделали с костром перед уходом?
Ребята, представьте себе, что к мам прилетели инопланетяне. Как вы думаете, удивились бы они, увидев пламя костра? Я думаю, что удивились бы обязательно. Более того, они попросили бы вас рассказать им, что это такое. А вы сами хотите узнать, что такое огонь?-
Ребята отвечают утвердительно.
Костра в помещении мы, конечно же, разводить не будем. Но посмотрите, что это у меня? (Показывает свечу.)
Дети называют предмет.
Ребята, расскажите, пожалуйста, какая она? (По цвету, высоте.)
Сейчас я зажгу свечу, и мы с вами, словно настоящие ученые, будем исследовать свойства огня.
А начнем мы вот с чего. Давайте для начала выясним, как окрашено пламя?
Ребята делятся своими результатами наблюдения:
— внутренняя часть пламени самая светлая;
— средняя часть самая яркая, именно она и освещает все вокруг;
— внешняя часть самая маленькая и почти незаметная, очень трудно определить ее цвет.
Давайте вспомним, что нового мы сегодня с вами узнали, проводя опыты с огнем.
Дети. Пламя состоит из трех частей. Самая горячая часть пламени — верхняя. В средней части пламени присутствуют частички сажи. Чтобы огонь горел, нужен воздух. Огонь могут разжигать только взрослые.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вам будет что рассказать и инопланетянам, и своим друзьям, и своим родителям!