Ирина Родионова
Проект в старшей группе «Сказка — ложь, да в ней намёк!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Через сказку, фантазию, игру, через
неповторимоедетское творчество - верная дорога
к сердцу ребенка. Сказка, фантазия - это ключик,
с помощью которогоможно открыть эти истоки,
и они забьютживотворными ключами».
В. Сухомлинский.
Тема: «Сказка - ложь, да в ней намёк!»
Актуальность проекта :
Публикация «Проект в старшей группе „Сказка — ложь, да в ней намёк!“» размещена в разделах
Сказка - это многовековая народная мудрость. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку ребенок познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют детям, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Без преувеличения можно сказать, что чтение сказок -это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Чтение сказок- один из важнейших педагогических, воспитательных моментов.
Каждая сказка чему-то учит, заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом — чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать детям, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в них определенные качества.
Сказки – это не выдуманные истории для развлечения детей, они несут в себе глубокий смысл. К сожалению, современные произведения утеряли свой главный смысл – смысл поучения и воспитания, именно поэтому детям до сих пор полезнее читать русские народные сказки, ведь именно на них воспитывались многие поколения, наши бабушки, матери, мы. Именно древнее народное творчество заложило в нас моральную основу. Благодаря им мы научились видеть грань между добром и злом, испытывать чувства сострадания, поняли важность таких качеств, как уважение, прощение и многому другому. И потому на этих сказках нам легче всего воспитывать и своих детей.
Многие до сих пор задаются вопросом – почему нашим детям следует читать и смотреть именно русские народные сказки? – тому есть несколько причин. Но в первую очередь это связанно с культурной принадлежностью, сказки каждой страны несут в себе основы морали, культуры и традиций каждого отдельного народа, а детям лучше знакомиться с культурой страны, в которой они живут. Ещё одной причиной тому, что нашим детям полезнее читать русские сказки, является и то, что русские сказки легче для восприятия, что очень важно для ребёнка.
Проблема:
В последнее времянаблюдается резкое снижение речевой активности дошкольников. Что, безусловно, влияет на дальнейшее развитие и обучение детей. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития. Поэтому в проектной деятельности активно участвуют родители.
Цель проекта :
Воспитывать у детей любовь к книгам, а также любовь к русским народным сказкам; развивать у детей устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства; раскрытие творческих способностей детей.
Задачи проекта :
1. Повысить у детей интерес к самостоятельной читательской деятельности.
2. Расширить представление детей о сказках.
3. Развивать у детей умение самостоятельно отбирать интересующую литературу.
4. Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
5. Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
6. Воспитывать культуру речи.
7. Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
8. Воспитание эстетического вкуса.
Участники проекта : дети старшей группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, младший воспитатель.
Продолжительность проекта : октябрь 2021 года – апрель 2022года.
Формы реализации: Непосредственно образовательная деятельность, театрализованная деятельность, совместная с родителями деятельность.
Проектная работа строится с учё том следующих принципов:
1. Принцип личностно - ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
3. Принцип активного включения детей в практическую деятельность.
4. Принцип вариативности (гибкость) - изменчивость содержания и способов деятельности в зависимости от своеобразия ситуации, позиции и возможностей детей.
5. Реалистичность – учет реальных возможностей детей в различных ситуациях, их возрастных, личностных и психофизических особенностей развития.
6. Принцип толерантность – безусловное принятие каждого ребенка.
Этапы:
1 ЭТАП- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
• Создание списка художественной литературы.
• Пополнение библиотеки детского сада с привлечением родителей.
• Создание картотеки игр по мотивам русских народных сказок.
• Пополнение уголка дидактических игр.
• Разработка консультаций для родителей «Читайте сказки детям».
• Разработка сценариев праздников и развлечений с привлечением родителей.
2 ЭТАП-ОСНОВНОЙ
• Чтение русских народных сказок.
• Совершенствование материально-технической базы;
• Проведение праздников и развлечений с привлечением родителей;
• Объединение детей и родителей в совместной деятельности.
• Непосредственная образовательная деятельность.
• Развитие творческих способностей, в том числе индивидуальная работа.
• Театрализованная деятельность.
• Проведение мастер-классов по изготовлению книжки-малышки.
• Изготовление персонажей и декораций для настольного театра.
• Выставки творческих работ детей.
Беседы:
• Почему сказка называется «русская народная»?
• Кто рисует картинки к сказкам?
• Что значит выражение : «Книжки – наши друзья?»
Игры по мотивам русских народных сказок :
«Гуси- лебеди»,«Кот и мышь»,«Курочка -хохлатка», «Золотые ворота»,«Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору».
Дидактические игры:
«Расскажи сказку по серии картинок», «Составь
сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что
потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?»,
«Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку»,
«Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты
мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой»,
«Разыграй свою сказку».
Загадки о сказках.
Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве.
Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
Физминутки по русским народным сказкам.
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
• Проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно-исследовательской деятельности.
• Создание альбома из детских рисунков по мотивам русских народных сказок.
• Создание мини-музея «Наши сказки» с выставкой работ детей.
• Создание презентации и фотоальбома по проекту «Сказка – лож, да в ней намёк!»
Планируемые результаты проекта.
В процессе реализации проекта «Сказка – ложь, да в ней намёк!»
• повысится интерес детей к познавательной деятельности, и они охотнобудут включаются в образовательный процесс;
• повысится творческая активность детей: они с удовольствием будут участвовать в драматизации сказок;
• у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
• появится желание пересказывать сказки, придумывать свои сюжеты;
• дети с интересом будут смотреть театральные постановки других и, удовольствием, будут воспроизводить их в своей игровой деятельности;
• родители активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.