Людмила Макарова
Проект «Сказка — ложь, да в нём намёк, добрым молодцам урок»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка — ложь, да в нём намёк, добрым молодцам урок
Сказки Пушкина знаем с детства,
Они в гости приходят к нам.
Слушать их – это просто блаженство!
Волшебство в них плывет по волнам.
Тип проекта:
Особенности проекта:
• по составу участников: детско-взрослый;
• по типу: познавательно-развивающий
• по сроку реализации: краткосрочный.
Публикация «Проект „Сказка — ложь, да в нём намёк, добрым молодцам урок“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Участники проекта:
• Педагоги МКДОУ № 4, родители и дети старшей группы «Солнышко»,
инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождают юного читателя в течении многих лет его взросления. Опрос родителей показал, что лишь некоторые родители читали детям сказку А. С. Пушкина, небольшая часть родителей показывала детям мультфильмы, снятые по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Гипотеза:
Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Цель проекта:
• расширение представлений детей о творчестве А. С. Пушкина;
• воспитание интеллектуально развитой личности, владеющей нормами культуры речевого общения;
• раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей
Задачи проекта:
• Познакомить детей с произведением А. С. Пушкина;
• Способствовать накоплению эстетического опыта;
• формировать умение применять свои знания в беседе добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей;
• Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения, мелкую моторику.
• Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, активизировать литературную память дошкольников.
Работа с родителями:
• Расширять представления родителей о детской литературе, о возможностях восприятия детьми литературных произведений ;
• Помочь почувствовать и понять язык сказки А. С. Пушкина;
• Помочь увидеть красоту и богатство родного языка, вызвать интерес и желание перенести в собственную речь наиболее выразительные слова, речевые обороты (высказывания, метафоры, поговорки и т. п.);
• Помочь поддерживать интерес детей к чтению, к творчеству А. С. Пушкина;
• Добиться понимания того, что желание ребенка еще раз услышать произведение должно быть удовлетворено;
• Активизировать интерес к творческой деятельности детей.
Сроки реализации проекта:
1.5 месяца
Ожидаемые результаты для детей:
В ходе реализации задач по воспитанию и развитию ребенка по средством сказки предполагается, что дети приобретут:
необходимый минимум знаний по сказкам (народным, авторским) ;
желание слушать и сочинять новые сказки;
научатся находить своё отражение и представления об окружающем мире, и отношение к той или иной проблемной ситуации;
овладеют навыками мимической, пантомимической, речевой выразительности;
повысят уровень социальной адаптации.
Для родителей:
-будут проявлять интерес к совместной деятельности с ребёнком по данной теме;
-будут помогать развивать творческие способности ребёнка;
-будут сочинять совместно с ребёнком сказку и оформлять её.
Взаимодействие с семьёй позволит достичь наибольших результатов в работе с детьми.
Этапы проекта:
Подготовительный:
1. Тестирование детей «По страницам любимых сказок»
2. Анкетирование родителей «Роль книги в вашем доме»
3. Ознакомительная работа с родителями
4. Подборка художественной литературы
5. Подбор специальной литературы для изучения темы
6. Индивидуальные беседы
Практический этап:
1. Занятия по заданной теме
2. Индивидуальные беседы с детьми.
3. Дидактические игры.
4. Чтение художественной литературы
5. Драматизация сказки
6. Пальчиковая гимнастика, физминутки, эстафеты
7. Создание книги (раскраски для детей)
8. Викторина для родителей по сказке о рыбаке и рыбке.
9. Оформление выставки рисунков «Сказка о рыбаке и рыбке»
10. Экскурсия в библиотеку «Что мы знаем о сказке»
11. Консультации для родителей. Папки-раскладушки
12. Публикации для родителей в группе «Школа для заботливых родителей»
13. Игры-эстафеты с инструктором по физической культуре
14. Использование ИКТ (мультфильмы, презентации, песни)
Итогово - аналитический:
1. Участие в конкурсе «Как вечно пушкинское слово»
2. Анкетирование родителей «Роль книги в вашем доме»
3. День матери
Содержание деятельности проекта
Вид деятельности. Мероприятия
Подготовительный этап:
1. Анкетирование родителей
Анкета для родителей: «Роль книги в вашем доме»
Приложение № 1
2. Тестирование детей
Тест «По страницам любимых сказок»
Позволит получить представление о том, знают ли дети сказки. Приложение № 2
3. Подбор специальной литературы для изучения темы
4. Подборка художественной литературы
Приложение № 3
5. Создание картотеки дидактических игр
Дидактические игры по расширению и обогащению словаря детей
Приложение № 4
Практический этап:
1. Занятия по заданной теме
Рассказывание сказки по опорным картинкам.
Коллективная работа «Золотая рыбка»
Рисование пальчиком
Лепка «Приплыла к нам золотая рыбка»
Макет-конструирование «На морском дне»
2. Дидактические игры
«Скажи наоборот»
«Добро и зло»
«Собери золотую рыбку» (пазлы)
«Кто больше назовет действий»).
«Это рыбка не простая.
Это рыбка золотая»
«Выложи картинки по порядку»
«Закончи фразу» (с мячом)
"Угадай сказку",
"Расскажи сказку по картинкам".
Приложение № 4
3. Чтение художественной литературы (сказки, рассказы, пословицы, поговорки)
Выставка книг «Как вечно пушкинское слово»
4. Драматизация сказки Показ сказки детьми.
Приложение № 5
5. Создание книги «Сказка о рыбаке и рыбке»
Книга – раскраска. Выполнение детьми
Дети составляют сказку по своим рисункам
Приложение № 6
6. Викторина для родителей по сказке о рыбаке и рыбке.
Презентация по сказке с вопросами к викторине
Приложение № 7
7. Пальчиковая гимнастика, физминутки, дыхательная гимнастика
Приложение № 8
8. Оформление выставки рисунков «Сказка о рыбаке и рыбке»
Совместные работы родителей и детей
Приложение № 8
9. Экскурсия в библиотеку «Что мы знаем о сказке»
Беседа библиотекаря по содержанию сказки. Игры, загадки,
рассматривание книги в разном оформлении художников-иллюстраторов.
Приложение № 8
10. Консультации для родителей
Папки – раскладушки:
Нужно ли современному ребенку читать книги?
«Расскажите детям о Пушкине»
«Чему учит сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказки А. С. Пушкина в жизни ребёнка»
Приложение № 9
11. Эстафеты по сюжетам сказки
Приложение №10
12. Просмотр мультфильмов, презентаций, слушание музыки, песен.
Просмотр и обсуждение мультфильмов по сказкам Пушкина
Приложение №11
Итогово – аналитический этап:
Открытое мероприятие
Конкурс стихов «Там на неведомых дорожках»
Отрывок из сказки о рыбаке и рыбке.
Приложение 12
Результаты проведенной работы:
Итоги, выводы.
В результате проектной деятельности была подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:
Через восприятие сказок мы:
- воспитываем детей
- развиваем выразительную, образную речь
- развиваем логическое мышление
- развиваем творческую активность
Сказки это отличное средство сплочения детей и взрослых.
Шелестят волшебные странички
Все быстрей нам хочется узнать
Вздрагивают детские ресницы
Верят в чудо детские глаза
Даже если мы уже не дети
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство
Убегаем к Пушкину опять.