Ольга Ярова
Проект в старшей группе «Шахматное королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание проекта
Название проекта : «Шахматное королевство».
Сроки реализации: сентябрь-ноябрь 2021
По виду деятельности: творческо - исследовательский.
По продолжительности: кратко - срочный.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Цель: привитие интереса к шахматам через игровые технологии.
Задачи:
Публикация «Проект в старшей группе „Шахматное королевство“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
1. Воспитывать у детей желание научиться играть в шахматы, умение преодолевать трудности.
2. Познакомить детей с историей шахмат, шахматной доской, фигурами. Учить правилам игры.
3. Развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений.
Введение
Шахматы – интересная старинная логическая игра, замечательное изобретение человечества. Это игра миллионов людей, один из самых массовых и популярных видов спорта. Ежегодно проводятся тысячи соревнований, в том числе и среди маленьких детей. Есть даже детские чемпионаты мира и детская шахматная Олимпиада. Многочисленные исследования доказывают, что шахматы способствуют умственному развитию детей. Многие известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: А. Карпов - в 4 года, Г. Каспаров, Р. Фишер, Ю. Балашов - в 6 лет, А. Алёхин, М. Таль - в 7 лет.
Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме, умение обобщать и сравнивать, делать выводы. Они шагают рядом с нами тысячелетия. Эти игры учат думать. Доказано, что играющие в шахматы дети приобретают более высокий уровень интеллекта.
В наше время родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Замечено, что дети, которым легко даётся математика, и шахматы освоят быстро. Но, с другой стороны, шахматы могут оказаться хорошим способом обучения для тех, кто испытывает сложности с математикой.
Для многих поколений шахматы явились лучшей стратегической игрой, одной из самых популярных в мире.
Она требует постоянного взаимодействия с другими игроками, умения распознавать эмоции, быстро принимать решения, договариваться, предугадывать действия игроков, т. е. общаться. Таким образом развиваются социальные навыки. Наличие жестких правил, проигрыш другим участникам, неудачи при достижении результата способствуют формированию умения контролировать свои действия, справляться с эмоциями.
Актуальность:
Проведено анкетирование родителей старшей группы, в котором затронуты следующие вопросы:
1. Умеете ли вы или члены вашей семьи играть в шахматы?
2. Есть ли у вас дома шахматы?
3. Считает ли вы шахматы полезной игрой?
4. Вы бы хотели, чтобы в детском саду началось знакомство детей с шахматами?
В опросе приняли участие 17 семей. Анкетирование родителей показало:
• 65 % семей умеют играть в шахматы;
• 47 % имеют дома шахматы;
• 100 % считают шахматы очень полезной игрой;
• 100 % опрошенных хотели бы, чтобы знакомство с шахматами начиналось в детском саду.
Учитывая интересы родителей, мы решили начать работу по созданию проекта «Шахматное королевство».
Игра в шахматы способствует самостоятельному принятию ответственных решений, ведущие к предвиденным последствиям. Дети отличают вертикаль, горизонталь и диагональ. Игра в шахматы способствует развитию у ребят самостоятельного мышления, расширяет лексику.
Конечно, шахматы сами по себе в определённой мере способствуют формированию у детей механизма «мысль – действие». Но им надо помочь, чтобы этот процесс ускорить.
Именно шахматы помогают развивать у ребенка сразу два полушария.
Левое полушарие отвечает за логику, то есть ребенок начинает мыслить логически. А правое полушарие отвечает за творчество и фантазию.
В своей книге Василий Сухомлинский писал: «Ребёнку с плохой памятью трудно мыслить, соображать. Меня давно беспокоил вопрос, как укрепить, развить память детей, обогатить её понятиями, истинами и обобщениями, которые всегда могли бы быть использованы в качестве орудия мышления. В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».
Ресурсное обеспечение проекта :
Материально-техническое: компьютер, комплекты шахмат, раздаточный материал.
Информационное: методическая и художественная литература, иллюстрации, картотека игр.
Принципы реализации проекта :
• Принцип индивидуального подхода к детям.
Обучение детей игре в шахматы осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний ребёнка и особенностей его развития.
• Принцип интегративности и сотрудничества.
Реализуется в тесном сотрудничестве с семьей на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении участников проекта. Прослеживается взаимосвязь с различными видами деятельности.
• Принцип компетентности педагога.
Воспитатель должен владеть умениями и знаниями игры в шахматы, чтобы передать их детям и родителям.
• Принцип игровой подачи материала.
Необходимо делать упор на ведущий вид деятельности — игру.
• Принцип развивающей деятельности.
Игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
• Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
• Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
• Принцип психологической комфортности.
Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
• Принцип минимакса
Обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.
• Принцип целостного представления о мире.
При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
• Принцип творчества.
Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Методы организации:
При знакомстве детей с увлекательной и занимательной игрой в шахматы подбираются те методы, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создать такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или с помощью взрослого действовать, находить решения. Это:
• беседы;
• дидактические игры;
• компьютерные игры;
• художественно - творческая деятельность;
• чтение книг о шахматах;
• просмотр энциклопедий о шахматах;
• разучивание стихотворений о шахматных фигурах;
• создание альбома «Великие шахматисты»;
• консультации для родителей;
• папки-передвижки с методическими рекомендациями по игре в шахматы;
Этапы реализации проекта :
1 этап: Организационно-подготовительный - сентябрь 2021 г.
Цель: разработка проекта.
2 этап: Основной - октябрь 2021 г.
Цель: организация комплексной работы по реализации проекта.
3 этап. Заключительный - ноябрь 2021 г.
Цель: обобщение результатов работы, анализ деятельности.
Ожидаемые результаты проекта :
Дети:
• появится интерес и желание научиться играть в шахматы;
• научатся играть в шахматы в соответствии с правилами игры;
• будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
• сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе игры.
Родители:
• расширятся представления о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребенка;
• будут привлекаться к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы.
Перспективный план реализации проекта :
1 этап: Организационно-подготовительный
• Выбор темы проекта.
• Анкетирование родителей.
• Беседа диагностического характера с детьми на тему: «Что такое шахматы?»
• Консультация для родителей «Развивающие игры».
• Подбор методического материала к проекту.
• Разработка тематического планирования проекта.
• Обогащение развивающей среды группы наборами шахмат.
• Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта.
• Разработка и подбор игр по знакомству детей с шахматной игрой.
• Изготовление альбома «Великие шахматисты».
2. этап: Основной
1 неделя
Тема: «Понятие «шахматы» (история появления, шахматная доска, поле)».
Тема: «Линии (вертикаль, горизонталь, диагональ)».
Тема: «Фигуры»
Тема: «Ворота Каиссии (начальное положение)».
Тема: Закрепление пройденного.
2 неделя
Тема: «Шахматная фигура – ладья».
Тема: «Шахматная фигура – слон»
Тема: «Конь».
Тема: «Ферзь».
Тема: : «Король»
3 неделя
Тема: «Маленькая фигура – пешка».
Тема: «Рокировка».
Тема: «Шах, пат, мат».
Тема: «Закрепление пройденного материала».
Тема: Приключения в Шахматной стране.
3. этап: Заключительный
• Семейный праздник «Папа, мама, я – шахматная семья».
• Оформление фотоальбома «Шахматы – любимая игра».
Список литературы:
1. В. Я. Юзюк, В. К. Погрибной «Приключения Шашечки и Шахматика». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
2. Григорий Кайгородов «Азбука шахмат в стихах». Издание – 3е, дополненное, 2011.
3. Ф. Лозано «Шахматы для детей» (уроки мудрой игры). - Ростов-на-Дону: Владис, 2014.
4. Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы : книга для воспитателя детского сада. – Москва: Просвещение, 1991. – 158 с. : ил.
5. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. - М: Поматур, 20080. - 320 с. : ил.
6. Носов, Н. Как Незнайка заболел шахматной горячкой // Незнайка в Солнечном Городе: [для мл. шк. возраста] / Н. Носов. – Москва, 2013. – С. 252-263.
7. Методические рекомендации по обучению игре в шахматы для педагога дошкольных образовательных организаций/ автор-сост. А. М. Гафт; Авт. Учреждение доп. Проф. Образования Ханты-Манс. Авт. Окр. – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск; «Ин-т развития образования». 2015.
8. «Шахматный учебник-сказка : для малышей и их наставников/ А. С. Трофимова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2012.