Светлана Белых
Проект в старшей группе «Семья в народных традициях»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в старшей группе «Семья в народных традициях»
Тип проекта: практико-ориентированный, групповой, краткосрочный.
Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Формы работы: познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная, работа с родителями.
Актуальность
Публикация «Проект в старшей группе „Семья в народных традициях“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время остро возникла необходимость возрождения и развития традиций родной культуры в духовно-нравственном, культурном и патриотическом воспитании детей. Важное средство воспитание детей на народных традициях – фольклор, который пронизан любовью к своей Родине, природе, семье. Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима никакими материальными благами. Традиции – хранители культуры, заветов народа. Сохранение истории определяет наше будущее, через народное творчество ребенок может последовательно развиваться, проявлять свои неограниченные умения и фантазию.
Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
По глубокому убеждению К. Д. Ушинского, истинно воспитанный человек может стать в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Семья как общественная ступень в жизни человека с раннего возраста формирует сознание, волю, чувства детей. Поэтому семейные ценности нужно воспитывать именно с раннего возраста через рассказы о прошлом семьи, ее истории, отраженной и запечатленной в бережно хранимом семейном архиве. Дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Именно с первых лет жизни ребенка происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Поэтому данная тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Важно помочь родителям понять, что сохраняя семейные ценности, возрождая традиции, способствуют воспитанию и развитие личности ребёнка.
Проблема
В настоящее время в обществе назрела проблема, связанная сдуховно-нравственным воспитанием человека. Порой родители стараются обеспечить семью материальными, а не духовно-нравственными ценностями. На второй план отодвигаются доброта, порядочность, сопереживание. Родители должны быть «проводниками» культуры, традиций и ценностей для ребенка. Но часто взрослые, увлеченные решением материальных вопросов, забывают о живом человеческом общении с ребенком, так необходимом ему,меньше внимания уделяют детям и их воспитанию. Поэтому дети превращаются в заложников компьютерных игр, телевизионных программ, которые часто отрицательно влияют на их нервную систему и психику. Это проявляется в том, что они становятся возбужденными, агрессивно настроенными, не испытывают интереса к познанию. Это проявляется и не желании слушать русские народные сказки, в которых прослеживается победа добра над злом, осуждаются отрицательные качества героев.
Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека и не знают истории своего рода, семьи. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома. Дети должны учиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.
Все вышеизложенное может вызвать необратимые последствия, которые на более поздних этапах жизненного пути ребенка негативно проявляются в его поведении, поступках, суждениях, отношению к миру.
Изучив актуальность данной проблемы и обсудив с родителями, мы пришли к выводу, что особое внимание необходимо уделять духовно-нравственному воспитанию дошкольников, и осуществлять работу в данном направлении через проектную деятельность.
Новизна проекта
Проект ориентирован на вступивший в силу ФГОС ДО в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации познавательно-исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Гипотеза. Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, к семейным ценностям и к ценностям народных традиций. Ребенок должен понимать, что иметь свой дом, семью и знать историю своего народа – это большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага.
Цель. Формирование духовно-нравственной личности ребенка на основе семейных ценностей и народных традиций.
Задачи.
Обучающие:
1. Формировать элементарные представления об истории человечества, реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции).
2. Углубить представление детей о семье и интерес к ее родословной.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома.
Развивающие:
1. Учить составлять простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи.
2. Упражнять в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, к тем, кто о них заботится.
3. Развивать интерес к семейным традициям, реликвиям, народным праздникам.
4. Обогащать словарный запас новыми терминами, развивать связную речь и побуждать использовать в речи фольклор.
Воспитательные:
1. Прививать любовь к родному дому, к семье и ее традициям.
2. Воспитывать уважение к традициям и культуре своего народа.
3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
4. Воспитывать свободную и творческую личность, осознающею свои корни, народные истоки.
Реализация проекта предполагает:
Совместную деятельность родителей и детей;
Взаимодействие воспитателя и родителей;
Взаимодействие воспитателя с детьми.
Ожидаемые результаты:
1. Расширилось представление о понятиях «семья», «родословная».
2. Сформировалось представление об образе жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции).
3. Научились составлять простейшее генеалогическое древо своей родословной.
4. Обогатился словарный запасииспользуют при общении новые словами, народный фольклор (пословицы, поговорки, шутки-прибаутки).
5. Проявилось у детей заботливое, внимательное отношение к родным и близким на добрые дела.
6. Появился интерес к семейным традициям, реликвиям, народным праздникам.
7. Создана система социального партнёрства родителей в совместную деятельность в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
8. Повышена психолого-педагогическая компетентность родителей в детско-родительских отношений.
В реализации проекта мы руководствовались следующими
принципами в педагогической деятельности:
Первый – любить ребенка, т. к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она единственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим.
Второй – очеловечить среду, в которой живет ребенок, т. е. обеспечить душевный комфорт и равновесие.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
1. Изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и ФГОС по теме проекта.
2. Разработка проекта и составление плана по реализации задач в процессе совместной деятельности.
3. Довести до участников важность данной темы, информировать родителей (законных представителей) с планом проекта.
4. Подбор методической и художественной литературы, наглядно-дидактического материала.
5. Подбор материала дидактических, народных игр,поговорок, пословиц, шуток-прибауток.
6. Изготовление папок с народными праздниками ииллюстраций по теме.
7. Консультация «Духовно нравственное воспитание в детском саду», папка-передвижка проекта «Семья в народных традициях» для родителей.
8. Предварительная работа с детьми. Введение детей в тему через сюрпризный момент «Бабушкин сундук».
9. Создание предметно-развивающей среды: макет русской печи, сундук с одеждой, разные предметы быта.
2. Основной этап.
Планирование реализация проекта.
1. Блок «Моя семья»: «Родственники», «Семейные праздники», «Взаимоотношения и общение в семье».
2. Блок «История семьи»: «Родословная», «Семейные традиции».
3. Блок «Русская традиционная культура»: «Русское народное творчество», «Праздники русского народа».
Перспективное планирование
Познавательное развитие
- Рассматривание иллюстраций на тему «Семья».
Расширять знания детей о самих себе, о семье.
- Беседа «Семьи большие и маленькие»
Помочь детям осознать, что семья, родители – самые близкие люди, что семья самое надежное пристанище для человека.
- ИНОД: «Семейные праздники, традиции. Оберег «Подкова».
Формировать уважительного отношения к семейным традициям.
- НОД: «Семья в народных традициях», Д/и «Где, что стоит в русской избе».
Дать представление об избе, сундуке, о печке – главной части избы. Углубить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
- Экскурсия в краеведческий музей «Ах, эта горница светлая!»
Познакомить детей с экспонатами музея; рассказать об устройстве русской избы.
- Д/и «Предметы домашней утвари» (из чего делали)
Способствовать проявлению интереса к ремеслу и рукоделию русского народа.
- Ситуативная беседа: «Как дети помогали своим родителям?»
Закрепить знания о том, какие обязанности были у детей на Руси.
- Беседа «Откуда сундук пришел?»
Воспитывать интерес к истории, культуре русского народа
- Беседа «Во что играли наши бабушки», Д/и «Запеленай куклу».
Выяснить какие куклы были у мамы, бабушки и прабабушки; из каких материалов были изготовлены куклы.
- Беседа «Как рубашка в поле выросла» (лента времени). Д/и «Четвертый лишний» (одежда русских людей).
Развивать познавательный интерес и любовь к труду.
- Беседа «Русское народное творчество».
- Беседа «Праздники русского народа», рассматривание иллюстраций «Народные праздники»
Формирование осознанного отношения к эстетической и
Воспитывать интерес к традициям русского народа.
Уметь узнавать праздник по картинке, рассказывать.
- Наблюдение на прогулки за изменениями в природе.
Беседа «Приметы народного календаря» (Примета «В ноябре зима с осенью борется»).
Познакомить с народными приметами, сезонными изменениями и их закономерностью.
- Беседа «Предметы русской старины»
Д/и «Назови предметы старины»
Знакомить детей с народными промыслами; воспитывать любовь интерес и уважение к истории и культуре русского народа
Социально-коммуникативное развитие
- ИНОД: «Родственники» (рисунок «Генеалогическое древо»)
Д/и «Семья» (с карточками).
Формировать основ уважительного отношения к членам своей семьи.
- Беседа «Взаимоотношения и общение в семье», игра «Семья – как зовут?»
Д/и «Кому что нужно? Игра «Быт семьи».
Становление основ уважительного, заботливого, внимательного отношения к членам своей семьи.
- НОД: «Родословная» («На кого ты хочешь быть похож»)
Сл/игра «Подбери слова» (Род)
Формирование представления о близких и дальних родственниках, об их значение в жизни семьи. Умение подбирать однокоренные слова.
- Сюжетные картинки с разными эмоциональными состояниями.
Объяснять разные сюжеты из жизни дома.
- Беседа - Заповедь «Чти отца своего и мать свою», Д/и «Хорошие и плохие поступки».
Познакомить с заповедью и дать понять, что разрушает семью и что созидает семью.
- Беседа по коллажу «Что нужно для построения семьи»
Учить детей последовательно составлять картинки и рассказывать по иллюстрациям.
- Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Семья», «Путешествие на пароходе», «В русской избе»,«У бабушки в гостях»
Распределять роли по желанию играющих, воспитывать дружелюбные отношения.
- Соц/ком. Игры «Кувшин доброты», «Я дарю тебе тепло»
Продолжать работу по обогащению игровых замыслов, подводить детей к самостоятельному выбору.
Речевое развитие
- НОД: «Рассказываем о своей семье», Д/и «Домашний труд», «Четвертый лишний».
Расширять представления о родственных связях, активизировать словарь.
- НОД: Составление рассказа по картинам из серии «Семейный праздник», «Я помощник».
Учить составлять рассказ по картине, используя схему.
- Творческие рассказы по коллажу «Как я провел лето».
Уметь рассказывать по фотографиям о себе, вспоминать и делиться впечатлениями.
- Сюжетные картинки «Наши увлечения», «Наши любимые животные».
Рассматривать и подбирать словотворчество.
- Чтение художественной литературы: Г. Сапгир «Семья», С. Капутикян «Моя бабушка».
А. Барто «Одиночество»,
Т. Шарыгиной «Ремонт в квартире»,
С. Михалков «А что у вас?»,
Б. Емельянов «Мамины руки»,
А. Платонов «Ещё мама»,
В. Осеева «Волшебное слово»,
Л. Толстой «Косточка», Г. Дабе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья», «Бабушка отдыхает», «Именинный обед»; Б. Ганако «Они забыли», Е. Благинина «Посидим в тишине».
- Чтение русских народных сказок: «Морозко», «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый, да масленый», «Два Мороза», «Семь Симеонов», «Снегурушка и лиса»,«Василиса Премудрая», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.
Воспитывать желания и умения слушать художественные произведения, уважение к родным. Формировать умения слушать и рассказывать сказки.
- Рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок.
- Знакомство с пословицами, поговорками о семье, о «гостеприимстве», о трудолюбие.
- Скороговорки Г. Науменко «Тридцать три Егорки».
Учить понимать смысл пословиц, поговорок.
Знакомить с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами; правильно и четко проговаривать.
- Драматизация сказки «Репка».
- Настольный театр «Колобок», «Заюшкина избушка».
Учить детей вести диалог, используя мимику и жесты,
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- «Загадки и отгадки»
Знакомство детей с устным народным творчеством.
Художественно-эстетическое развитие
- Рисование «Генеалогическое древо»
Передавать в рисунке генеалогическое древо с опорой на историю семьи.
- Рисунок по сказке «Семья медведей».
Вызвать желание рисовать по сказке и рассказывать.
- Лепка из соленого теста оберег «Подкова»
Проявлять интерес к семейным праздникам и желание делать подарки.
- Рисование «Дымковская слобода». Рисование «Городецкая роспись».
Знакомить детей с народно-прикладным искусством.
- Фольклорные потешки, шутки-прибаутки. Э. Померанцева «Детям на потеху».
Понимать эти словесные красочные картинки, составляющий мир повседневного мира ребенка.
- Разучивание песен, хоровод «К нам гости пришли», «На горе -то калина»
Создавать у детей радостное настроение, выполнять движения под музыку.
- Слушание русских народных песенок, потешек, прибауток.
Формирование музыкальной культуры на основе знакомства с народной музыкой.
Тематический досуг совместно с родителями «Русские посиделки в горнице».
Привлечь родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским народным традициям, возрождению и соблюдению семейных традиций.
Физическое развитие
- Пальчиковая гимнастика «Семья», «Дом». Физминутка «Кто живет у нас в квартире?»
Психогимнастика «Колоски».
Выполнять движение в соответствии текста, развивать мелкую моторику рук.
- Народные игры: «Горшки», «Платок», «Лапти», «Гори, гори ясно», «Пирожок».
- Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Мы весёлые ребята», «Ручеёк».
Хороводная игра: «Колпачок», «Кто с нами», «Карусель».
Познакомить детей с русскими народными играми. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.
Взаимодействие с родителями
1. Анкетирование «Выбор темы проектов»
Выбор темы по желанию родителей.
2. Беседа с родителями на родительском собрание об актуальности проекта.
Принято решение разработать проект и участвовать в нем.
3. Информационный стенд: папка-передвижка с проектом «Семья в народных традициях».
Ознакомиться с проектом, привлечь внимание к партнерскому сотрудничеству.
4. Совместная экскурсия в краеведческий музей «В горнице».
Оказание помощи при сопровождении детей в музей.
5. Консультация для родителей «Духовно- нравственное воспитание в детском саду».
6. Памятка «Семья как фактор укрепления
духовно-нравственного и социального здоровья детей»(10 заповедей успешного родительства).
Повышать уровень педагогической и духовно-нравственной культуры родителей.
7. Изготовление народной игрушки - оберег «Крестьянская кукла».
8. Индивидуальная беседа, как смастерить куклу-оберег.
Рекомендовано рассмотреть журналы «Народная игрушка»
9. Напоминалки с поговорками, скороговорками.
3. Заключительный этап
Итоговые мероприятия
1. Фотовыставка «Как мы сходили в музей».
2. Творческая выставка детских рисунков, поделок.
3. Выставка народной игрушки-оберег «Крестьянская кукла».
4. Летопись – опрос «Семейные традиции».
5. Тематический досуг совместно с родителями «Русские посиделки в горнице».
Вывод. Таким образом, семья и детский сад – это два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Список методической литературы:
- Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова «Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию» (-Занятие «Моя семья» с. 27, -Игра «Кому что нужно?» с. 90, - Игра «Быт семьи» с. 91, -Дразнилки с. 124,- Хороводная игра «Плетень» с. 151, -Психогимнастика «Колоски» с. 153, - поговорки про хлеб с. 154, - «Ремесло и рукоделие» с. 159, - игра «Ремесла на Руси», - хороводная игра «Кто с нами» с. 162, - Русская народная игра «Лапти» с. 170, - Игра «Как рубашка в поле выросла» с. 173,- Праздники русского народа с. 182, - р. н. игра «Гори, гори ясно».)
- В. Н. Косарева «Народная культура и традиции» (Занятия с детьми 3-7 лет): с. 83 – с. 120)
- В. И. Петрова «Этические беседы»Беседа «Семьи большие и маленькие» с. 21
- Журнал «Ребенок в детском саду» №3/ 2014Занятие «Рассказываем о своей семье» с. 64
- Журнал «Воспитатель» № 10/ 2014Формирование духовно-нравственной культуры у детей (Заповедь «Чти отца своего и мать свою» с. 27, -Беседа «Как рубашка в поле выросла» с. 28
- Журнал «Воспитатель» № 1/ 2014 «Дошкольникам об истории русского быта» - Игра «Пирог» с. 19.
- Журнал «Воспитатель» № 5/ 2013 «Воспитание семейных ценностей у детей старшего возраста» с. 83, «Планирование и подготовка к проведению народных праздников» с. 92.
- Журнал «Воспитатель» № 2/ 2014 «Русский костюм как средство воспитание» с. 19.
- Журнал «Детский сад будущего» №7/2014 «Народный календарь» с. 21.
- Журнал «Воспитание дошкольника»: - Фольклор, - Фольклорные праздники и посиделки, - Русские народные игры-забавы, - Русские народные традиции, - Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
- Статья из журнала «Воспитания школьника» - Семья в народных традициях.
- Методическое пособие Е. И. Ананьева, Л. В. Лобанова, Р. В. Мельникова «Дочки-матери».