Ватутина Наталия
Проект в старшей группе: «Секреты монеты».
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Тема проекта: «Секреты монеты».
Вид проекта: исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (8 недель).
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.
Актуальность проекта:
Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п.
Публикация «Проект в старшей группе: „Секреты монеты“,» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Сегодняшнее молодое поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Ребенок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной деятельностью, бытом, узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи и у него возникает множество вопросов.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в двадцать первом веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, так как экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой. Поэтому данная проблема была выбрана нами в качестве образовательного проекта.
Таким образом, актуальность проекта заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Гипотеза проекта:
Если в систему экономической работы включать раннее экономическое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него экономическое мышление.
Цель проекта:
Посредством ознакомления детей с монетами раскрыть окружающий его мир как мир духовных и материальных ценностей, формировать экономическое сознание и экономическое мышление
Задачи проекта:
Воспитательные:
• Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами. Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;
• воспитывать сознательного пользователя в решении экономических задач;
• воспитывать эмоционально позитивное сотрудничество и взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе совместной проектной деятельности;
• воспитывать доброжелательные взаимоотношения в группе, умение договариваться, учитывать интересы других.
• воспитывать правильного отношения к деньгам в быту.
Развивающие:
• способствовать развитию детской познавательной инициативы;
• развивать интерес детей к экономике;
• развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения, делать выводы;
• развивать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, связную речь, память.
Образовательные:
• познакомить с историей происхождения денег;
• объяснить ребенку что такое деньги;
• познакомить детей с российскими монетами, научить распределять их по возрастанию номинала;
• мотивировать детей к исследовательской деятельности;
• дать представление о том, что деньги оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением;
• дать возможность детям в процессе опытно-исследовательской деятельности сделать собственные выводы о качестве материала, из которого изготовлены деньги.
• познакомить с некоторыми внешними особенностями процесса торговли (где и как совершают покупки, когда и зачем пользуются деньгами).
• научить самостоятельного совершать покупки.
• дать представление о том, что деньги оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
Методы проекта:
Утренний круг, беседа, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация, проблемные ситуации, изготовление поделок для игры "Супермаркет".
Содержание проекта:
I этап – мотивация.
С целью мотивации детей старшей группы на работу над проектом воспитатель обратилась к детям: «Я шла-шла монетку нашла, как вы думаете: кто мог ее потерять и для чего она может пригодиться?» Последовали наперебой ответы, что можно купить за деньги, что могли выронить мама или папа. Илья С. отметил, что монета металлическая и непонятно как она сделана. Так появилась идея проекта, и вместе с детьми перешли к заполнению модели трех вопросов.
II этап – разработка совместного плана работы над проектом.
Для составления плана была использована модель трёх вопросов Л. В. Михайловой-Свирской.
Что мы знаем о деньгах?
• На деньги можно что-нибудь купить. (Света Л.)
• Деньги-это очень важная вещь.
(Степа Л.)
• За деньги можно купить все.
(Андрей Д.)
• Деньги надо хранить в сейфе. (Женя Ч.)
• Деньги надо собирать в копилку. (Андрей Д.)
• Крупную сумму денег нужно хранить в банке. (Руслан Х.)
Что мы хотим узнать?
• Где делают деньги. (Вова К.)
• Как наносят краску на них. (Вова К.)
• Где куют железные монеты? (Максим П.)
• Как деньги класть на карточку? (Женя Г.)
• Как можно иметь много денег? (Семен С.)
• Какие деньги в других странах? (Илья С.)
Что нужно сделать, чтобы узнать?
• Подумать своим мозгом. (Даша М.)
• Узнать из интернета. (Катя Д.)
• Посмотреть программу по телевизору о деньгах. (Сергей С.)
• Спросить у ученого. (Руслан)
• Посмотреть в телефоне в планшете. (Вова К.)
Можно в книге прочитать. Например, в детской энциклопедии. (Ваня Л.)
На основе этой модели был создан совместный план работы над проектом для каждого центра. Свои предложения вносили дети, педагоги и родители.
Центр науки:
Узнать из энциклопедии о происхождении денег. (Катя Д.)
Узнать, как выглядели монеты. (Ваня Л.)
Рассмотреть фотографии монет разных стран (Руслан Х.)
Побывать в супермаркет и увидеть, как покупают продукты (Илья С.)
Изобрести свои деньги. (Андрей Д.)
Создать презентацию для детей «Коллекционные монеты» (И. В.)
Центр математики:
«Найди деток для мамы-монетки»: упражнения на различение достоинства разных монет, а также цифр, выделении части из целого в счете. (И. В.)
Узнать, как можно разменять деньги (Мира Б.)
«Поможем Буратино найти монеты»: игровая задача - помочь Буратино отыскать на карте все спрятанные разбойниками —лисой Алисой и котом Базилио монеты. Ориентиром служили кружки, обозначающие места со спрятанными монетами, и стрелки, направленные от монеты меньшего достоинства к монете большего достоинства. (Н. Б.)
Найти цифру монете. (Максим П.)
«Исправь ошибку в размене» развивать умения быть внимательными, обнаруживать и исправлять ошибки. (И. В.)
«Такие разные монеты» - изготовление счетного материала. (Н. Б.)
Знакомство детей с достоинством разных монет в процессе изготовления моделей монет для игр в «магазин», «автобус» и т. д. Изготовление путем перерисовки монеты, подложенной под лист бумаги. (И. В.)
Соотнести числа и монеты. (И. В.)
Центр книги и общения
Найти пословицы и поговорки о деньгах. (Семен С.)
Придумать загадки о монетах. (Света Л.)
Побеседовать о том, что можно купить за деньги, как родитеди зарабатывают деньги. (Света Л.)
Побеседовать о профессиях родителей. (Н. Б.)
Узнать о чем говорится в пословице: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» (Илья С.)
Чтение художественной литературы: народные сказки : «Колосок», «Как братья отцовский клад искали», «Шейдула — лентяй», «Трудовые деньги», «Айога»; К. Чуковский «Муха-Цокотуха», В. Одоевский «Мороз Иванович», Н. Носов «Незнайка на луне», С. Михалков «Как старик корову продавал», Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены», С. Маршак «Откуда стол пришел?»(И. В.)
Центр искусства
Нарисовать свою монету, карточку (Ваня Л.)
Изготовить штамповку для печати монет. (Н. Б.)
Выставка «Коллекционная монета» (И. В.)
Конкурс рисунков «На что можно потратить деньги». (Мира Б.)
Центр «Умелые ручки»
Изготовить кошелек (Сергей С.)
Центр физкультуры
Найди по схеме, где спрятан клад. (Н. Б.)
Центр игры
Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет», «Автобус», «Театр».
Центр конструирования
Построить супермаркет (Ваня Л.)
Изготовить атрибуты для игры «Супермаркет»: кассу, прилавок. (Н. Б.)
Изготовить кошельки и сумки из бумаги приемом оригами. (И. В.)
Центр экспериментирования
Определить свойства металла, из которого сделаны монеты. (Мира Б.)
Определить какими свойствами должна обладать бумага, из которой сделаны бумажные деньги
Взаимодействие с семьей
Подготовить семейные презентации «На что тратятся деньги». (И. В., родители Вани и Даши)
В магазине вместе с детьми сделать покупки с объяснением, что и для чего покупается. (Родители Дениса, Денис)
Провести консультацию для родителей «Дети и деньги» (Н. Б.)
Совместная выставка «Домик для монеток».
III этап – практический.
Вместе с детьми посмотрели презентации «Какие бывают монеты», «Коллекционные монеты», видеоролик "Экскурсия на монетный двор".
Детей заинтересовал тот факт, что монеты могут выглядеть по-разному: иметь различную геометрическую форму, могут быть объемными, рельефными, могут иметь цветные изображения, некоторые монеты имеют запах, на каждой монете обязательно присутствуют цифры и герб государства.
Оказывается, монеты существуют во всех государствах и выглядят по- своему. По содержанию презентации был изготовлен фотоальбом с коллекционными монетами, который дети имели возможность рассматривать самостоятельно. Дети обсуждали внешний вид монет, рассуждали о том из какой страны они могут быть.
Ежедневно при проведении утреннего круга воспитатель рассказывала детям о том, какие материалы и пособия приготовлены в каждом центре по теме проекта (в соответствии с разработанным совместным планом).
Наиболее востребованы были игровой центр и центр продуктивной деятельности
Особый интерес вызвали у детей беседы по темам: "Откуда взялись деньги", "Как выглядели монеты в древности", "Как изготавливают монеты", "Что нужно человеку для жизни", "Как приходят вещи в дом", "Почему появились деньги".
Из бесед с родителями дети поняли, на что в семье тратятся деньги, какие первоочередные траты, какие второстепенные и что только в последнюю очередь на удовлетворение желаний: покупка игрушек, посещение театров, кинотеатров и т. д.
Занимательно было установить какими свойствами обладают монеты достоинством один рубль, пять рублей, пятьдесят копеек, десять рублей. Для монет используются металлические сплавы серебристого и золотистого цветов.
При проведении экспериментов дети сделали вывод, что монеты тонут, потому что изготовлены из металла и притягиваются магнитом даже через стакан с водой. Последний факт удивил больше всего.
Побывав на экскурсии в супермармете и аптеке, дети обратили внимание на работу продавца: работает с кассой, при помощи компьютера считывается цена товара, выдается сдача. Особое внимание обратили на то, что оплачивать покупку можно и банковской картой.
Придя в детский сад свои впечатления поспешили отобразить в игре "Магазин игрушек".
Каждому хотелось сделать покупку. Совершая покупку, дети старались подобрать необходимые монеты достоинством 1,2,5,10 рублей. Продавец напоминала, что рассчитаться можно банковской картой.
Монеты и банковские карты дети в центре продуктивной деятельности изготовили сами.
Для изготовления монет использовался бросовый материал (пенопластовые лотки для кондитерских изделий). Замечательно, что дети обратили внимание на то, что наносить изображение цифры на штамповку необходимо в зеркальном отображении, чтобы при выполнении штамповки отпечатывалась цифра правильно. Такой вывод дети сделали, когда рассмотрели и проанализировали результаты своего труда.
Совместно с воспитателем обсудили какой смысл содержат пословицы:
• Копейка к копейке – проживёт семейка.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Копейка рубль бережёт.
• Вовремя копейка дороже рубля.
• Дружба дороже денег.
• За деньги славы не дают.
• Здоровья на деньги не купишь.
• Кто долго спит, тот денег не скопит.
• Кто за копейкой не нагнется – ломаного гроша не стоит.
• Кто рано встает, у того копейка растет.
• На деньги ума не купишь.
• На пятака дружбы не купишь.
• Не легко деньги нажить, а легко прожить.
• Почет дороже денег.
Народная мудрость помогла детям понять, что за деньги не все можно купить, чтобы заработать деньги необходимо трудиться, что тратить легче чем зарабатывать, что нет цены дружбе. здоровью, честности.
Совместно со старшим воспитателем изготовлена дидактическое лото "Что можно купить".
Дети безошибочно определяли, что не все можно купить за деньги: радугу, воздух, снег, ручей, месяц, грозу нельзя купить ни за какие деньги.
Решение логической задачи "Монетки" позволило детям сосредоточиться и обсудить правильность решения.
Родители воспитанников тоже активно действовали по совместно разработанному плану. Вместе с детьми изготовили кошельки, подобрали пословицы о деньгах, побеседовали с детьми по теме "На что тратятся деньги в семье", совместно совершили покупки.
Вместе с детьми подготовили творческие работы "Домик для монеток".
Увлекла и родителей, и детей совместная работа по изготовлению кошельков "Домика для монеток". Кошельки и портмоне изготовили из различного материала: бумаги, ткани, кожи, ниток, украсив при этом на свой вкус.
Выставка "Домик для монеток " порадовала всех.
IV этап – итоговый.
Итоговым мероприятием проекта стала викторина «Монетный двор» с участием команд детей и команды родителей. Участники викторины решали логические задачи, осуществляли покупки игрушек, соревновались в знании пословиц и поговорок по теме "Монеты. деньги", собирали пазлы-монеты, рисовали коллекционную монету по теме "Космос".
Далее педагоги вместе с детьми и родителями проанализировали выполнение совместного плана работы над проектом, отметив заслуги каждого, и ответив на вопросы.
Вопросы детям:
• Сумеете ли вы теперь самостоятельно в магазине совершить покупку?
• Что ещё нового вы узнали, чему научились?
• Как и где вы будете использовать свои знания?
• В каком Центре вам интереснее всего было работать и почему?
• Вспомните, что больше всего вас удивило в ходе выполнения проекта?
Вопросы родителям:
• Как Вы считаете, чему научились дети?
• Какие мероприятия плана были наиболее удачными?
• Что можно сделать лучше в следующий раз?
Педагоги проанализировали результаты проекта:
Ожидаемые результаты проекта
1. Реализация совместного проекта позволит:
- приблизить знания детей к реальной действительности, формировать начала экономического мышления;
-повысить интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни;
- обогатить словесный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей совместных профессий.
2. Формирование здорового интереса к деньгам, осознание правил их честного приобретения, понимание купли продажи.
3. Дети научатся различать монеты разного достоинства.
4. Участники совместного проекта приобретут навыки позитивного сотрудничества и взаимодействия.
Полученные результаты проекта
1. Участники проекта научились различать монеты достоинством 1,2,5,10 рублей, определили свойства монет экспериментальным путем.
2. Дети поняли, что не все можно купить за деньги. Существуют нравственные качества, природные явления, не подлежащие купле-продаже.
3. Участники проекта в ходе совместной деятельности проявили навыки позитивного сотрудничества и взаимодействия.
4. Дети и родители проявили желание познакомиться с деятельность людей различных профессий.
5. Родители изъявили желание продолжить работу по формированию экономической культуры детей.
Вопросы педагогам:
• Соответствуют ли полученные результаты проекта ожидаемым?
• Что удалось, а что не удалось в ходе проекта и почему?
• Как Вы считаете, какие мероприятия оказались наиболее эффективными для решения задач проекта?
• Что помогло включить детей в общий проект?
• Что нужно будет учесть в следующий раз?
Список использованной литературы:
1. А. А. Смоленцева Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. СПб. :"ДЕТСТВО-ПРЕСС",2002.
2. Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М. : Просвещение, 2015.
3. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.
4. Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001.- №4, с. 24-26
5. Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей [Текст] // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16