Татьяна Шемонаева
Проект в старшей группе «Мы — эковолонтеры»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальный этап Всероссийской детской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины», приуроченной к проведению Года добровольца (волонтера)
ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ : Мы – эковолонтеры»
Творческое название «Я и Природа – единое целое»
Организатор акции: воспитатель МБДОУ детский сад № 2 «Светлячок» Жердевкого района Тамбовской области
Шемонаева Татьяна Геннадьевна.
Публикация «Проект в старшей группе „Мы — эковолонтеры“» размещена в разделах
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.
В. А. Сухомлинский
Паспорт проекта :
• Тип проекта : краткосрочный
• Вид проекта : информационно - практико – ориентированный
• Участники проекта : дети 5-6 лет, родители, воспитатели.
• Форма представления проекта - презентация
Краткое содержание проекта : проект направлен на формирование экологической культуры детей.
• Автор проекта : воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ детский сад №2 «Светлячок» Жердевского района Тамбовской области Шемонаева Т. Г
Актуальность проекта.
В начале декабря 2017 г. на церемонии награждения в категории «Доброволец России» глава государства огласил, что 2018 год станет годом добровольца или волонтера в России. На федеральном и муниципальных уровнях разработана система мероприятий, посвященных заботе о природе и окружающем мире. Дошкольные образовательные учреждения в данных мероприятиях принимают самое непосредственное участие. Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
Долг и задача воспитателя - научить детей беречь природу для последующих поколений.
Проблема
Основу требований, предъявляемых к новому поколению, составляют категории социальных переживаний. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая личность, обладающая милосердием, гуманностью, умением оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.
Гипотеза
Невозможно жить радостно, при унынии окружающих тебя людей. Только тогда, когда в твоем доме, районе, городе будет мир и покой, чистота ты сможешь облегченно вздохнуть и почувствовать жизнь полностью, чтобы не пришлось на улицах встречать нуждающихся людей, чьи тяготы касаются и тебя, и что не может оставить равнодушным, заняв твои мысли.
Цель проекта : сформировать экологически культурное и экологически воспитанное поколение, ответственное за сохранение природы
Задачи проекта :
• Познакомить дошкольников с волонтерским движением, развитию таких важных качеств личности, как милосердие, сочувствие, сострадание.
• Установить волонтерскую деятельность как обязательную составляющую программы духовно-нравственного воспитания. Развивать практические навыки детей дошкольного возраста в этом направлении.
• Воспитывать бережное отношение к окружающей нас действительности.
Инновация проекта
состоит в том, что организация благотворительной и добровольческой деятельности предполагается в условиях детского сада, целью которой является объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста для участия в добровольческих мероприятиях.
Социальная значимость проекта :
• Актуальность и значимость
Цель проекта соответствует требованиям ФГОС ДО
• Рентабельность
Проект не требует больших затрат
• Воспроизводимость
Можно использовать в других дошкольных учреждениях.
• Оригинальность новые подходы к решению нравственного воспитания детей через волонтерскую деятельность.
• Обобщение опыта освещение результатов работы в сети Интернет, на сайте ДОУ, СМИ
• Изменение характера взаимодействия ДОУ с семьёй и социумом по нравственному воспитанию детей
Ожидаемые результаты:
• Расширить представление о волонтерском движении у детей 5-6 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
• Приобщить детей и родителей воспитанников к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям на основе изучения традиций народа;
• Привлечь родителей воспитанников к природоохранной деятельности на территории ДОО (улучшение санитарного состояния и озеленение территории);
• Привлечь родителей воспитанников к природоохранной деятельности на территории ДОО (улучшение санитарного состояния и озеленение территории).
Формы и методы работы:
НОД;
Чтение художественротй литературы;
Продуктивная деятельность;
Театрализованная деятельность и праздники;
Наблюдения в уголке природы и на улице;
Организация труда в уголке природы, на участке;
Взаимодействие с семьей;
Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов;
Игры.
Направление работы:
развитие речи
развитие логического мышления
развитий коммуникативных качеств у детей
обобщение представлений о природе
пробуждение природоохранного интереса к природе
Этапы реализации проекта
Название этапа Цель Задачи
Теоретический Ознакомление и изучение теоретических материалов инновационных методик и педагогических технологий по экологическому развитию дошкольников. - ознакомление с научно-методической литературой;
- изучение инноваций в системе экологического образования;
- изучение передового педагогического опыта
Практический Организация коллективного творческого поиска реализации экологического образования дошкольников. - апробация воспитателем группы разнообразных форм и методов работы с детьми и их родителями;
- создание экологически развивающей среды: (уголок природы в группе, цветник, стена творчества, уголок наглядной агитации для родителей)
Оценочно -результативный Обобщение и распространение полученного опыта - соотнесение результатов проектной деятельности с поставленными задачами и целью;
-анализ результатов проектной деятельности
В работе с детьми:
• 1. Беседа «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети», «Мой край родной», «Планета земля в опасности», «О чём мечтала поляна», «В природе всё взаимосвязано». «Что мы знаем о природе и её охране».
• 2. Использование в образовательной деятельности и режимных моментах экологических ситуаций и задач: «Что нужно для того, чтобы воздух был чистым?», «Почему умирает лес?», «Что ты можешь сделать для сохранения и приумножения природы?» и т. д.
• 3. Творческое задание: «Придумай и нарисуй природоохранительные и запрещающие знаки».
• 4. Чтение и обсуждение книг о природе и её охране.
• 5. Целевая прогулка «Экологическая тропа».
• 6. Трудовые экологические операции
• 7. Выставка рисунков «Как прекрасна Земля!»
• 8. Викторина «Знаешь ли ты природу родного края?»
• 9. «Лужайка-поиграйка» - час экологических подвижных игр
• 10. Дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы цветов. леса».
• 11. Конкурс загадок, пословицы о природе.
• 12. Экологический праздник «Птицы наши друзья»
В работе с родителями:
• 1. Наглядная информация «С природой на Вы», «Знайка и Незнайка» (о правилах поведения в природе, «Экологические события в стране…в родном городе».
• 2. Выставка поделок из природного материала.
• 3. Памятка «Правила бережного отношения к природе».
• 4. Анкетирование «Экологическое образование в семье» .Родительское собрание «Экологическая культура»
• 5. Родительское собрание «Экологическая культура»
• 6. Консультации «Воспитание любви к природе», «Научите ребенка любить живую природу», «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»
• 7. Буклеты «Правила поведения во время отдыха на природе», «Правильное отношение к природе начинается в семье (памятка для родителей)
• 8. Статья в газете «Жердевские новости» «Мы делами добрыми едины»
• 9. Субботник с привлечением родителей «Экологический десант»
В работе с педагогами:
• 1. Картотека игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста
• 2. Картотека по окружающему миру (старшая группа) по теме: «Экологическое воспитание в стихах»
• 3. Педагогический проект «Экологические тропы на территории ДОУ»
Результативность
Анализ работы позволяет сделать выводы о том, что воспитанники имеют достаточно глубокие знания по экологии. У них развито мышление, воображение, умение делать простейшие выводы и умозаключения о взаимосвязях живых объектов с неживой природой.
Положительная динамика:
• сформированы начала экологической культуры у детей;
• сформированы начала экологической культуры у детей;
• дети учатся практическим действиям по охране природы;
• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
Результатом экологического воспитания
дошкольников является экологическая культура личности. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
Процесс познания окружающей действительности является ничем не заменимым эмоциональным стимулом мысли. Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста этот стимул играет исключительно важную роль.»
Используемая литература:
- О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
- Т. Копцева «Природа и художник».
- Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду».
- А. Табиев «Экологическая азбука для детей».
- Т. А. Шорыгина «Экологические сказки для детей», «Стихи и сказки о родной природе». - Энциклопедии серии «Обо всём на свете».
- В. А. Степанова «Листок на ладони».
- Технология развивающего обучения «Здравствуй мир»
- окружающий мир для дошкольников.
- В. А. «Тропинка в природу».
- Л. Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию».
- Е. А. Алябьева «Сказки о явлениях в неживой и живой природе».
- Л. Н. Вахрушева «Познавательные сказки для детей 4-7 лет».
- Т. Б. Ладыгина «Стихи к летним детским праздникам», «Стихи к осенним детским праздникам». - Т. Н. «Экологическая гостиная в ДОУ».
- В. Н. Черняева «Экологическая работа в ДОУ».
- С. Н. Николаева «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».
- Т. В. Потапова «Экологическая культура в семье и детском саду».
Интернет – ресурсы:
https://www.maam.ru Международный образовательный портал
https://pedsovet.org/beta Всероссийский интернет-педсовет
https://nsportal.ru/user/648075/page/sayty-dlya-uchitelya Социальная сеть работников образования
https://almanahpedagoga.ru/?yclid=1371542091062318530 Всероссийское образовательно-просветительское издание «Альманах педагога»
https://dochkolenok.ru «Дошколенок» сайт воспитателей ДОУ и родителей дошколят