Анна Наумова
Проект в старшей группе «Мордовия»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно-творческий.
Срок реализации проекта : март-май 2018г.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Возрастная группа : старшая группа
Публикация «Проект в старшей группе „Мордовия“» размещена в разделах
Цель: приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического развития.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с характерными особенностями мордовского декоративно-прикладного искусства, цветовой гаммой и элементами мордовского узора. Дать представления о народных промыслах мордвы (вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву).
• Познакомить детей с Гимном Мордовии, музыкой мордовских композиторов, мордовскими народными песнями, играми, сказками, мифами и легендами.
Развивающие:
Формировать чувство сопричастности к достижениям земляков в области культуры и спорта;
• Формировать познавательный интерес к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству Мордовии;
Воспитательные:
• Воспитывать чувство любви к своей малой Родине;
• Воспитывать чувство патриотизма.
Предварительная работа:
. Изучение методической литературы по теме, информирование участников о цели проекта. Беседа с детьми «Что я знаю о своей родине». Подбор иллюстраций и фотоматериала, соответствующего тематике.
Содержательный этап проекта
1. Просмотр познавательных телепередач, видеофильмов об искусстве Мордовии (творчество художников и композиторов, фольклор) с последующим обсуждением дома и в детском саду.
2. Рассматривание книг и буклетов о Мордовии.
3. Чтение мордовских сказок, мифов, легенд.
4. Чтение произведений мордовских писателей о природе : Я. Пинясов «О том, как зайчик хвост потерял», Т. Тимохина «Как зима Стёпку лечила», Л. Земскова «Цветные сказки: Зелёная, Белая, Разноцветная» и т. д.
5. Знакомство с мордовскими пословицами, поговорками, скороговорками.
6. Знакомство с творчеством мордовского художника Ф. Сычкова.
7. Создание аппликаций по мотивам мордовской вышивки.
8. Создание рисунков на тему «Мордовский костюм».
9. Слушание музыки: Гимн Мордовии, песни на мордовском языке, плясовые мелодии.
10. Подвижные мордовские игры в группе и на участке : «В курочек», «Салки», «Круговой», «В базар», «Раю-раю» и др.
Список литературы
1. Жиганов М. Ф. Память веков / М. Ф. Жиганов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1976. - 136с.
2. История Мордовии : С древнейших времен до середины XIX века / под ред. Н. М. Арсентьева, В. А. Юрченкова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2001. - С. 12-34.
3. Мокшин Н. Ф. Мордовский этнос / Н. Ф. Мокшин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1989. - 157с.
4. Юрченков В. А. Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории / В. А. Юрченков. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. - 368 с.
Приложение
Мордовские пословицы и поговорки
Хороший человек по глазам узнаётся (мокша).
Не вмешивайся в спор супругов: виноватым станешь.
Мать сказала - Бог сказал.
Горячо начал - холодно кончил (мокша).
Живут, как собака с кошкой.
Со стороны невестка всегда лучше (мокша).
По волосам об уме не суди.
На чужой сторонушке и летом холодно.
От яблони - яблоко, от ели - шишка.
Какой муж, такая и жена.
Чужой боли никто не верит.
Хорошему - везде хорошо, плохому - везде плохо (мокша).
Дурная слава стоит, а худая бежит.
Одним глазом смеется, другим горюет (мокша).
Маленький топор рубит большое дерево.
Слово - не мел: скажешь - не сотрешь (мокша).
Клоп маленький, да спать не даёт.
Какова яблоня, таковы и яблоки.
И скворец иногда по-соловьиному засвищет (мокша).
Муж с женой ругаются - друг друга учат.
Хорошее дело надо делать, плохое - само выходит.
Хорошее сделать тяжело, плохое - легко (мокша).
Какой учитель, такие и ученики.
Каков посев, таковы и всходы (эрзя).
Поповские глаза меры не знают.
И хорошее и плохое не забывается (мокша).
Без плохого нет хорошего, без хорошего нет плохого.
Кто не родится, тот не умирает.
Нет такого дружка, как родная матушка.
После драки кулаками не машут.
Одна беда - не беда.
Муж и жена - искры одного кремня.
На печке и дед - герой (эрзя).
Сказанное слово - серебро, а молчание - золото.
Ласковый теленок двух коров сосет.
Велик коровий язык, да только облизывать годный (мокша).
Молодость не возвратишь, а старость всегда придёт.
Какова мысль, такова и речь (мокша).
У хорошей матери и дочь хороша.
Хвались не в начале дела, а когда его завершишь.
Посади невестку на руки, а на шею она сама залезет.
Хорошее забывается, плохое - никогда (мокша).
Дети без падения не растут.
Плоха та птица, которая не любит свое гнездо.
Старый не помолодеет, а молодой всегда постареет.
Зимой за малиной не ходят.
Язык острее ножа.
На работе - воробей, в еде - орёл (эрзя).
Где нянек много, там дитя безного.
Слово - не птица: вылетит - не поймаешь (эрзя).
Птица по голосу узнается (эрзя).
Красота не в глазах, а в благородном сердце.
В тюрьму путей много, а оттуда только один (мокша).
На одной ноге далеко не уйдешь (мокша).
И в пшенице сор бывает.
Кого любишь, с тем на край света пойдешь.
У него хвост больше его самого (мокша).
Из малого выходит большое.
Каков отец, таков и сын.
Жнущий серп всегда блестит (мокша).
Вовремя сказанное слово дороже золота.
Жизнь прожить - не поле перейти.
Свинья не смотрит на небо (мокша).
Бог тогда поможет, когда на руках мозоли появятся.
Кривое коромысло не выпрямишь.
Где огонь, там и дым.
На Бога надейся, а сам не плошай.
Кто молчит, тот больше слышит.
Не одинаковы деревья, не одинаковы и люди.
Вечер покажет, каков был день (эрзя).
Слова выпустишь - назад не вернешь.
Ветер не подует - лес не зашумит.
Маленькая лошадь до смерти жеребёнок.
На чужой печи бок не согреешь (мокша).
Старая крапива сильнее жжёт.
Выше живота не прыгнешь.
Без женщины-хозяйки дом пустой.
Большой на маленького сверху смотрит.
И филин своих птенцов хвалит.
Куда лапоть, туда и обора (эрзя).
Не всякая тропинка приведёт к своему концу.
Сказанное слово обратно не вернешь (мокша).
Каждое начало имеет свой конец (мокша).
Сытым глаз никогда не бывает (мокша).
Весной волк шерсть меняет, а повадки - никогда (мокша).
Из песни слова не выкинешь.
Яблоко от яблони далеко не укатится.
Ребенку заноза в палец, а матери - в сердце.
Народное слово - надежное слово.
Без времени снятое яблоко - кислое (мокша).
Иногда и безумный скажет умное слово.
Без пословицы не проживешь, от неё никуда не уйдешь.
Без братьев можно жить, а без соседа - никогда (мокша).
Как ни мни лыко, ремнем не станет (мокша).
Без знания и лапоть не сплетешь.
Печка одна, да неодинаковы караваи; родители одни, да неодинаковы дети (мокша).
Молва летит, как пуля.
Пословица с птичий клюв, а мудрости в ней целое озеро.
У каждого своя жена красива.
Маленький горшок скорее сварится (мокша).
Не смейся над старым : и сам будешь стар.
Куда иголка, туда и нитка.
Конец покажет, какое было начало (мокша).
Плохому человеку все плохие (мокша).
В начале смеешься - в конце плачешь.
Плохое начало - плохой и конец.
Не тот много жил, кому много лет, а тот, кто много сделал.
Не все песни до конца поются (мокша).
Хорошее слово дороже денег.
Каков корень, таковы и ветки.
Прямой путь не всегда самый короткий (мокша).
Чужая одежда - не одежда, чужой муж - не муж.
Какой поп, такой и приход.
Как не всё видишь, так не всё и слышишь (эрзя).
И на хорошем дереве бывают сухие сучья.
Как в лесу деревья не одинаковы, так и люди.
С чем играешь, тем и ударишься (эрзя).
Где молния, там и гром.
Какая мать, такая и дочь.
Добрая молва лежит, а плохая бежит.
Мысль есть, а выразить не может.
Устами песни поёт, а душой плачет (эрзя).
У кого улей, у того и рой (мокша).
Кто волком родился, тот волком и умрет (мокша).
И колесо вокруг своей оси вертится (мокша).
Смотри на мать, когда берёшь её дочь.
Смерть бывает один раз.
Старое дерево на молодое опирается.
На один гвоздь всё не повесишь.
Что сошьешь, то и поносишь (мокша).
Два века не проживешь.
У попа сдача, как у портного остача.
Плохое к хорошему не приведёт.
Каковы твои друзья, таков и ты; каков ты сам, таковы и твои друзья (эрзя).
Злой человек везде зло творит.
Язык без костей: не устанет.
Хорош медок, да ковшик мал.
Моток начнешь разматывать - конец найдешь (мокша).
Не испытаешь горя - не узнаешь радости.
Девушка растет для чужого, парень - для хозяйки.
Без кривых деревьев леса не бывает.
Лошадь есть - хомута нет, хомут купил - лошадь пропала (мокша).
Какая у него натура, такая и шкура (эрзя).
Плохому сыну и отцовское слово не поможет.
Не та мать хорошая, которая родила, а та, которая воспитала.
Прежде чем жениться на девушке, посмотри на её мать (мокша).
Молодость дважды не приходит (эрзя).
Какое начало, такой и конец.
Здоровье - богатство.
Жизнь прожить - не плетень плести.
Чужая беда не научит (мокша).
По двум зайцам выстрелишь, ни в одного не попадешь (эрзя).
Филином родишься - в соловья не превратишься.
Одного ребенка растить - матери слезы лить.
Длинным языком хорошо только облизывать (мокша).
Одна пчела много мёду не соберёт (мокша).
Хоть ворон и высоко летает, он не орёл (мокша).
Каков вопрос, таков и ответ.
Ни дома кормилец, ни в огороде чучело (мокша).
Хорошего без плохого не бывает.
Знания дороже денег.
В чужом доме хлеб слаще (мокша).
В собачью пасть пальцы не суй.
Где много нянек, там дети больше болеют (мокша).
Семеро петуха не режут.
Беда одна не ходит (эрзя).
Молодой слабее умом, старый - здоровьем.
У старого и у малого ум одинаковый (мокша).
Хорошее начало приведет к хорошему концу.
Ешь-пей в меру - не будет болеть живот.
Не прыгнув в воду, не научишься плавать (эрзя).
Со многими собаками зайца не поймаешь (мокша).
У кого дела идут хорошо, у того и петух несётся (эрзя).
Дерево гнётся, пока оно молодо (мокша).
Лишняя соль портит пищу, лишнее слово - речь (мокша).
Словом кость не переломишь (мокша).
У родной матери рука теплая, у мачехи - холодная.
Избалованный ребёнок - не кормилец.
Его язык острый, как иголкой колет.
Нет дыма без огня.
Чужой хлеб горький.
Куда зайдешь - подумай, как выйти обратно.
В гостях хорошо, а дома лучше (эрзя).
На дубе липовая ветка не вырастет.
Конспект НОД по аппликации «Украшение салфетки мордовским орнаментом» (старшая группа)
Тема: «Украшение салфетки мордовским орнаментом»
Цель: Познакомить детей с мордовскими орнаментами.
Программные задачи НОД:
- учить создавать мордовский орнамент используя 8 треугольников разной величины и формы ;
- учить делать треугольник из квадрата путём резрезания по диагонали по намеченным линиям ;
- продолжить учить детей работе с ножницами, клеем и кисточкой.
-воспитывать интерес к аппликации, развивать творческие способности детей.
Интегрируемые образовательные области:
- Художественно- эстетическое развитие
- Развитие речи
Форма проведения: совместная деятельность
Методические приемы: показ, беседа, игра
Мотив детской деятельности: мотивация общения.
Материалы: альбомный лист с нарисованным контуром салфетки, клей ПВА, кисточка для клея «щетина №3», ножницы, цветная бумага черная и красная с нарисованными квадратами для вырезания, элемент орнамента «мордовская зведочка» красного цвета.
Ход деятельности
Воспитатель: Здравствуйте мои ребятки. (Дети здороваются) Ребятки скажите в каком городе мы живем? – (в Саранске)
Воспитатель: Правильно, мы живем с вами в городе Саранске. А Саранск – это столица Республики…. (Мордовия).
Воспитатель: Правильно, ребятки Саранск- это столица республики Мордовия. Мордовия – это наша малая родина. У мордовского народа, как и у других народов нашей страны есть свои обычаи, свои традиции и свой орнамент узора. Наш народ очень трудолюбивый. В старину не было ни швейных машин, ни станков, а все делали своими руками. Шили, вязали, ткали, вырезали из дерева, лепили из глины. Свою одежду, предметы быта мордовский народ украшал орнаментом, узор. Давайте посмотрим вот на эту салфетку. (Рассматривание салфеточки)
Воспитатель : Ребята, вот салфеточка она из белой ткани, с вышитым орнаментом, вот посмотрите полотенце тоже с мордовским орнаментом обратите внимание на узор, какие цвета используются в этом орнаменте?
Воспитатель: А каким узором украшено полотенце ( Д: Ромбик и Восьмиконечная мордовская звезда)
Воспитатель:А цвет какой на этих изделиях? ( Д: красный, черный.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами украсим салфеточку мордовским орнаментом
Обьяснение и показ.
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат альбомные листы с нарисованным контуром салфетки. А так же лежат «заготовки» орнамента – нарисованные квадраты 2 на красной бумаге и 2 на черной.
Чтобы сделать нам салфетку мы берем заготовку, вырезаем квадраты, затем их разрезаем по диагонали по намеченным линиям, и получаем 8 треугольников- 4 красных и 4 черных.
Потом приклеиваем полученные треугольники по углам салфетки. Уголочек треугольника должен смотреть в угол салфетки. Клей набираем на кисть, намазываем фигуру (треугольник красного цвета) клеем, обязательно на клеёнке, начиная с середины, постепенно переходя к краям. Положим кисть, взяли фигуру обеими руками и прикладываем на то место, где она лежала, прижать тряпочкой, промокнув лишний клей.
Потом на этот же треугольник приклеиваем треугольник поменьше черного цвета так, чтобы уголок смотрел в уголок красного треугольника, но чуть пониже, то есть он должен выйти за край красного треугольника.
Затем мы точно так же приклеиваем остальные треугольники.
Потом в центр салфетки приклеиваем восьмиконечную мордовскую звезду. Все, салфетка готова.
Самостоятельная работа детей.
Дети аккуратно вырезают квадратики, разрезают по линии по диагонали. В случае необходимости напоминает, поправляет положение пальцев, держащих ножницы. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно держали ножницами. После того, как все детали вырезаны проводим физкультминутку.
Физкультминутка
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: Молодцы ребятки, теперь мы немного отдохнули, можем работать дальше.
-Ребятки, напоминаю вам о том что работать с клеем надо аккуратно, лишний клей вытирать салфеточкой. (Дети самостоятельно работают, приклеивают детали на салфетку)
в процессе творчества
По окончании работы, воспитатель предлагает положить салфетки на стол - пусть они подсохнут.
Выставка аппликаций. Воспитатель выставляет все работы на доске, отмечает красивое сочетание цветов, дети рассматривают работы.
Вот какие работы у нас получились
Итог занятия: Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
Спасибо за вашу работу.
Конспект НОД по рисованию «Мордовский национальный костюм»
Программные задачи:
Образовательные: -Продолжать знакомить детей с элементами мордовского орнамента.
-Учить передавать колорит мордовского орнамента : элементы, цветовую гамму, рисовать узор и геометрические фигуры.
- Закрепить умение работать кистью и красками.
Развивающие: -Развивать умение видеть красоту созданного изображения. - Формировать словарный запас.
Воспитательные:- Воспитывать интерес к мордовской национальной культуре, любовь к родному краю.
Интегрируемые образовательные области:
- Художественно- эстетическое развитие
- Развитие речи
Словарная работа: панар.
Методические приемы:
Сюрпризный момент
Рассматривание мордовского костюма
Рассказывание о символике
Объяснение, показ
Самостоятельная деятельность детей
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций мордовского орнамента, мордовского национального костюма.
Материал: национальный мордовский костюм, иллюстрация одежды мордвы, мордовских орнаментов, образцы платков, с мордовским орнаментом, аудиозапись мордовских песен, заготовки платьев для росписи, краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки.
Ход деятельности:
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним,в каком городе мы живем?
-Как называется наша республика?
Посмотрите,какой у меня красивый наряд.
-На мордовском языке платье –панар. Обратите внимание на орнамент. В орнаменте всегда отражается характер и культура народа. По орнаменту можно определить,к какому народу относится произведение искусства.
Какой цвет преобладает на моей одежде?
-Правильно, красный. Расцветка мордовской вышивки включает в себя 4 цвета
Красный –символизирует любовь, красоту, здоровье.
Черный- нейтральный цвет.
Желтый- символизирует полезность.
Зеленый –молодость.
Белый- жизнь, добро,чистоту.
- Дети, давайте проведем конкурс «Лучший дизайнер» .Для мордовских кукол-моделей вы должны создать мордовский наряд.
-А сейчас давайте немного отдохнём.
Физминутка.
Два хлопка над головой
Два хлопка перед собой
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем
Вдох и выдох-улыбнись
Потихонечку садись.
Основная часть.
Воспитатель: А теперь пройдемте за столы,сядьте правильно, выпрямите спинку. На столах у вас лежат бумажные заготовки платьев, определитесь,каким орнаментом будете его украшать.
-Ребята,а какие вы знаете основные элементы мордовского орнамента?
-Прежде чем преступить к работе,давайте вспомним как надо работать с красками и кисточкой.
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель:
- приступайте к работе.
Под музыку дети рисуют. Воспитатель индивидуально помогает детям.
Воспитатель:
- заканчиваем работу. Ребята, конкурс «Лучший дизайнер» закончен.
Итог занятия.
-Представьте, что вам нужно купить платье. Какое бы вы выбрали? Чем оно вам понравилось? Почему? Какие цвета использовали? Какой орнамент выбрали для своих работ?
-А сейчас примерьте свои платья на моделей. И давайте поводим с ними хоровод.
Хоровод водят под мордовскую музыку.