эллина дерюга
Проект в старшей группе на тему: «Если хочешь быть здоровым».
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №1 «Солнышко».
Проект в старшей группе на тему :
«Если хочешь быть здоровым».
Воспитатели: Дерюга Э. А.
Содержание проекта
1. Паспорт проекта;
2. Пояснительная записка
Публикация «Проект в старшей группе на тему: „Если хочешь быть здоровым“,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
3. Цель, задачи, сущность проекта, актуальность, практическая значимость проекта, принципы реализации проекта, объект, предмет, гипотеза, ожидаемый результат, модель реализации проекта.
4. Этапы реализации проекта : долгосрочный.
5. Список использованной литературы.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема: «Если хочешь быть здоровым»
База исследования: старшая группа МБДОУ детского сада №1
Участники проекта : воспитатель, воспитанники, родители.
Условия реализации проекта
Реализация здоровье сберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;
Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;
Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
Реализация различных форм систематической работы с родителями;
Развивающая среда ДОУ:
• Музыкальный зал;
• Физкультурные центры в групповой комнате;
• Спортивная площадка (на участке детского сада);
• Медицинский кабинет;
• Методический кабинет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы…»
Томас Карлейль
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка».
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательной –образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурной – оздоровительной деятельности.
Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:
1. Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
2. Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:
• Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
• Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
• Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
• Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА. Создание положительной мотивации к выполнению основных режимных моментов, принятие и осознание их детьми; формирование и совершенствование основных гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
ЗАДАЧИ:
1. Прививать любовь к физическим упражнениям
2. Познакомить детей с правилами гигиены
3. Познакомить детей с полезными продуктами
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что это период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников, хотя бы элементарных представлений о здоровом образе жизни.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Есть поговорка: «В здоровом теле - здоровый дух».
ОБЪЕКТ: Физическое воспитание детей старшей группы.
ПРЕДМЕТ: Уровень физической подготовленности детей и показатели здоровья детей старшей группы.
ГИПОТЕЗА: Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровье сберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Доступность.
Учет возрастных особенностей детей;
Адаптированность материала к возрасту;
2. Систематичность и последовательность
Постепенная подача материала от простого к сложному;
частое повторение усвоенных правил и норм;
3. Дифференциация – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
4. Динамичность – интеграция образовательных областей
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Формирование представлений о полезной и вредной пище: об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
2. Формирование представления о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, с помощью сна восстанавливаются силы.
3. Формирование привычки следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, шею, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА. Условия, способствующие укреплению здоровья детей, содействовать их разностороннему развитию. Плакаты: "Чистота всего полезней"; "Спорт, движение - всех целей достижение"; "Каждому занятию свое время"; "Здоровое питание - основа процветания"
Иллюстрации на тему "Спорт". Нестандартное физкультурное оборудование. Спортивный уголок в группе. Настольные игры, дидактические игры. Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр. Центр литературы: книги о здоровье, произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г. К. Андерсена, А. Барто и других писателей.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА.
I ЭТАП (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ)
Задачами детей на этом этапе реализации проекта является : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей.
II ЭТАП (ОСНОВНОЙ)
На этом этапе педагог помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети распределяются в рабочие группы и распределяют роли.
Основные направления работы с детьми:
1. Комплексная диагностика культуры здоровья детей;
2. Разработать и внедрить физкультурно-оздоровительную работу и образовательную деятельность:
• занятия по физической культуре (традиционные, тренировочные, занятия-соревнования, интегрированные, спортивные праздники);
• система закаливающих процедур (закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», прогулки, соблюдение режима дня, утренняя гимнастика, физкультминутки);
• оздоровительные технологии (точечный массаж, пальчиковая, гимнастики пробуждения дыхательная гимнастики);
3. Консультативно-информационная работа (индивидуальные устные консультации, папки-передвижки, уголок здоровья);
4. Цикл бесед о здоровье, человеке и его поступках, привычках, правильном питании.
Модель реализации проекта :
• практические игры;
• групповой конкурс рисунков «Если хочешь быть здоровым.»;
• сочинение сказки «Как фрукты и овощи о своей пользе спорили»;
• подборка дидактических игр; художественных произведений; рассматривание иллюстраций; сюжетно-ролевые игры; драматизация сказок.
• подборка занятий, бесед, досугов, развлечений;
• цикл наблюдений, экскурсий, целевых прогулок;
• цикл консультаций для педагогов и родителей;
• спортивный праздник «С физкультурой мы дружны»;
• «рассуждалки» «Что такое здоровый образ жизни?»
«Родительское собрание с элементами практикума в старшей группе
«Здоровье ребёнка - основа его будущего»
индивидуальные проекты в старшей группе
«Здоровье ребёнка - основа его будущего»
Ожидаемые результаты:
Внедрение здоровье сберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе и закаливании организма, правилах ухода за телом. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека. Дети получили представления о том, чему учат в школе, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учебы.
III ЭТАП (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ)
Содержание III этапа
• Освоение педагогами здоровье сберегающих технологий;
• НОД с детьми с введением здоровье сберегающих технологий;
• Организация медико-профилактических мероприятий (медицинские осмотры, витаминизация);
• Организация работы с родителями и социумом.
Ожидаемый результат.
Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей, снижение заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой. Выявление уровня знаний, умений, навыков по данной теме. Систематизация собранного материала по теме.
План мероприятий
Январь.
«Наше тело» - Дать представления о строении функциях некоторых органов нашего организма. Дать представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на состояние здоровья человека. Дать понятие «Здоровье», «Осанка». Вызвать познавательный интерес к своему здоровью. Дать понятие о взаимосвязи человека и природы. Повышать психоэмоциональную устойчивость.
Провести:
Занятие «Наше настроение и эмоции».
Игру - занятие «Как мы дышим?».
Беседу «Быть здоровыми хотим».
Занятие «Сохрани свое здоровье».
Кукольный театр «Наше настроение».
Сюжетно-ролевую игру «Что мы делаем, когда едим?».
Беседу «Осанка – красивая спина».
Гимнастику для глаз «Смотри во все глаза».
Разыграть ситуацию «Проверь свою осанку».
Февраль.
«Правила гигиены и закаливания» - Формировать практические умения и навыки соблюдения личной гигиены. Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков. Дать детям элементарные представления о микробах. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Систематизировать у детей знания о закаливании естественными факторами (солнце, воздух, вода).
Провести:
Занятие «Соблюдай правила гигиены».
Беседу «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья».
Беседу «Чистота залог здоровья».
Общение «ведь я чистый, аккуратный – значит я всегда опрятный». Ситуация «моем, моем мылом, мылом – наши рученьки чисты». Дидактическая игра «На воде, на солнце».
Развлечение «Праздник чистоты и здоровья».
Сюжетно-ролевая игра «Если мама заболела».
Март.
«Режим дня», «Вредные привычки» - Сформировать представление о режиме дня. Убедить в необходимости соблюдать режим дня для сохранения и укрепления здоровья. Воспитывать самостоятельность при выполнении режимных моментов. Дать понятие о вредных привычках. Формировать сознательный отказ от вредных привычек. Закрепить полезные привычки.
Провести:
Занятие «С утра до вечера».
Общение «Режим дня». Беседа «зачем нужен режим».
Дидактическая игра «Когда что делать», «Наши привычки».
Игра-занятие «Полезные и вредные привычки».
Ситуация «Что будет, если.»
Развлечение «Праздник чистоты и здоровья».
Апрель.
«Спорт и здоровье» - Формировать и укреплять здоровье детей. Способствовать укреплению психологического и физиологического здоровья детей с помощью силовых упражнений и подвижных игр. Показать детям значимость движения для здоровья, пользе подвижных игр и занятий спортом. Совершенствовать двигательные навыки. Формировать осознанное желание заниматься физкультурой.
Провести:
Занятие «Физкультурой заниматься каждый рад».
Общение «На зарядку становись!».
Ситуация «Если ты заболел».
Беседа «С чего начинается физическая культура», «Осанка – стройная спина».
Совместное спортивное развлечение «С физкультурой мы дружны!»
Май.
«Правильное питание и витамины» - Закрепить понятие о том, что здоровье напрямую зависит от правильного питания. Дать понятие о пользе витаминов, их значении для здоровья человека. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью.
Провести:
Занятие «Где найти витамины», «Кто живет в молочной стране», «Из чего варят кашу».
Беседа «Наши верные друзья - полезные продукты».
Разыграть ситуацию «Что вкусно и полезно».
Разгадать кроссворд «Сухофрукты».
Консультация для родителей «Правильное питание – основа здоровья».
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Здоровье сберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия – Крылова Н. И. Волгоград: Учитель 2009г.
2. Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр, автор Т. А. Тарасова, Л. С. Власова; Москва 2008г.
3. Интернет ресурсы.
4. Программа развития «Школа здорового человека», авторы Г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко; Москва 2006г.
5. Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010г.
6. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении», автор А. П. Щербак.
7. Учебно-методические журналы: «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ».
8. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет», автор С. С. Прищепа, Москва 2009г.
9. Формирования здорового образа жизни у дошкольников: планирование, системы работы Карепова Т. Г. – Волгоград. Учитель, Учитель 2 011г.
10. Физкультурная минутка динамические упр-я для д. – Каралашивили Е. А. М. :ТЦ «Сфера», 2001 г.