Татьяна Батюкова
Проект в старшей группе «Мы и деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Мы и деревья»
Вид проекта : групповой. Тип проекта : информационный, практико-ориентировочный.
Длительность проекта : краткосрочный (2 недели) октябрь
Участники проекта : воспитатель, дети старшей группы (возраст 5-6 лет, родители воспитанников
Место реализации проекта : территория, прилегающая к ДОО; группа ДОО.
Публикация «Проект в старшей группе „Мы и деревья“» размещена в разделах
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский
Цель проекта :
Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.
Формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.
Задачи:
Обучающие:
- Расширять и формировать у детей представление о деревьях и их пользе для человека;
- Совершенствовать умения детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;
- Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
- Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;
- Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека.
Развивающие:
- Развитие познавательного интереса ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность;
- Приобретение детьми опыта исследовательской деятельности;
-Развитие мотивации на здоровый образ жизни;
-Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы; умение отгадывать загадки; развивать игровое творчество, смекалку.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональное отношение к деревьям;
-Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять;
- Воспитывать желание участвовать в процессе трудовой деятельности.
Актуальность
Современные дети, особенно проживающие в городе, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к растительному миру необходимо с подробного знакомства с объектами ближайшего окружения. Практическая исследовательская деятельность очень увлекает детей. Это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Дерево- благодатный объект для наблюдений. С деревом проще общаться "на равных", чем с небольшими (травянистыми) растениями, легче представить своим другом. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления о деревьях, развить познавательный интерес к тайнам живой природы, сформировать навыки поисковой деятельности.
Проблема:
Проблемой является наличие у детей трудности в знании разнообразии деревьев, о значении деревьев в жизни людей. Недостаток наглядного материала. Отсутствие у детей экологической грамотности и культуры по отношению к растительному миру, родной природе.
Предполагаемый результат:
- Повышение уровня экологической грамотности детей;
- Формирование осознанной потребности в общении с природой;- Создание художественно – эстетической среды;
-Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
- Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
- Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап:
-Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
-Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Подборка стихов из художественной и энциклопедической литературы о
деревьях.
- Подборка иллюстраций деревьев;
- Подготовка необходимого материала и оборудования.
Реализация проекта :
Основной этап:
Практическая деятельность.
Проводила совместную работу с детьми, включающую наблюдения за жизнью деревьев, проведение исследований (корни, ветки, почки, листья, цветение, семена, почва, свет). Сочетание деятельности с рисованием, аппликацией, играми. Участие т в трудовой деятельности: уход за деревьями, создание условий для их роста, уходе за ними, сборе семян, листьев для изготовления гербария. Пополнение развивающей среды, участие в сборе семян и листьев деревьев.
Игровая деятельность:
1. Дидактическая игра «Сравни»
2. Дидактическая игра «Узнаю деревце»
3. Дидактическая игра «Зеленый мир»
4. Дидактическая игра «Где что зреет?»
5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
6. Дидактическая игра «Назовите растение»
7. Дидактическая игра «Что лишнее».
Подвижные игры на участке:
«Найди свое дерево», «Найди такой же лист», «Лесные пятнашки,
«От дерева до дерева».
Художественно-продуктивная деятельность.
Рисование: «Деревце за деревце», «Осенний лес», ««Осенний пейзаж».», «Осенняя березка» Аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Осенний пейзаж» Лепка: «Кисть рябины».Участие родителей в изготовление совместных поделок с детьми.
Украшение уголка природы красивыми растениями. Выставка поделок из природного материала «Осенний сундучок»
Чтение художественной литературы:
- «Зеленая страна» Е. Серова.
-«Мудрость дерева» А. Лопатина. .
- «Жизнь дерева» А. Лопатина.
-«Липкины дары» А. Лопатина. :
Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», А. Прокофьев «Берёзка», Н. Некрасов «Зелёный шум», И. Токмакова «Дуб», А. Твардовский «Лес осенью», И. Соколов – Микитов «Листопадничек».
Заучивание: И. Бунин «Листопад».Пословицы, поговорки о деревьях.
Отгадывание загадок.
Беседа «Красота природы бесценна».
Цель: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую». (смотрим приложение)
Опыты: «Наблюдение за изменениями веток в вазе с водой», «Как деревья спасают нас от жары».
Составление гербария деревьев участка.
Экскурсии по участку детского сада.
Рассматривание и сбор семян различных деревьев.
Экологические наблюдения.
Экологические экскурсии.
3 этап - заключительный Продукты проекта :
Изготовление альбома «Паспорта деревьев» Создание именной книги: “Что мы знаем о жизни деревьев” (семья Василия Качулина)
Настольно-дидактическая игра «С какого дерева листок»Презентация «Мы и деревья» Полученный результат:
В ходе работы над экологическим проектом «Деревья вокруг нас» :
• у детей возрос интерес к природе ;
• закрепились и уточнились знания о деревьях и кустарниках ;
• появилось желание больше узнать о деревьях ;
• сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому;
• возросла умственная и речевая активность.