Ольга Попова
Проект «Чудеса Лопасненского края — «Источник жизни» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологическому патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе
«Чудеса Лопасненского края — «Источник жизни».
«— О милая сердцу Лопасня
Ты тихому утру сестра.
Струишься в веках не напрасно
Живою водой родника!»
Провела: Попова О. Н.
Тип проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Публикация «Проект „Чудеса Лопасненского края — „Источник жизни“ в старшей группе» размещена в разделах
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы и родители.
Актуальность :
Экологическая проблема — одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении.
Проект посвящен самому прекрасному, что есть в нашей местности, это главная река нашего города Чехова — Лопасня, которая протекает через весь город. Если весной пройти берегом реки, то попадешь в настоящее благоухающее царство. Лопасня — это настоящая жемчужина Подмосковья.
Прекрасный воздух, чудесная вода, сосны, живописные пейзажи создают особый микроклимат.
Река, как бы истекает из земли. Ока собирает воду из ручейков и родников. Источники, питающие реку Лопасню, отличаются исключительно полезной и вкусной водой.
Все мы — дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно создающий, а не губительной частью мира.
Гипотеза:
Если воздействовать на чувства ребенка с помощью практической и творческой деятельности на основе проектного метода, то можно сформировать личность, способную бережно относиться к природным ресурсам (богатствам родного края, проявлять заботу и беспокойство об их состоянии.
Проблема:
Отсутствие у детей представлений о значении в жизни человека воды. Об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды и о природоохранной работе по сохранению родников и водоемов.
Предполагаемый результат:
— Ребенок проявляет познавательный интерес к водоемам нашего города.
— Дети будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
—Появилось стремление к исследованию, узнают значение воды в жизни всего живого.
— Научатся проводить простейшие опыты.
— Будут привлечены родители, это даст большой плюс в экологическом воспитании детей, в приобщении к природе родного края.
Роль родителей:
— Помощь в организации целевых прогулок к водоемам.
— Участие в конкурсе творческих работ.
— Поиск материалов по теме.
— Составление альбома «Реки, пруды и родники родного края».
I этап Целеполагание.
Цель: Познакомить детей с природой родного края. Расширять знания у детей о жизни водоемов, как определенной экосистемы, формирование начал экологической культуры; правильном отношении к природе: убеждая, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.
Задачи:
1. Формировать у детей элементарные экологические знания о природе.
2. Формировать интерес к водоемам города Чехов и района.
3. Формировать элементарные взаимосвязи жизни в природе.
4. Познакомить с правилами поведения в природе.
5. Познакомить с историей, легендами.
6. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.
7. Воспитание патриотизма, любви к своей малой Родине — городу Чехов.
8. Учить анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы.
10. Развивать у детей познавательный интерес к окружающему нас миру, наблюдательность, творческое воображение.
11. Обогащать знания детей о красоте природы через произведения художественной литературы, используя выразительные средства речи.
II этап Подготовительный
— Составление перспективного плана, подбор методической и художественной литературы, иллюстраций;
— Выявить проблему: дети мало знают о водоемах города;
— Подготовка к занятиям, экскурсии с родителями, беседам, опытам, играм;
— Консультации и памятки для родителей.
III этап Реализация проекта.
1. Проведение тематических занятий
• «Волшебный мир воды»
Вода, сама по себе - основа жизни на Земле и требует к себе уважение. Вода — лучший напиток в любое время, она помогает восстанавливать силы, снимает усталость, оживляет и помогает. Жизнь без воды не возможна. На протяжении всей жизни человек ежедневно имеет дело с водой. Он использует ее для питья, пищи, для умывания и отдыха. Для человека вода является более ценным природным богатством. Вода занимает большую часть планеты, поэтому нашу планету называют «Голубой».
• «С чего начинается река Лопасня»
Начинаясь небольшим, бьющий из земли родником, река сразу становится полноводной - это большая радость. Лопасня — родниковая река, на всем протяжении ее питают родники, и в истоке они самые мощные.
В старину она была глубокой, широкой, судоходной. По ней ходили баржи и суда с хлебом. Река дала название селу, а затем рабочему поселку.
Сейчас это тихая, узкая и мелкая речушка.
Ее зеленые берега — любимое место отдыха детей и взрослых. Рыбаки спешат к ней на зорьке с удочкой, а поэты посвящают свои стихи.
Источники, питающие реку Лопасню, отличаются исключительно полезной и вкусной водой.
Прекрасный воздух, чудесная вода, сосны, живописные пейзажи создают здесь особый микроклимат. Поэтому люди тянулись к этим местам.
В низовьях реки Лопасня петляет по лугу неподалеку от озера Долгое, где Дмитрий Донской поил своих коней, поджидая войска.
Бурная Лопасня притащила с собой большое количество гравия и песка, которые осели в наших местах. До сих пор карьеры исправно снабжают строительные организации превосходным песком и кремнем.
На нашей местности не мало прудов. Это любимые места рыбаков.
В своих верховьях Лопасня - не широкая, не глубокая, но быстрая речка, заросшая ивами и ольхой. Когда-то рыбаки отмечали, что было в реке очень много самой разнообразной рыбы, сегодня ее стало меньше. Немало было и раков, но сейчас они совершенно исчезли, потому что раки любят чистую воду.
Приглянулись наши реки и пруды диким уткам и чайкам, которые каждый год прилетают к нам.
Река Лопасня длиной 108км, у нее основных притоков – 21: Челвенка, Никажель, Жабка, Теребенка, Катешовка, Воскресенка, Сухая Лопасня, Люторка, Родинка, Смородинка, Самородинка, Сосенка, Аночинка, Прудновский ручей, Бешенка, Бественка, Залужка, Соломенка, Сушка, Елинка, Волосовка. Впадает Лопасня в Оку в двух километрах к западу от деревни Прилуки Серпуховского района.
• «Родник — источник жизни»
В Чехове, на Лопасненской земле, есть места, где происходят чудеса.
Возле музея-усадьбы Васильчиковых, напротив Анно-Зачатьевской церкви, бьет из под земли уже несколько столетий небольшой источник родниковой воды, который обладает исцеляющей силой.
Наша местность богата всевозможными красивейшими родниками, отличающимися друг от друга. Вода из природного источника обладает необычными лечебными свойствами, которые поражают и удивляют многих.
Родники всегда являлись основными источниками чистой пресной питьевой воды, играли огромную роль в жизни человека.
Родникам испокон веков давали красивые имена. Конечно, каждое название родника имело тайну, свою историю.
Святой родник «Венница»
Недалеко от монастыря, в деревне Талеж находится подворье пустыни. Там из-под земли исходит обильный источник родниковой воды, освященный во имя преподобного Давида. Здесь построен храм Преподобного Давида, звонница и две крытых купальни — мужская и женская — все это представляет собой целый родниковый комплекс.
Всё в этом месте наполнено особым смыслом. Тянутся сюда поломники в любое время года, и приехав в Талеж однажды, напившись из источника, и окунувшись в его благословенные воды, возвращаются сюда вновь с верой в душе, с надеждой и святой радостью в сердце.
…У этого родника Венницы есть много загадок. Главное – вокруг родника летают огоньки…. Люди, видевшие их, говорят, что они похожи на «пламень церковной свечки», но разного цвета – белые, голубые, жёлтые…
Здесь в овраге всего 7 родников и они питают речку Самородину.
Православные люди приходят сюда, чтобы испить живительной влаги, которая освящалась молитвами Преподобного Давида - покровителя земли Лопасненской, ходившего на родник из пустыни пешком.
Родник, святой источник иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
Святой источник находится в низине у пруда, близ Анно-Зачатьевского храма, на ул. Пушкина города Чехов Московской области. Родник обустроен и освящен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в 2002 году. Ежегодно на Крещение Господне - 19 января, здесь служится водосвятный молебен.
Родники с каждым годом все больше загрязняются. Это связано с активной жизнедеятельностью человека.
Живет родник, значит живет и здравствует население.
2. Презентация «Город Чехов и его водоёмы»
3. Природоохранная работа.
Многие реки и пруды в нашем родном краю загрязненные, на них воздействуют промышленные предприятия, сбрасывая сточные воды, они загубили много рыб. Значение водоемов в природе очень велико. Водоемы — это хранилища воды, которая необходима для всего живого. А для растений и животных, которые живут в водоемах — это единственный дом.
Велико значение водоемов и в жизни людей. Водоемы должны быть чистыми.
4. Беседы
«Вода, вода — кругом вода»
«Ручейки и пруды»
«Родники, его целебные свойства»
«Водоемы родного края»
«Кому нужна вода»
«Зачем беречь воду?»
«Значение воды в нашей жизни»
«Где живут капли воды в детском саду?»
«Берегите воду»
«Вода — начало вех начал»
Цель: Дать представление о значении воды в нашей жизни, о том какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле. Познакомить с водоемами родного края, воспитывать бережное отношение к природе. Учить беречь воду, ее становится все меньше. Людям приходится много трудиться, чтобы мы могли пить чистую воду. Рассказать о круговороте воды в природе.
5. Наблюдения
«Вода в кране, в лужах, в ручейке, в пруду, в речке»
«Аквариумная рыбка»
Цель: Расширять кругозор. Учить устанавливать связи между средой обитания и образом жизни.
6. Продуктивная деятельность
• Рисование
«Водоемы: реки и озера»
Цель: закрепить знания о реке, что у нее два берега, течет в одном направлении, озеро — берег вокруг, никуда не вытекает. Воспитывать любовь к прекрасному.
«Водные обитатели»
Цель: закрепить знания у детей строения рыб. Учить рисовать рыб, передавая их строение, форму. Развивать воображение, фантазию.
• Аппликация
«Рыбки в аквариуме» (оригами)
Цель: продолжать составлять картину из частей: оригами и освоение техники обрывной аппликации.
«У озера» (с элементами рисования)
Цель: закрепить знания детей об озере, что берега покрыты травой, а вдоль берега растут цветы, кусты и деревья. Воспитывать любовь к прекрасному. Беречь то, что создано природой.
• Лепка
«Рыбка» (пластинография)
Цель: развивать мелкую моторику рук, воображение. Способность действовать по инструкции.
• Конструирование
«Рыбка» (оригами)
Цель: продолжать знакомить детей с конструированием из бумаги в технике «оригами». Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике «оригами».
7. Игровая деятельность
• Сюжетно-ролевые игры
«Рыбалка»
«Путешествие по реке»
• Подвижные игры
«Караси и щука»
«Лягушки и цыплята»
«Море волнуется.»
• Дидактические игры
«Земля, вода, воздух»
«Собери морских обитателей»
«Аквариум, река, море, океан»
«Я знаю 5 названий рыб»
«Хорошо-плохо»
«Что лишнее?»
Цель: Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания об окружающем мире. Закрепить умение планировать и обсуждать свои действия в игре. Развивать творческие способности. Развивать физические качества: силу, ловкость,быстроту.
8. Загадки, пословицы и поговорки о воде
9. Опыты с водой
Цель: закрепить знания детей о свойствах воды, ее значении для человека и природы.
• «Влажная - сухая»
Цель: познакомить детей с почвой, она сухая, чтобы что то на ней росло, она должна быть влажной.
Вывод: поливая сухую почву водой, она становится влажной.
• «Вода нужна всем»
Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.
• «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Вывод: Вода легко окрашивается в любой цвет.
• «Ходит капелька по кругу»
Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
• «Тёплая и холодная вода»
Цель: Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.
Вывод: Вода – добрый помощник человека.
• «Друзья»
Цель: Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность.
Вывод: В состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живёт в воде.
• «Какая лужа высохнет быстрее?»
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее — большая или маленькая. (Маленькая лужа высыхает быстрее).
• «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду»
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Тогда, когда очень холодно). Когда лёд превращается в воду? (Когда очень тепло).
• «Текучесть воды»
Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
• «Тонет — плавает»
Вывод: Тяжелые предметы в вводе тонут, а легкие - плавают.
Опыты и эксперименты проводились с водой и позволили узнать, увидеть и понять, почему нельзя загрязнять водоемы.
10. Чтение художественной литературы
«По щучьему велению» русская народная сказка,
С. Погореловский «Родник иссяк, ручей ослаб»,
С. Маршак «Водопровод»,
И. Бунин «Родник»,
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
Ф. Тютчев «Весенние воды» ,
А. Веденский «Песенка о дожде»,
Н. Заболоцкий «На реке»,
Г. Снегирев «К морю»,
М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»,
М. Ильина «Приключения воды»,
Гаршин «Лягушка -путешественница»,
Г. Х. Андерсен «Русалочка»,
Чтение стихов местных поэтов.
Цель: Обогащать знания детей о красоте природы через произведения художественной литературы, используя выразительные средства речи.
11. Рассматривание репродукция с водоемами родного города Чехов.
12. Слушание аудиозаписи звуки природы «Течет река», «Ручей».
13. Знакомство с обитателями водоемов. Рассматривание иллюстраций.
14. Вечер загадок о рыбах.
15. Рассмотреть альбом «Искусственные водоемы» (канал, пруд, фонтан — созданные людьми.
16. Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
17. Консультации для родителей
«Правила поведения зимой и летом на водоемах»
«Вода в жизни ребёнка»
«Воду надо беречь»
IV этап. Заключительный.
— Презентация проекта «Город Чехов и его водоёмы».
— Выставки детских работ.
— Составление альбомов «Мир водоемов», «Водоемы малой Родины».
Совместная деятельность с родителями:
— Посещение городской библиотеки в поисках информации о водоемах.
— Сбор материалов о родниках и реках в Чехове.
— Организация экскурсий и целевых прогулок к водоемам города.
— Помощь в составлении альбомов «Мир водоемов», «Водоемы малой Родины».
Ожидаемый результат:
В результате разнообразия форм работы над проектом, направленных на изучение родного края, значении водоемов в жизни человека, дети узнали, что без воды не может быть жизни на Земле, сформировалось представление о воде как ценном продукте;
Дети узнали о круговороте воды в природе, с помощью опытов закрепили знания о свойствах воды;
Стали более эмоциональны и отзывчивы к объектам живой и неживой природы; отмечается интерес детей к растительному и животному миру водоемов, положительное отношение ко всему живому;
Стали правильно оценивать последствия действий человека, знают о природоохранных мероприятиях по очистке водных ресурсов. Стали понимать о необходимости беречь и ценить воду;
Родители понимают важность своего личного примера по отношению к водным ресурсам родного края и с интересом вовлеклись в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада, и стали активными помощниками в реализации проекта.
Вывод:
Вода — самое драгоценное полезное ископаемое, уникальный продукт природы, без которого невозможно развитие современного общества.
В наше время следует бережно относиться к воде, не загрязнять ее. Водоемы нужно охранять и оберегать.
Водоемы — это место скопления и хранения воды, дом для рыб и источник утоления жажды животных и птиц. Они украшают нашу Землю, радуют нас своей красотой.
Океаны, моря, озера, реки, ручьи и родники — это естественные природные водоемы, а пруд, канал, фонтан, бассейн — созданы людьми — искусственные водоемы.
У каждой реки есть начало — исток, а место, где река впадает в другую реку, озеро называют устьем. У реки два берега, течет в одном направлении. Озеро отличается от реки тем, что никуда не течет, нет ни истока, ни устья и питается подъемными водами. Озеро естественно возникший водоём окруженный сушей.
Водоемы нужно охранять и беречь — это наше сокровище!
— «Над Лопасней рекой
Соловьи в переливах,
А над светлой водой
Тихо шепчутся ивы,
И, теряя покой,
Ты, куда бы ни уехал,
В сердце будешь всегда,
Моя родина – Чехов.»