Патимат Паталиева
Проект в старшей группе «Академия профессий»
▼ Скачать +Заказ
МБОУ «Нач. школа-дет. сад №71»
ПРОЕКТ
«Академия профессий»
Выполнила воспитатель:
Паталиева Патимат Магомедовна
Махачкала - 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность проекта
2. Цели и задачи проекта
3. Этапы реализации проекта
4. План реализации проекта
5. Методы и приемы
6. Предполагаемые результаты
7. Вывод
8. Приложения
9. Литература
Публикация «Проект в старшей группе „Академия профессий“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
1. Актуальность.
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать ему о тех качествах характера, которые требует та или иная специальность, а начинать воспитывать в себе эти качества лучше с детских лет. Чем ближе будет предварительное знакомство с профессией, тем меньше возможность разочарования в будущем. Так как именно профессия во многом определит окружение, ценности, нормы, правила и образ жизни.
Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Труд – тоже социальное явление. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.
В старшем дошкольном возрасте огромное значение для разностороннего развития личности ребёнка приобретает дальнейшее приобщение к взрослому миру и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Необходимо помочь ребенку с детства обрести целостное представление о любимой профессии, доставляющей радость ему самому и приносящую пользу людям. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы, папы, бабушки, дедушки, с тех, кто ближе детям.
Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Изучение профессий своих родителей способствует развитию доступных представлений об их значимости, ценности каждого труда.
Цель проекта : формировать и обобщать первоначальные представления у старших дошкольников о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях и положительного отношения к труду.
Задачи:
Формировать интерес к профессиям взрослых, к трудовым действиям совершаемых взрослыми; о личностных и деловых качествах человека-труженика, о материалах, необходимых для работы и орудиях труда.
Развивать познавательные способности детей, коммуникативные навыки, образное и пространственное мышление, активный словарь детей, мелкую моторику рук, воображение, память.
Формировать способность самостоятельно делать выводы, основываясь на своём жизненном опыте и полученных ранее знаниях.
Воспитывать уважение и чувство благодарности к людям различных профессий за их труд.
Побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми.
Вид проекта : краткосрочный 1 месяц (25.10.2022 г. – 25.11. 2022 г).
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Возраст: старший дошкольный
Количество участников: 25 детей
Форма обучения:
Интегрированные занятия, объединяющие все виды деятельности дошкольников.
Встреча с интересными людьми.
Выставки фотоальбомов, совместных творческих работ детей и родителей.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Самостоятельная деятельность детей.
2. Этапы реализации проекта
Первый этап - Подготовительный (1 неделя)
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Второй этап – Основной (2 недели)
1. Распределение образовательной деятельности согласно сетке непрерывной образовательной деятельности данного возраста
2. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа из личного опыта «Кем работают мои родители».
3. Заучивание стихов, поговорок, пословиц о профессиях и о труде.
4. Загадывание загадок о профессиях.
5. Чтение рассказов о профессиях.
6. Конспект НОД по рисованию на тему: «Кем ты хочешь быть»
7. Беседы «Кто работает в детском саду», «Мир профессий», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий».
8. Конспект НОД по окружающему миру «Профессия модельер»
9. Экскурсии в медицинский кабинет «Профессия-медсестра», в прачечную детского сада «Профессия прачка», на кухню «Профессия-повар», в пожарную часть «Профессия-пожарник»
10. Лепка - НОД «Предметы труда».
11. Аппликация - НОД «Пожарная машина»
12. Подвижные игры и игровые упражнения: «Стрелок», «Если нравится тебе, то делай так», игры-эстафеты.
13. Организация открытых сюжетно-ролевых игр: «Почта», «Больница», «Магазин», «Библиотека», «Строители», «Парикмахерская», «Салон Красоты», «Пожарный».
14. Консультация для родителей «Все профессии нужны и важны».
15. Консультация для родителей «Обязанности детей дома».
16. Консультация для родителей «Что родители могут рассказать ребенку о выборе профессии».
Третий этап – Заключительный (1 неделя)
Выставка детских работ «Кем я хочу стать»
Стенгазета «Профессии родителей»
Отчет о результатах проекта на педсовете.
4. План реализации проекта
Неделя Тема Цель
1 неделя - НОД по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа из личного опыта «Кем работают мои родители».
- Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия-медсестра».
- Открытые сюжетно-ролевые игры «Почта», «Больница». Цель: Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.
Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений. Учить связно, развёрнуто высказываться, подбирать слова-действия. Развивать память, внимание, мышление. Воспитывать гордость и уважение к труду родителей, к труду других взрослых.
Цель: Познакомить с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность, пополнить словарь детей медицинской терминологией, учить детей полно отвечать на вопросы.
Цель: Вызвать у детей интерес к профессиям, учить отображать в игре разные стороны окружающей действительности, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, обогащать знания и представления детей о профессиях.
2 неделя Лепка - НОД «Предметы труда».
Беседы «Кто работает в детском саду», «Мир профессий», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий».
Экскурсия в прачечную детского сада «Профессия машинист по стирке белья».
Открытые сюжетно-ролевые игры «Строители», «Библиотека». Цель: Развивать мелкую моторику рук, передавать характерные признаки предметов.
Цель: Расширять представления детей о труде людей разных профессий. Воспитывать уважение к людям труда.
Цель: Познакомить детей с деловыми качествами машиниста по стирке белья, расширить и закрепить знания о ее работе, круг ее обязанностей, воспитывать чувство благодарности за ее труд.
Цель: Вызвать у детей интерес к профессиям, учить отображать в игре разные стороны окружающей действительности, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, обогащать знания и представления детей о профессиях.
3 неделя Конспект НОД по окружающему миру «Профессия модельер».
Чтение рассказов о профессиях.
Экскурсия на кухню «Профессия-повар»
Стенгазета «Профессии родителей».
Открытые сюжетно-ролевые игры «Смышленые поварята», «Салон Красоты», «Парикмахерская» Цель: закрепить знания детей о совместной работе людей по изготовлению одежды, модельер.
Цель: формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей, вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей с профессией повара, воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду взрослых.
Цель: расширять и систематизировать знания детей о мире профессий на примере профессий родителей; обобщить знания детей о профессиях их родителей в процессе совместной и самостоятельной деятельности; помочь накопить детям определенный социальный опыт.
Цель: Вызвать у детей интерес к профессиям, учить отображать в игре разные стороны окружающей действительности, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, обогащать знания и представления детей о профессиях.
4 неделя - Конспект НОД по рисованию на тему: «Кем ты хочешь быть».
Аппликация - НОД «Пожарная машина».
Выставка рисунков «Кем я буду», «Кем я хочу стать».
Экскурсия в пожарную часть «Профессия-пожарник»
Открытые сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Пожарный». Цель: закреплять знания детей о людях разных профессий. Закреплять умение передавать в рисунке образ человека, изображая фигуры людей в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами.
Цель: Учить детей передавать форму и расположение частей машины. Закреплять разнообразные приемы вырезывания по прямой, по кругу, приемы аккуратного наклеивания. Закреплять умение создавать композицию.
Цель является повышение интереса к выбору будущей профессии у детей и подростков, формирование представлений о многообразии профессий и специальностей, определение тенденций в выборе, эстетическое воспитание детей и вовлечение их в занятие художественным творчеством.
Цель: познакомить детей с пожарной аварийно-спасательной частью, её назначением, профессией спасателя-пожарного, со специальной техникой, используемой для тушения пожаров, специальной одеждой; закрепить правила пожарной безопасности, воспитывать уважение к труду спасателя-пожарного
Цель: Вызвать у детей интерес к профессиям, учить отображать в игре разные стороны окружающей действительности, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, обогащать знания и представления детей о профессиях.
5. Методы и приемы
Методы:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Приемы:
Обыгрывание
Размышление
Творческие занятия
Игры.
6. Предполагаемые результаты:
1. Позитивные изменения и представления о труде людей разных профессий, понимании важности, ценности этого труда
2. Перенос знаний на собственную трудовую деятельность,
3. Понимание значимости своего труда, чувства ответственности при выполнении трудовых поручений.
4. Понимание значения слова «профессия»
5. Умение самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры и применять полученные знания в игровой деятельности.
6. Проявление творчества, самостоятельности, инициативы в двигательных действиях.
7. Выводы
Проект «Академия профессий» реализовал поставленные задачи.
Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых: знание о конкретных трудовых процессах, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда.
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.
В результате проведения данного проекта мы получили следующие результаты: у детей произошли позитивные изменения и представления о труде людей разных профессий, понимании важности, ценности этого труда. Они научились переносить знания на собственную трудовую деятельность, понимают значимость своего труда, чувства ответственности при выполнении трудовых поручений, стараются решать проблемные ситуации.
Дети выучили наизусть стихи, загадки, знают пословицы, поговорки. Играя в сюжетно-ролевые игры, дети стараются отражать деятельность и взаимоотношения характерные для представителей определенной профессии, научились выбирать оптимальные модели поведения в различных ситуациях.
Дети научились передавать в рисунке характерные особенности людей разных профессий, лепить инструменты. В конце проектной деятельности мы устроили выставки детских рисунков и поделок, сделали вместе с детьми и родителями стенгазету «Все профессии важны, все профессии нужны», а также сделали вместе с родителями альбом «Профессии».
Литература:
- Программа «от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы
- Комплексная программа по развитию речи дошкольников Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина
- «Учимся общаться с ребенком» В. А. Петровский, А. М. Виноградова
- «Учите, играя» А. И. Максаков, Г. А. Тумакова
- «Беседы о профессиях» Т. А. Шарыгина
- «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду» Н. В. Нищева.
- Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников
Н. В. Корчаловская, Г. Д. Посевина
- «Трудовое воспитание в детском саду» Т. С. Комарова
- «Учим детей трудиться» М. Д. Маханева, О. В. Скворцова
- «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью» Н. С. Голицына