Назарова Марина Владимировна
Проект «Азбука профессий» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
«"Азбука профессий"»
П/н Раздел Содержание
1. Направленность проекта Формирование профориентации дошкольников
2. Тема Ознакомление с профессией военный
3. Автор
4. Руководитель
5. База проекта
6. Сроки долгосрочный
7. Тип проекта Педагогический
Публикация «Проект „Азбука профессий“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
8. Аннотация Проект создан и применен на базе нашего детского сада, в преддверии праздника День защитника Отечества с целью формирования у детей профориентационной компетентности с учетом активного участия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в совместной деятельности. Проект включает в себя три этапа: диагностический, основной, контрольно-измерительный, предполагает продолжительность реализации 2 недели.
9. Ресурсы Нормативно– правовая база:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российско4й Федерации»;
• ФГОС ДО
• Устав ОУ;
Методическая база:
• диагностические методики:
• личностный тест;
• методики обследования словаря детей;
• Кадровое обеспечение:
• педагоги-воспитатели;
• методист детского сада;
• музыкальный руководитель
• хореограф
• инструктор ФИЗО
Технические и материальные ресурсы:
• наглядные материалы;
• дидактические игры;
• материалы для работы с родителями;
• компьютер, проектор;
• Музыкальный зал.
10. Цель Расширение представлений дошкольников о труде взрослых, его результатах в общественной значимости для человека
11. Задачи 1. Выявить теоретические основания проблемы проекта на основе изучения и обобщения научно-методических источников.
2. Разработать план реализации проекта по этапам.
3. Сформулировать критерии, показатели результативности реализации программы основного этапа реализации проекта.
4. Представить возможные риски при использовании комплекса мероприятий и пути их минимизации.
5. Выявить уровень знаний о профессиях у детей старшего дошкольного возраста в данном ДОУ;
6. Выявить результат реализации проекта на основе использования: методик, опросников, наблюдений.
7. Составить методические рекомендации для педагогов и родителей;
8. Разработать прогноз, перспективу реализации проекта.
9. Презентовать продукт реализации проекта.
12. Предполагаемый результат 1. Созданы благоприятные педагогические условия для формирования у детей профориентационной компетентности;
2. Выявлен уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о различных профессиях;
3. Сформулированы критерии и показатели результативности, риски;
4. Родители являются активными участниками воспитательного процесса.
14.
Оригинальность
• Данный проект содержит комплекс диагностических методик, который позволяет оценить знания дошкольника о различных профессиях, а также, исходя из направлений диагностики, определяет программу работы педагогов по формированию знаний о профессиях.
Пояснительная записка
Ознакомление дошкольников с профессиями очень актуальна на современном этапе, играет важную роль в установлении контактов со взрослым миром. Для того, чтобы ребенок осознано сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо максимально познакомить с количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, с профессиями своих родителей и людей, хорошо им знакомым, чей труд они наблюдают изо дня в день.
Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Мы должны помочь ребенку с детства обрести целостное представление о любимой профессии, доставляющей радость ему самому и приносящую пользу детям. И наша задача, как педагогов правильно направить такие желания от игры к реальной взрослой жизни, показать малышу всю правильность выбора такой профессии.
Огромный комплекс мер разрабатывается на основе кадровой политики страны в целом, отрасли, региона, конкретного предприятия или организации, и реализуется специалистами (профориентаторами, педагогами, психологами) через различные занятия и мероприятия (экскурсии, игры, беседы и т. п.).
Наша задача, как педагогов – дошкольников, через профориентационные мероприятия сформировать допрофессиональное самоопределение воспитанников. Ранняя профориентация призвана :
- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
Основная идея разработки и реализации проекта заключается в том, что использование разнообразных форм, методов, средств и видов деятельности социально-коммуникативной направленности позволяет развивать и стимулировать речь дошкольников, знакомить их с профессиональными обязанностями в рамках различных профессий, учит переносить действия из игровой среды в дальнейшую взрослую жизнь, формирует чувство патриотизма.
План реализации проекта
Этапы Содержание
1 этап Диагностический
Цель: выявление уровня профориентационной компетентности дошкольников.
Сбор информации для изучения психолого-педагогической литературы, подбор методик для диагностики профориентационной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
2 этап Основной
Цель: формирование профориентационной компетентности в благоприятных педагогических условиях.
На основе полученных данных, использование различных форм, методов и средств работы.
3 этап Контрольно-оценочный
Цель: Определение результатов проекта.
Подведение итогов внедрения основного этапа реализации программы, повторная диагностика уровня сформированности профориентационной компетентности детей старшего дошкольного возраста; подготовка к презентации проекта, оформление продукта проекта.
Этапы реализации проекта
Этап Содержание
1 этап Задачи:
1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме проекта.
2. Выбрать инструментарий диагностики.
3. Использовать диагностические методики.
4. Обработать полученные результаты.
Используемые методики:
Цель: выявить уровень сформированности профориентационной компетентности.
1. Методика «Будь внимательным».
Цель: проверка знаний о различных профессиях
2. Методика «Назови одним словом».
Цель: проверка умения обобщить одним словом предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку.
3. Методика «Расскажи, какой».
Цель: диагностика умений ребенка использовать при описании предметов (игрушек) слова, обозначающие существенные признаки.
4. Методика «Подумай и скажи».
Цель: выявление умения ребенка устанавливать причинно-следственную зависимость, рассуждать.
5. Методика «Найди ошибку»
Цель: проверка знаний о профессиях с помощью сюжетных картинок и заданий - ребусов.
6. Д/игра «Кто где работает?»
Цель: выявить знания детей о месте работы по картинкам - ребусам.
Показатели результативности:
• подобрана и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме проекта;
• выявлен уровень развития профориентационной компетентности на начальном этапе реализации проекта;
• сформулированы направления деятельности для второго этапа реализации проекта.
2 этап Основной
Задачи:
1. Разработать план мероприятий, способствующих формированию профориентационной компетентности.
2. Замотивировать дошкольников к усвоению новых форм и способов сюжетно-ролевой игры, расширять словарный запас.
3. Включить в воспитательный процесс родителей дошкольников.
Шаги реализации:
• организация сюжетно-ролевых игр («На пожаре»; «В магазине», «Аптека (больница)», «Парикмахерская», «Автопарк» и т. д.).
• вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов;
• введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач;
• беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры;
• обогащение представлений детей о различных профессиях;
• использование педагогом специальных игр и упражнений, способствующих практическому закреплению знаний о профессиях дошкольниками;
Использование обучающих ситуаций:
1. Ситуации-иллюстрации.
Взрослыми разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного применения правил на практике.
2. Ситуации-упражнения.
Ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций целесообразно с детьми среднего дошкольного возраста.
3. Ситуации-проблемы.
Участие дошкольников в таких ситуациях способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять своё игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции.
4. Ситуации-оценки.
Целесообразно начинать использовать ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
Показатели результативности:
• разработан план мероприятий, способствующих формированию профориентационной компетентности дошкольников;
• проведен комплекс мероприятий по профориентации;
• получена обратная связь о результатах проведенных мероприятий.
3 этап Задачи:
1. Выбрать инструментарий диагностики.
2. Использовать диагностические методики.
3. Обработать полученные результаты.
4. На основе полученных данных составить рекомендации для дальнейшей работы педагогов.
5. Составить отчет о проделанной работе.
Используемые методики:
1. Методика «Будь внимательным».
Цель: проверка знаний о различных профессиях.
2. Методика «Назови одним словом».
Цель: проверка умения обобщить одним словом предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку.
3. Методика «Расскажи, какой».
Цель: диагностика умений ребенка использовать при описании предметов (игрушек) слова, обозначающие существенные признаки.
4. Методика «Подумай и скажи».
Цель: выявление умения ребенка устанавливать причинно-следственную зависимость, рассуждать.
5. Методика «Найди ошибку»
Цель: проверка знаний о различных профессиях с помощью сюжетных картинок и заданий - ребусов.
6. Методика «Модель трех вопросов».
Цель: формирование навыка получения информации на интересующие воспитанников темы из различных источников.
7. Д/игра «Кто где работает?»
Цель: выявить знания детей о месте работы с помощью сюжетных картинок и заданий - ребусов.
Показатели результативности:
• повышение уровня сформированности профориентационной компетентности;
• составлены рекомендации для дальнейшего развития профориентационной компетентности дошкольников;
• составлен отчет о проделанной работе.
Возможные риски и мероприятия по их минимизации
Риски Минимизация
Риск 1: Слабая заинтересованность детей и родителей. Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности в бегущей строке и на доске почета группы.
Риск 2: Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие. Индивидуальная работа с детьми и родителями.
Риск 3: недостаточная разработанность проекта Разработку проекта осуществлять совместно со вторым воспитателем, готовым в любой момент прийти на помощь.
Критерии и показатели результативности
Критерии Показатели
Познавательный • Формирование и закрепление знаний о различных профессиях;
• Обогащение словарного запаса, овладение способами словообразования.
Эмоционально-
волевой • эмпатия и желание помочь другому;
• Умение уважительно относиться к людям военных профессий.
• Умение принимать и оказывать помощь.
Деятельностный • умение работать в группе, уважать деятельность других детей.
Продукт проекта
1. Комплекс методических рекомендации для педагогов по формированию профориентационной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.
2. Комплекс дидактических игр на формирование знаний о профессиях.
3. Комплекс сюжетно-ролевых игр на формирование у дошкольников знаний о трудовых обязанностях людей разных профессий.
4. План мероприятий, способствующих формированию профориентационной компетентности.
Прогноз и перспектива
Проект «Азбука профессий» может быть реализован в любых дошкольных образовательных учреждениях, так как тема профориентации всегда остается актуальной. В ходе реализации проекта созданы качественные условия для формирования предпосылок успешного обучения ребенка в школе (сформированности произвольности, развития речи и коммуникативной компетенции). Донесли до родителей важную мысль: старший дошкольник готовится принять новую роль – позицию школьника, имеющего круг важных обязательств и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольником положение в обществе, выражающееся в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе.
А также, можно отметить, что методики, представленные в проекте, могут быть модифицированы и адаптированы под конкретную группу детей, а также педагогами НОО.
Литература:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. 2002 г.
2. Алябьева Е. А. «Поиграем в профессии». 2014 г.
3. День работой весел: Пословицы и поговорки о труде. «Детская литература»
4. Крухлет М. В. Дошкольник и рукотворный мир. 2003 г.
5. Нефедова К. П. Инструменты. Какие они? 2005 г.
6. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. 2005 г.
7. Степанов В. А. Профессии. Когда я вырасту. 1998 г.
8. Шорыгина Т. А. «Профессии. Какие они?». 2005 г.
9. «Сказки о профессиях».
10. Шалаева Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких. 2005 г.
11. Жаренкова Н. З «Знакомимся с профессиями». 2014 г.
Приложение № 1
МОДЕЛЬ ТРЕХ ВОПРОСОВ
Что знаем? Что хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?
Игнат С.
Знаю, что есть профессия строитель, они строят дома. Хочу узнать о разной строительной технике.
Спросить у папы
Егор. С.
Я часто по телевизору вижу, как полицейские арестовывают преступников. А чем еще занимаются полицейские? Спрошу у папы, мамы, посмотрю в компьютере.
Илья. Т.
Знаю, что есть профессия – пожарный. Они тушат пожары в домах и в тайге. Хочу узнать, что так быстро помогает пожарным добраться до пожара? Пойдем с бабушкой в библиотеку и спросим у Елены Геннадьевны.
Данил. О.
Знаю о профессии тракториста.
Тракторист на своем тракторе пашет весной землю. Хочу узнать, что тракторист делает зимой, пахать ведь нельзя.
Спрошу у сестры
Сережа М.
Знаю, что существует профессия повара. Повара нашего сада готовят вкусную еду. Хочу узнать, кто придумывает разные блюда в развлекательном центре. Прочитаю с мамой в энциклопедии, спрошу у дедушки.
Маша Н.
Каждый день по телевизору я слышу прогноз погоды. Хочу узнать о том, кто и как узнает о погоде. Спрошу у мамы, папы и у дедушки.
Аня П.
Знаю. что учит в школе детей. Я скоро пойду в школу и хочу узнать, а что еще делает учитель в школе? Спрошу у нашей заведующей и у воспитателей.
Ксюша Н. Я знаю, что есть разные врачи, есть зубной врач.
Хочу узнать о зубном враче, какие у него инструменты и еще бывает ли так что лечат зубы без боли?
Спрошу у мамы, попрошу отвести к зубному врачу и точнее узнаю там.