Балахонцева Ольга
Проект по Су-Джок терапии в средней группе «Волшебные шарики»
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебные шарики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 р. п. Магнитка, Кусинский район»
ПРОЕКТ
«Волшебные шарики»
«Су - Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы и сохранения здоровья детей дошкольного возраста»
Подготовила
воспитатель средней группы
Ольга Сергеевна Балахонцева
2017 г.
р. п. Магнитка
Публикация «Проект по Су-Джок терапии в средней группе „Волшебные шарики“» размещена в разделах
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Проекты
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Тип проекта : педагогический, творческий, краткосрочный (1 год).
Участники:
дети 4-х лет;
родители;
учитель – логопед;
воспитатели средней группы;
старший воспитатель.
Актуальность проекта :
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, основ личностной культуры.
«Су – Джок» - это название для взрослых, которые пользуются этим методом для поддержания здоровья.
Преимущества Су - Джок терапии следующие :
высокая эффективность и полная безопасность (неправильное применение метода не вызывает побочных реакций и осложнений);
универсальность и простота (мы применяем су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи, шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики).
«Волшебные шарики» - это название для наших детей и педагогов, которые получая в руки «колючий» шарик или пружинку, всеми силами стараются преодолеть трудности развития, научиться говорить правильно и стать здоровыми и счастливыми.
Цель проекта :
Сохранить здоровье дошкольников путём введения оздоровительных мероприятий с использованием Су – Джок терапии в общую систему коррекционной работы учителя – логопеда с детьми с общим недоразвитием речи.
Задачи проекта :
оказать позитивное воздействие на речь и здоровье детей с ОНР;
решить коррекционные задачи (артикуляционная гимнастика, постановка и автоматизация звуков на разных этапах, работа над речевым дыханием, фонетическая ритмика и т. д.);
активизировать мозг, развить межполушарное взаимодействие;
стимулировать иннервацию рече двигательных анализаторов у детей с ОНР;
содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;
совершенствовать навыки пространственной ориентации;
способствовать развитию внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей к школе
Предполагаемые риски:
возможное нежелание детей выполнять знакомые упражнения с использованием массажных шариков Су – Джок;
возможная дезорганизация совместной образовательной деятельности с детьми из-за частных падений шариков, их «колючести».
План реализации проекта
Названия этапа проекта
Мероприятия
Подготовительный этап Изучение специальной литературы.
Работа с педагогами и родителями по знакомству с Су-Джок, приемами работы с использованием данного метода.
Разработка конспектов занятий, упражнений с внедрением элементов Су – Джок терапии.
Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков по количеству детей, составление картотек игр, упражнений).
Основной этап Работа с детьми (занятия по формированию фонетико-фонематических представлений, формирование лексико-грамматических представлений, по развитию связной речи, индивидуальная работа по формированию правильного звукопроизношения в повседневной жизни)
Упражнения с детьми с использованием Су - Джок терапии в следующих видах деятельности:
фонетическая ритмика (гласные звуки) по авторской методике А. Я. Мухиной с использованием шариков Су – Джок (приложение 1);
развитие фонематического слуха и восприятия (приложение 2);
коррекция звукопроизношения, автоматизация звука в слогах, словах, фразах, дифференциация звуков (приложение 3);
совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания (приложение 4);
совершенствование лексико-грамматических категорий;
(приложение 5);
развитие общей и мелкой моторики (приложение 6);
развитие связной речи (приложение 7)
Работа с родителями
Практикум по использованию Су-Джок терапии, открытые мероприятия, оформление информационных стендов (приложение № 8)
Заключительный этап Анкетирование родителей
Диагностика речевого развития детей
Диссеминация опыта Перспективы распространения результатов проекта
Уровень детского сада:
Подведение итогов реализации проекта на педагогическом совете.
Представление отчета о реализации проекта на общем родительском собрании.
Муниципальный уровень:
Презентация проекта на базовой площадке.
Публикация проекта на сайте МБДОУ д/с № 5
Перспективы:
разработать цикл упражнений фонетической ритмики по авторской методике А. Я. Мухиной с использованием «шариков Су – Джок» для согласных звуков;
начать работу над проектом по внедрению элементов Су – Джок терапии для детей старшего и подготовительного к школе возраста;
внедрить данный метод в непосредственно образовательную деятельность по обучению творческому рассказыванию с целью достижения более высокого уровня готовности детей к обучению в школе
Используемая литература :
1. В. М. Акименко. Новые логопедические технологии.
2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. : Дельта, 2001.
3. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
4. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии : Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208
Приложение 1
Фонетическая ритмика (гласные звуки) по авторской методике А. Я. Мухиной с использованием «шариков Су – Джок»
Сначала разучивается каждое упражнение. После того, как все дети усвоят правильное выполнение упражнения на определенный звук с шариками Су - Джок, можно выполнять целый комплекс упражнений на гласные звуки.
Звук «А» - руки впереди вытянутые ладонями вверх. В каждой ладони шарик Су – Джок. «А» - в стороны до упора, слабо, без мышечного напряжения (м/н, долго, громко, быстро-громко, долго-тихо, быстро-тихо.
Инструкция: следите за тем, чтобы шарики не укатились!
Звук «О» - руки внизу округло соединены. В каждой ладони шарик Су – Джок. «О» - через стороны поднимаются вверх и округло соединяются над головой по динамике слабо.
Инструкция: следите за тем, чтобы шарики не укатились!
Звук «У» - руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти рук на уровне груди, сжаты в кулаки, указательные пальцы вверх. В каждом кулаке зажат шарик Су – Джок. «У» - руки вытягиваются вперед, пальцы смотрят вверх по динамике с незначительным м/н.
Звук «И» - также, как на «У» - начальная позиция. В каждом кулаке зажат шарик Су – Джок. «И» - руки вытягиваются вверх, одновременно поднимаясь на носки с незначительным м/н.
Звук «Э» - руки впереди вытянуты ладонями вверх. В каждой ладони шарик Су – Джок. «Э» - руки разводятся через стороны, слегка поднимаясь вверх, кисти рук опускаются на плечи, локти слегка прижимаются по динамике слабо.
Звук «Ы» - руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти сжаты в кулаки на уровне шеи, повернуты к себе. В каждом кулаке зажат шарик Су – Джок. Произнося «Ы» делают полукружные движения кулаками от себя с м/н.
Приложение 2.
Развитие фонематического слуха
Упражнение 1.
«Звук «А» («О», «У», «И», «Э», «Ы») услышишь, не зевай!
Красный шарик смело выше поднимай!»
«Звук «М» («П», «Б». «Ф», и т. Д.) услышишь, не зевай!
Синий шарик смело выше поднимай!»
Упражнение 2.
Произношение звукокомплексов гласных («АУ», «УА», «ИА» и др.) с опорой на картинки – символы гласных звуков и с перекладыванием шарика из ладони левой руки в ладонь правой.
«Возьми в кулачок этот шарик простой!
И вместе с ним эту песенку пой!»
Упражнение 3.
«Спрячь шарик в ладонях, если звука в слове нет»!
Приложение 3.
Коррекция звукопроизношения, автоматизация звука в слогах, словах, фразах.
Упражнение 1.
При произнесении звука сначала изолированно, потом в слогах, словах и фразах ребёнок нажимает пальцем на половинку шарика Су - Джок.
Упражнение 2.
Отрабатывая звук в слогах, малыш по очереди передаёт шарик Су – Джок из одной ладони в другую.
Упражнение 3.
Автоматизируя звук в двустишьях, можно использовать пружинки Су – Джок.
Например,
«Ла, ла, ла (пружинка надевается на любой палец) – стала куртка мне мала (снимается)»
«Ры, ры, ры (пружинка надевается на любой палец) – прилетели комары (снимается)»
Приложение 4
Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания.
Упражнение 1.
“Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”
Ребенка просят надеть колечко на определённый палец указанной руки или покатать шарик по инструкции.
Упражнение 2.
Ребёнка просят поднять шарик правой или левой рукой.
Со временем инструкция усложняется: «Подними красный шарик левой рукой, а синий шарик правой»
Приложение 5
Совершенствование лексико-грамматических категорий
Упражнение 1.
«Один - много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Оборудование: шарик Су - Джок
Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и даёт ребенку шарик. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает шарик : дождь – дожди, капля – капли, лист – листья, гриб – грибы, зонт – зонты, плащ — плащи, птица – птицы. (Лексический материал подбирается по определенной теме).
Упражнение 2
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: шарик Су - Джок
Ход. Взрослый называет какой-нибудь фрукт и даёт шарик ребенку. Он называет его ласково и возвращает шарик взрослому (яблоко - яблочко, лимон - лимончик, апельсин - апельсинчик и т. д.). Лексический материал подбирается по определенной теме.
Упражнение 3
«Репортер»
Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон (шарик Су – Джок, который ребёнок держит подушечками пальцев, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон (шарик Су – Джок). План вопросов:
Что это? (Головной убор).
Из каких частей состоит?
Какого цвета?
В какое время года носят?
Кто одевает? (мужчины, женщины, дети). Лексический материал подбирается по определенной теме.
Упражнение 4
«Остановки»
Учитель - логопед перечисляет различные предметы одежды. Дети прокатывают шарик Су – Джок между ладонями в вертикальной плоскости и останавливаются, когда услышат название зимней одежды (осенней и т. д. по лексической теме).
Приложение 6
Игры с шариком Су-Джок, направленные на развитие мелкой моторики.
Упражнение 1.
Учитель – логопед рассказывает сказку, ребёнок прокатывает шарик через специально оборудованные препятствия на панно (через мостик, между деревьями и т. д.)
Прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации.
Упражнение 2.
Выполнение различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого.
Приложение 7
Упражнения с шариками Су – Джок для развития связной речи.
Упражнение 1.
Заучивание стихотворений и потешек с использованием Су – Джок шарика.
Я люблю свою лошадку.
(прокатывание шарика между ладонями в горизонтальной плоскости)
Причешу ей шёрстку гладко.
(прокатывание шарика в горизонтальной плоскости (меняются положения рук)
Гребешком приглажу хвостик.
(прокатывание шарика в вертикальной плоскости)
И верхом поеду в гости.
(прокатывание шарика между ладонями в горизонтальной плоскости)
Упражнение 2.
Рассказывание сказки с использованием шарика Су – Джок.
Оборудование: фигурки сказочных героев, шарик Су – Джок, панно
«В стране волшебных шариков»
Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной.
А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми.
Для достижения этой цели должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.
Главная цель в воспитании и образовании дошкольников –
это сохранение здоровья.
В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах.
(“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
Су-джок – это также регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма.
Су-джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.
Мы применяем су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи.
Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.
Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.
«Су – Джок» - это название для взрослых, которые пользуются этим методом для поддержания здоровья.
Преимущества его следующие:
высокая эффективность и полная безопасность (неправильное применение метода
не вызывает побочных реакций и осложнений);
универсальность и простота
«Волшебные шарики» - это название для наших детей и педагогов, которые получая в руки «колючий» шарик или пружинку,
всеми силами стараются преодолеть трудности развития.
Су-Джок способствует координации движений и развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи, совершенствованию произвольного поведения, внимания, памяти, речи и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности