Грязина Елена
Проект в средней группе «Чудо-капелька воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней группе
Вода – красота всей природы.
Вода жива, она бежит или волнуется ветром,
она движется и дает жизнь, и движение всему ее окружающему.
Иван Аксаков
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Длительность проекта : 6 недель (долгосрочный).
Участники: дети, воспитатель средней группы «Солнышко», родители.
Методы и приемы:
Публикация «Проект в средней группе „Чудо-капелька воды“» размещена в разделах
Словесный – рассказ воспитателя, беседы с детьми, вопросы.
Наглядный – показ демонстрационного материала, показ образцов, выставка созданных работ.
Практический – проведение экспериментов по теме проекта.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное.
Актуальность проекта :
Мир вокруг нас удивителен и разнообразен, а дети по своей природе любознательны. Задача взрослых - расширять кругозор детей, развивать познавательное развитие и любознательность. Мы должны помочь детям увидеть главное во всем разнообразии, найти правильный ответ на поставленный вопрос, научить делать простейшие выводы.
Вода-первый и любимый детьми объект для исследования с момента рождения. Эта тема всегда актуальна и ее можно и нужно исследовать.
Взяв эту тему, я - воспитатель совместно с родителями в доступной форме знакомим детей со свойствами воды и ее значением в жизни человека, животных и растений.
Дети любого возраста любят играть с водой. Стоит только увидеть лужу, как ребенок несется к ней со всех ног. Дети должны знать свойства воды и её назначения. От воды зависит климат планеты. Вода бывает разная: жидкая, твердая и газообразная; пресная и соленая. Воду использует для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для отопления. Для человека вода является более ценным природным богатством, она незаменима. Игры с водой один из самых приятных способов обучения и привития культурно-гигиенических навыков.
Если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относиться к природе, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно надеяться, что наши дети обязательно вырастут в людей, крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Исходя из этого, мы решили уточнить с детьми представление о том, что вода - очень ценный продукт. Дошкольникам необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту к воде, научить бережно и экономно относиться к ней. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект таит в себе много неизвестного. Всё это подчёркивает актуальность данного проекта.
Проблема проекта : в дошкольном возрасте дети не могут сами вычленить во всем разнообразии главное, не в состоянии делать простейшие выводы, не знают свойства и качества воды; не знают о значении воды в жизни человека и природы; не активны в потребности узнать новое, интересное в окружающем мире.
Я в доступной и игровой форме знакомила детей с некоторыми свойствами воды, со значением воды для человека.
Цель проекта : формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь.
Задачи проекта :
• Познакомить детей среднего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.
• Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
• Формировать умение детей бережно относится к воде.
• Дать представление о том, какую роль играет вода в жизни человека.
• Развивать речевые навыки, обогащать словарный запас.
Предполагаемый результат:
1. Дети узнают о свойствах воды (прозрачная, без запаха, без вкуса,легко окрашивается, тёплая, холодная, твёрдая, принимает разную форму, о ее значении в жизни человека (мыться, стирать, готовить еду, мыть фрукты и овощи) животных и растений (без воды они просто погибнут, а для некоторых вода-это среда обитания).
2. Повышение уровня развития речи, обогащение словарного запаса у детей.
3. Расширят знания о формах воды и видах (родники, реки, моря, озера, океаны).
4. Узнают о том, что воду загрязняют и о мероприятиях по предотвращению загрязнения. Осознают важность воды и будут бережно относиться к воде.
5. Создание предметно-развивающей среды для расширения представления детей о воде, её значении для человека и окружающей среды.
6. Сотрудничество родителей, воспитателей и детей в реализации проекта.
Этапы реализации проекта :
1 Этап. Подготовительный.
1-ая неделя
• Выбор темы.
• Определение целей и задач.
• Изучение методической, познавательной и художественной литературы.
• Подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр.
• Беседы о воде: «Без воды нам жить нельзя», «Вода и её свойства», «Кто живёт в воде?», «Где можно встретить воду?»
• Подбор художественной литературы по теме:
А. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. И. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», потешки «Дождик, дождик, пуще», «Водичка – водичка». Рассказ В. Бианки «Купание медвежат».
• Подбор экспериментов с водой.
• Тематический план воспитательно-образовательной работы
(июнь - июль 2020 года)
• Работа с родителями:
Консультация «Всемирный день водных ресурсов».
Консультация «Экологическое воспитание детей»
Разучивание с детьми потешек, стихов о воде совместно с родителями.
Выставка рисунков, поделок детей.
Консультация: «Опыты и эксперименты с водой в домашних условиях».
Консультация на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности»
• Оформление мини – музея «Капельки»
2 Этап. Основной 2-ая неделя «В гостях у Капельки»
Первая половина дня.
Занятия:
1. Рисование «Ладошки – осминожки»
2. Лепка «Домик для рыбки»
3. Н. О. Д. «Путешествие Капелек»
Цель: Расширять представления о свойствах воды (текучесть, не имеет вкуса и запаха, прозрачность, об изменениях свойств воды с помощью различных веществ).
4. Игровое - по сенсорному развитию «В гостях у Капитошки»
Загадки веселой капельки
5. Н. О. Д. «В гостях у Капельки»
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.
Дидактические игры:
Д/и «Дождик», «Поливаем цветы», «В час по чайной ложке», «Я загадаю, а
вы отгадайте», «Игры с прищепками».
Пальчиковая гимнастика: «Осминог»
Беседа: «Берегите каждую каплю воды»
Наблюдения: за дождем из окна,
Наблюдение за рябью на воде,
за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями,
за трудом помощника воспитателя, как моет посуду,
за облаками.
Подвижные игры:
П/и «Солнышко и дождик», «Через лужу», «Зайка серый умывается», «Через
ручеек», «Мыльные пузыри».
Вторая половина дня.
Опыты и наблюдения: «Какого цвета водичка»
Картотека экспериментов: «Кораблики», «Волшебное свойство воды»
Беседа с детьми на тему: «Вода кругом нас»
Чтение стихотворения о воде: «Дождинки».
Чтение потешек о воде, о дожде
Рассматривание иллюстрации на тему: «Рано утром умываются и котята, и
утята…»
Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Купание куклы», «Мамины помощники», «Дочки – Матери», «Столовая».
Чтение стихотворения «Мойдодыр», «Девочка чумазая»
Чтение сказки «Про маленькую капельку».
Просматривали иллюстрации к книгам о воде.
3-я неделя «Дождь и Радуга»
Первая половина дня.
Занятия:
1. Рисование радуги
Цель: Упражнять в рисовании пальчиками. Показать приём получения точек и линий. Воспитывать аккуратность
2. Аппликация «Путешествие с облаками»
3. Пластилинография «Капелька воды».
4. Рисование карандашами «Дождик».
Цель: добиваться свободного движения руки с карандашом во время рисования.
5. Комплексное, учебно-игровое «Чистая вода нужна всем и всегда»
Беседа «1,2,3,4,5 - под дождем нельзя гулять»
Беседа «Разноцветное явление природы»
Дидактические игры:
Д/и «Песок – вода», «Умываемся», «Купание куклы», «Разрезные картинки», «Сухой – мокрый».
Рассматривание картинок: «Дождик и тучка», «Дождевая тучка».
«Музыка»
1. Пение: «Дождик, дождик кап-кап-кап».
2. Слушание «Песенка о дождике».
3. Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря т. п.
Пальчиковая гимнастика: «Дождик»
Наблюдения: наблюдение за радугой после дождя
за трудом воспитателя по уходу за аквариумными рыбками
за трудом помощника воспитателя, как моет пол после завтрака
за трудом воспитателя, стирка кукольного белья
Подвижные игры:
П/и «Тучка и капельки», «Солнышко и дождик», «Спрячемся от дождика», «Мы капельки», «Прятки».
Вторая половина дня
Серия опытов: «Вода бывает разная» (чистая, грязная замороженная);
«Очистим воду»(используем песок, вату, уголь)
Картотека экспериментов: «Тонет – не тонет», «Взбивание пены».
Беседа с детьми на тему: «Если долго нет дождя»
Стихотворение «Сказка о капельке» (Т. Адамовская, «История одной дождевой капельки» (Сирпа Cуунер). Сюжетно – ролевые игры: «Лаборатория воды», «Мы умеем умываться», «Кукла Маша умывается», «Стираем – маме помогаем», «Налей чай куклам»
Заучивание потешки: «Радуга – дуга»
Чтение стихов, отгадывание загадок о радуге.
4-я неделя «Ручьи, реки, озёра»
Первая половина дня
Занятия:
1. Рисование “Следы на снегу»
2. Праздник «Мыльных пузырей»
3. Чтение стихов о реках России «Поэтическое путешествие по карте»
4. Рассказывание по картине «На речке».
5. Беседа ««Кто живёт в воде» - развивать познавательный интерес и воображение.
Физминутка: «Речка» В. Волина.
Цель: удовлетворить потребность в движении.
Пальчиковая гимнастика: «Рыбки»
Загадки о снеге, о воде
Игры с водой: «Кораблики», «Рыбки», «Уточка».
Наблюдения: экскурсия на пруд
наблюдение за инеем
выпал снег
следы на снегу
Подвижные игры:
П/и «Туча – солнце», «Пузырь», «Через речку по мостику», «Перепрыгнем через ручеек», «Рыбалка».
Вторая половина дня
Опыт: «Вода состоит из капельки»
Предложить детям при помощи шприца набрать воду и капельками накапать в чашечку.
Опыт: «Холодная, теплая, горячая вода».
Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей (это можно узнать, если потрогать воду руками).
Экспериментирование с водой и красками. Цель: формировать умение получать новые цвета путём смешивания.
Беседа «Правила поведения на реке»
Просмотр видеофильмов «На болоте», «У реки».
Картотека экспериментов: «Свойства соленой воды»
Чтение потешек о воде, выученных совместно с родителями дома
Чтение сказки. Ирис Ревю «Сказка про Воду»
Чтение сказки «Два ручья»
Рассказывание: Сказка «Заюшкина избушка».
Конструирование из крупного строительного материала: «Мост через реку».
Игры с бумажными корабликами.
Прослушивание аудиозаписи К. Чуковского «Федорино горе»
5-я неделя «Моря и океаны»
Первая половина дня
Занятия:
1. Беседа «Что такое море, какой он океан?»
2. Художественное творчество: «Фонтанчики»- рисование с помощью зубных щёток.
3. Беседа «Обитатели морей»
4. НОД «Хочу быть инженером»
Цель: создание условий для формирования познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.
5. Аппликация «Лодочка»
«Музыка»
1. Пение: «Любитель рыболов».
2. Слушание песен «Море, море», Море, ты слышишь, море».
3. Танцевальная композиция «Яблочко».
Дыхательная гимнастика «Чей кораблик дальше уплывет».
Дидактические игры:
«Сухой аквариум», «Весёлая рыбалка», «Тонет – не тонет», «Сухой - мокрый», «Капельки и тучки».
Наблюдения: экскурсия к ручью
наблюдение за небом
полив цветов на клумбе
за градом из окна
Подвижные игры:
«Построим мостик через ручей и перейдем его», «Напои товарища», «Перечерпай воду», «Не замочи ноги»,«Пройдем по дорожке, чтоб не замочить ножки».
Вторая половина дня
Опыты и наблюдения: игра с водой «Тучка и капельки», «Что плавает в воде». Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды и различных предметов:
легкие игрушки в воде плавают, тяжелые тонут.
Опыт: «Прозрачная вода».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды : прозрачная.
Сказка «Путешествие маленькой капли».
Рассказывание: Стихотворение «Где спит рыбка».
Рассматривание пейзажей: Ф. А. Васильев «На берегу моря»,
И. К. Айвазовский «Волна».
Сюжетно – ролевые игры: «Кафе», «Путешествие к ручью», «Семья», «Купание куклы», «Варим суп».
Игры с водой: «Рыбалка», «Уровень», «Кто быстрее вычерпает воду».
3 этап. Заключительный
6-я неделя Развлечение: "Путешествие водички".
Первая половина дня
Занятия:
1. Рисование Карандашами «Шланги с водой». Тушим Кошкин дом.
2. Рисование: «Тучка» с применением нетрадиционных техник рисования».
3. Знакомство с профессиями людей, связанными с водой: водолазы, моряки, рыбаки, пожарные….
4. НОД «Сок для куклы Наташи» 5. Развлечение: "Путешествие водички». (Итоговое мероприятие-досуг)
Ситуация общения «Почему у зайчика болит горлышко?»
Раскрашивание раскрасок на тему: «Вода вокруг нас».
Пальчиковая игра: «Мы белье стирали».
Дидактические игры:
Д/и «Чистые ладошки», «Вынь камешки из воды», «Кто, где живет», «Купание куклы Кати», «Водоносы»
Инсценировка «Кошкин дом»
Наблюдения: за дождем из окна,
за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями,
за трудом воспитателя по уходу за водными черепахами
полив цветов на клумбе
Подвижные игры: «Пожарные», «Море волнуется раз», «С кочки на кочку», «Быстрая река», «Ручеек».
Вторая половина дня
Ситуация: «Для чего нужна вода?».
Опыт: «У воды нет запаха и вкуса».
Цель: дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха.
Опыт: «Что растворяется в воде».
Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ: сахара, соли, гуаши, песка.
Ситуация: «Горячая и холодная вода» формировать знания об использовании воды разной температуры.
Викторина «Академия водных наук»
Опыты «Вода жидкая и не имеет формы»
Дети переливают воду из одной формы в другую. Вода принимает форму той посуды, куда её переливают.
Чтение сказки «Сказка о маленьком Дождике и мальчике».
Сюжетно-ролевые игры: «Пароход», «На рыбалке», «Готовим обед», «Помогаем маме стирать белье».
Результат проекта :
В ходе проекта предполагаемые результаты были достигнуты. Дети приобрели и закрепили знания о воде, о ее свойствах, формах и видах, значении в жизни человека, животных и растений. Узнали, что такое круговорот воды в природе. Узнали о взаимосвязи воды и всего живого на Земле. Осознали о важности воды и бережном отношении к ней.
Во время проекта у детей активизировалась речь, развилась наблюдательность и внимание. Дети с удовольствием рисовали и раскрашивали раскраски.
Ежедневно во время прогулок, вместе с детьми наблюдали за природными явлениями (облаками, дождём, снегом, льдом, сосульками, капелью, лужами, ручейками, отмечали изменение состояний воды в зависимости от сезона.
Попробовать и испытать свойственно маленьким детям. Дети подружились с дидактической куклой «Капитошкой», которая и помогла нам совершить удивительные открытия в мире простых вещей.
Большая роль в осуществлении поставленных задач была отведена специально организованным занятиям по познавательному и речевому развитию детей. В своей работе мы использовали разные виды занятий - обучающие, интегрированные, коррекционные: «Водичка - водичка», «Умываться нужно всем», «Дождик босиком по земле прошёл», «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой».
Очень интересно был организован и проведён цикл целевых экскурсий «Вода нужна всем». Дети побывали на пищеблоке, где познакомились с нашими замечательными поварами, а те в свою очередь рассказали о своём труде и первом помощнике - воде. Малыши посетили прачечную, где наблюдали за разными видами работ, сравнивая с трудом мамы в процессе стирки белья.
В группе вместе с педагогом ребятишки ухаживали за растениями, аквариумными рыбками, черепахами, убеждаясь в том, что живые существа не могут обходиться без воды.
Создавая игровые проблемные ситуации, мы побуждали детей использовать приобретённые знания и применять их в разрешении проблемы, а затем и закреплять через сюжетные игры, игры - инсценировки, игры - драматизации.
Родители принимали активное участие в проекте. Мамы и папы показали в домашних условиях для чего нужна вода (для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, для мытья в ванной).
Неоценимую помощь в оснащении центра воды и песка оказали родители воспитанников. Благодаря этому дети в группе могли проводить исследовательскую работу (опыты и игры - эксперименты).
Вода холодная и горячая;
Разноцветная водица;
Цветные льдинки;
Таяние снега;
Капельки сосульки;
Игры- эксперименты с тонущими и плавающими предметами;
С растворимыми и нерастворимыми веществами;
Образование паровых капель.
Наивысшим пиком данной проектной деятельности стало развлечение «Путешествие водички». Дети совершили увлекательное путешествие с Капитошкой. Игра - путешествие сопровождалась чтением стихов, пением, исполнением танца, рисованием.
Деятельностный подход, лежащий в основе метода проектов, предполагает полноправное и активное сотрудничество педагогов и ребёнка. Мы считаем, что содержательная сторона совместной деятельности оказывает существенное влияние на познавательное развитие детей. Идёт углубление и обогащение знаний воспитанников, выявление закономерностей и взаимных связей между рассматриваемым объектом и сезонными явлением, происходит обогащение активного словарного запаса.
Дети были удивлены полученными знаниями о воде. Проект дал возможность развития наблюдательности. Умения анализировать, делать выводы.
Данный проект доставил положительные эмоции детям, родителям и педагогам.
Литература:
1. Баранов Е. В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».
2. Горькова Л. г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».
3. Прокофьева А. Г. «100 развивающих игр для детей».
4. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2015-2020 г. г.
5. Материалы собранные совместно с родителями и воспитателями (стихи, сказки, потешки о воде).
6. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. СПб. :. Детство пресс, 2013.
7. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005 г.
8. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы -составители Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011 г.
9. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду: Младшая группа». – М. : Изд. «Мозаика – Синтез», 2017.
10. М. Султанова «Простые опыты с водой». – М. : Изд. ООО «Хатбер-пресс», 2016.