Мария Тазина
Проект в рамках городской психологической акции «Неделя толерантности «Здравствуй, друг!»
▼ Скачать + Заказать документы
Руководитель проекта: педагог-психолог Тазина Мария Юрьевна.
Тип проекта: информационно-практический, познавательно-творческий.
Участники проекта:
дети старшей группы «1», дети старшей группы «2»;
родители воспитанников;
воспитатели, специалисты;
педагог-психолог.
Продолжительность проекта: краткосрочный (12.11.18 — 16.11.18)
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Сроки реализации проекта: 1 неделя.
Актуальность проекта:
Публикация «Проект в рамках городской психологической акции „Неделя толерантности „Здравствуй, друг!“» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Работа психолога в ДОУ
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм.
Поэтому, воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности.
Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.
Новизна заключается в формировании толерантности у детей дошкольного возраста через организацию различных мероприятий в группе; организации специально разработанного цикла познавательных занятий, бесед, чтения произведений художественной литературы и сказок по теме.
Цель проекта:
Формирование основ толерантности у старших дошкольников.
Задачи проекта:
Для воспитанников:
Знакомство детей с понятием «толерантность»; «толерантный человек».
Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников и со взрослыми.
Формирование толерантного отношения к людям разных национальностей и вероисповеданий, людям с ограниченными возможностями.
Для педагогов:
Выявить уровень толерантности у воспитателей при помощи экспресс-опросника «Индекс толерантности».
Для родителей:
Выявить уровень толерантности у родителей при помощи анкетирования.
Привлечь родителей к участию в совместном мероприятие «Сочиним Сказку ВМЕСТЕ».
Ожидаемые результаты:
1) У детей старшего дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества, как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
2) Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
Возможный риск проекта:
Слабая заинтересованность детей и родителей.
Путь преодоления:
Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.
Этапы проекта:
I этап - подготовительный
определение темы, целей, задач, содержания проекта;
определение содержания деятельности всех участников проекта;
поиск различных средств, для достижения целей.
II этап — основной
Сюжетно-ролевая игра «Семья»;
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»;
Просмотр мультфильма «Самый большой друг»
Чтение рассказов, стихов, сказок, пословиц и поговорок о доброте, о дружбе, о мире;
Чтение русских народных закличек, песенок, потешек;
Дидактическая игра «Домик для друзей».
III этап — заключительный
Анализ и классификация собранного материала;
Совместное мероприятие с родителями «Сочиним Сказку ВМЕСТЕ»;
Методы проекта:
Беседа на моральные темы;
Чтение и последующий анализ художественных произведений;
Ролевая гимнастика для упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека;
Создание проблемных ситуаций для обыгрывания и обсуждения;
Просмотр и обсуждение мультфильма;
Рисование иллюстраций к сказкам;
Работа с родителями:
Анкетирование родителей (автор Н. Николаева)
Побуждение родителей к сочинению совместной сказки по теме: «О доброте, о дружбе, о мире»;
Участие родителей в создании предметно – развивающей среды: пополнение уголка театрализованной деятельности (одежда для сюжетно-ролевой игры «Семья», книжного уголка (стихотворения, рассказы о дружбе, о доброте, о мире).
Работа с воспитателями:
Изучение психолого-педагогической литературы (теоретический анализ проблемы);
Экспресс-опросник «Индекс Толерантности» (авторы Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова)
Консультирование воспитателей по проблеме формирования толерантности.
Итог проекта:
Обогащение знаний воспитанников о понятие «толерантность»; «толерантный человек».
У воспитанников развиты такие качества личности, как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.
Развитие творческих способностей детей в продуктивной деятельности.
Создание условий для социально-нравственного развития.
Продукт проекта:
Сказки сочиненные совместно с родителями «Белочка Земляничка и её подружка Розочка», «Лучший дом», «Сказка о друзьях и добрых делах», «Как подружились медвежата с ёжиком», «Сказка о дружбе зверят» и т. д.
Коллективная сказка сочиненная совместно с воспитателем «Если добрый ты, это хорошо, а когда наоборот-плохо».
Данный опыт работы может быть интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, заинтересованным в формировании толерантности своих детей.