МААМ-картинки

Проект в подготовительной к школе группе «Занимательное экспериментирование»

Лапушенкова Наталья Николаевна
Проект в подготовительной к школе группе «Занимательное экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект в подготовительной к школе группе

«Занимательное экспериментирование»

Пояснительная записка

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Темочки:

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, используемый материал, обеспечивает развитие двух типов детской активности:

1. Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;

2. Активности ребенка, стимулированной взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.

Актуальность проекта

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

К. Е. Тимирязев.

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира. Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н. Н. Поддьяковым:

«Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Задачи:

• Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

• Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

• Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

• Развивать наблюдательность;

• Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

• Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта: групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.

Участники проекта: воспитатель группы, дети 6-7 лет.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.

• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности.

• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап – основной.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.

3 этап – заключительный.

• Определить эффективность проведенной работы.

• Провести анализ полученных результатов.

Место проведения: детский сад.

Сроки проведения: декабрь 2023г.

Ожидаемые результаты

• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Примерный план экспериментальной деятельности в подготовительной группе на две недели:

Опыт №1 «Легкие».

Опыт №2 «Воздух влажный и сухой».

Опыт №3 «Такая разная вода».

Опыт №4 «Погасим пламя».

Опыт №5 «Напиши мне письмецо».

Опыт №6 «Вред и польза кока-колы»

Опыт №7 «Тайны вулкана».

Опыт №8 «Движение воды через корешки».

Совместная деятельность педагога и детей по экспериментальной деятельность

Опыт №1.

Тема: Легкие.

Цель: сформировать у детей начальные знания о внутренних органах человека (легкие).

Материал и оборудование: изображение легких человека; воздушные шарики (для каждого ребенка).

Ход деятельности:

Этапы деятельности Содержание познавательно – исследовательской деятельности

Мотивационный Педагог зачитывает детям послание - задание от Главного Исследователя «Сыщики должны выяснить, почему и как дышит человек, какой орган в его организме ответственный за дыхание».

Поисково-исследовательский

1. Педагог интересуется у детей, знают ли они, как называется орган дыхания человека, демонстрирует детям рисунок с изображением легких, поясняет: «У человека есть важный орган, который работает без перерыва. Какой это орган? Это легкие. Наш орган дыхания состоит из левого и правого легких и путей, подводящих к ним воздух (демонстрирует на рисунке). Легкие находятся в грудной клетке, а между ними расположено сердце. Для чего человеку легкие? (Он ими дышит).

2. Педагог спрашивает детей «Может ли человек прожить без дыхания? Что произойдет, если мы попробуем на некоторое время задержать дыхание?» Педагог просит детей: «Задержите дыхание, досчитав до трех про себя (контролирует соблюдение условий, через три секунды дети должны возобновить дыхания). Не получается? Это очень трудно, потому что человек не может жить без дыхания».

3. Педагог рассказывает: «Во время вдоха каждый из нас вдыхает определенное количество воздуха. У всех людей это количество разное и зависит от объема наших легких. У взрослых людей объем легких больше, а у детей меньше. Свой объем легких можно определить, проделав простой опыт». Дети по указанию педагога берут воздушные шарики, делают глубокий вдох – набирают в легкие максимальное количество воздуха, а затем выдыхают его в воздушный шарик, сразу сжимая его у основания. Выпущенный в шарик воздух из легких показывает их объем. Дети сравнивают размеры надутых шариков, в сравнении определяют, у кого какой объем легких.

4. Педагог просит детей выделить основное значение легких для человека.

Итоговый (анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования) - Легкие нужны человеку для дыхания, без дыхания человек жить не может.

Опыт №2.

Тема: Воздух влажный и сухой.

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, развивать мыслительные процессы.

Материал и оборудование: карточки – схемы с изображение свойств воздуха, прозрачная емкость, пульверизаторы с чистой водой, влажные полотенца.

Ход деятельности:

Этапы деятельности Содержание познавательно – исследовательской деятельности

Мотивационный Педагог читает статью в журнале о том, что во время отопительного сезона, когда включают батареи для обогрева помещений, воздух в помещении становится сухим и тяжелым, и его необходимо увлажнять. Интересуется у детей: «Не хотите ли придумать способ, как увлажнить воздух в группе, чтобы легко дышалось?»

Поисково-исследовательский

1. Педагог предлагает детям вспомнить, что они знают о воздухе: выкладывает перед детьми карточки – схемы с изображением свойств воздуха, просит рассказать о свойствах воздуха.

2. Педагог сообщает «С наступлением холодов, во время отопительного сезона горячие батареи нагревают помещение, чтобы было тепло. Это, конечно, хорошо, но воздух в этом случае тоже нагревается, становится сухим, а дышать сухим воздухом не только трудно, но и вредно. Чем же можно увлажнить воздух в помещении?» Педагог выслушивает предположения детей, предлагает испробовать несколько различных способов.

3. Педагог демонстрирует детям пульверизатор, интересуется у детей «Что это и как он поможет решить задачу по увлажнению воздуха?» Педагог поясняет: «Пульверизатор разбрызгивает воду мельчайшими капельками, насыщая воздух влагой». Педагог раздает нескольким детям пульверизаторы, предлагает разбрызгать воду вверх, увлажняя таким способом воздух, спрашивает: «Чувствуется, как воздух стал более свежим?» Педагог вносит несколько влажных полотенец, интересуется «А как они могут помощь увлажнить воздух?» Поясняет: «Высыхая, с полотенец будет испаряться влага, она и увлажнит воздух». Развешивает полотенца на двери. Спрашивает детей: «Как еще можно увлажнить воздух?» (Расставить в группе емкости с водой).

Итоговый (анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования) - В помещении вредно дышать сухим воздухом: чтобы увлажнить его, можно использовать различные способы.

Опыт №3.

Тема: Такая разная вода.

Цель: продолжать знакомить детей с разнообразием воды в природе, закреплять умение самостоятельно формулировать выводы, развивать мыслительные процессы – анализ, сравнение, обобщение.

Материалы и оборудование: вода в пластиковых бутылках – питьевая, минеральная, артезианская, родниковая, талая, пластиковые стаканчики.

Ход деятельности:

Этапы деятельности Содержание познавательно – исследовательской деятельности

Мотивационный Педагог вносит в группу бутылки с различной водой, читает этикетки, «удивляется»: «Какая, оказывается, бывает разнообразная вода!» Предлагает определить. в чем ее сходства и отличия.

Поисково-исследовательский

1. Педагог разливает воду из каждой бутылки в пластиковые стаканчики (ставит на стаканчики метки, просит детей рассмотреть ее (в том числе и через лупу, попробовать на вкус. Интересуется у детей «Есть ли различия в этой воде?» Дети изучают воду, выделяют общие свойства (прозрачная, без вкуса и запаха, жидкая и пр., отмечают/не отмечают различия во вкусе.

2. Педагог разливает в стаканчики талую воду, раздает детям для исследования. Дети изучают ее, выделяют схожие свойства, отмечают наличие осадка, мелких частей – загрязнений. Педагог подчеркивает: «Из-за наличия грязи талую воду пить нельзя, так же, как и речную. Пить можно только чистую воду - бутилированную, из скважин или родников».

3. Педагог спрашивает детей: «Знаете ли вы, какая бывает вода?» Выслушивает ответы, поясняет: «Вода в природе очень разнообразна: бывает атмосферная вода – это облака, пар и осадки (дождь, снег, град); вода из природных источников – речная (пресная, морская (соленая, родниковая, артезианская (из скважин). Эта вода делится на поверхностную – ту, которая находится на поверхности земли, на виду в различных водоемах (каких) и родниках; и ту, которую добывают глубоко под землей, пробуривая специальные скважины (артезианская). Существует полностью очищенная вода – дистиллированная; а если в воде содержатся минералы и микроэлементы – это минеральная вода.

Итоговый (анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования) - Вода бывает разной – родниковой, минеральной, пресной, соленой, артезианской (из скважин).

Опыт №4.

Тема: Погасим пламя.

Цель: продолжить знакомить детей со свойствами воздуха (кислорода).

Материал и оборудование: изображение легких человека; воздушные шарики (для каждого ребенка); учить формировать выводы в ходе совершения практических действий, развивать познавательный интерес.

Ход деятельности:

Этапы деятельности Содержание познавательно – исследовательской деятельности

Мотивационный

Поисково-исследовательский

1.

Итоговый (анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования) - Пламя горит при наличии воздуха (кислорода, при ограничении поступления воздуха пламя гаснет.

Опыт №5.

Тема: Напиши мне письмецо…

Цель: учить детей выделять взаимосвязь объектов исследования; закреплять умение обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать познавательный интерес.

Материалы и оборудование: свежевыжатый лимонный сок, ватные палочки, листы бумаги, пластиковые стаканчики.

Ход деятельности:

Этапы деятельности Содержание познавательно – исследовательской деятельности

Мотивационный К детям приходит Персонаж (по выбору педагога, у него в руках письмо. Персонаж рассказывает, что получил загадочное письмо – в конверте находился пустой лист! Наша задача – разгадать секрет письма.

Поисково-исследовательский

1. Педагог просит детей внимательно рассмотреть письмо: «Видно ли на письме что-нибудь?» Дети рассматривают письмо через лупу, не обнаруживают на бумаге никаких следов письма. Педагог случайно подставляет лист с письмом под включенную настольную лампу, держит его под ней некоторое время, рассказывая детям, историю происхождения писем / почты. Заметив, что на листе появились рисунки, педагог убирает руку с письмом из-под лампы и «замечает» на листе рисунок: «Появилось скрытое послание!» Дети и персонаж рассматривают появившийся рисунок, педагог сообщает, что знает секрет подобного письма, предлагает Персонажу и детям написать свои, скрытые письма и подшутить над кем-нибудь. Педагог объясняет: «Для такого письма не потребуется ни ручка, ни карандаш, а … лимонный сок и ватная палочка!»

2. По указанию педагога дети берут листы бумаги, ватные палочки, наливают в свои пластиковые стаканчики немного лимонного сока, смачивают ватные палочки в лимонном соке и наносят на листе рисунки. После полного высыхания детских рисунков педагог просит детей проявить их, поднеся под лампу (проследить за техникой безопасности). Педагог поясняет: «В лимонном соке содержатся атомы – микроскопические бесцветные частицы, содержащие вещество, которое при нагревании распадается на части, образуя уголь. Уголь имеет черную окраску, поэтому письмо под воздействием тепла темнеет, становится видимым».

Итоговый (анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования) - Невидимое письмо, написанное при помощи лимонного сока, проявляется при нагревании, поскольку молекулы при тепловом взаимодействии вступают во взаимодействие.

Опыт №6.

Тема: Польза и вред кока-колы.

Цель: исследование вредного влияния “Кока-колы” на организм человека.

Материалы и оборудование: два прозрачных стаканчика, ржавый и новый гвоздь, куриная скорлупа (наблюдение в течение недели)

Ход деятельности:

Этапы деятельности Содержание познавательно – исследовательской деятельности

Мотивационный Опрос детей группы на темы «Мой любимый напиток» и «Знаете ли вы о вреде «Колы».

Выдвижение гипотезы.

Поисково-исследовательский

1. Педагог предлагает детям выяснить как кока-кола воздействует на скорлупу яйца, по своему составу скорлупа похожа на молочный зуб детей, она тоже состоит из кальция. Педагог предлагает: «Давайте возьмем прозрачный стаканчик, нальем туда кока-колу и опустили куриную скорлупу. Будем наблюдать за скорлупой несколько дней».

2. На второй день нашего эксперимента скорлупа почернела, из чего дети сделали вывод, что в кока-коле содержится много красителей, которые проникают внутрь скорлупы. На третий день на скорлупе появилась трещина, а на пятый день скорлупа распалась на две половинки.

Вывод: кока-кола разрушает скорлупу, а значит и наши зубы страдают от нее тоже. Красители лимонада очень стойкие и зубы от них темнеют.

3. Взяли два гвоздя: ржавый и новый. Один поместили в стакан с водой, другой – с лимонадом. На четвёртый день новый гвоздь в воде покрылся слоем ржавчины, а гвоздь в коле очистился от нее.

Вывод: кока-кола разъедает даже ржавчину!

Итоговый (анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования) - Проведя ряд опытов, мы увидели, что кока – кола разрушает скорлупу яйца, а значит и зубы, в ней много красителей.

- В коле есть такие вещества, которые разъедают ржавчину. А еще в ней очень много сахара, который вредит нашему организму.

- Значит, мы были правы: «Кока – кола очень вредна для здоровья человека!».

Опыт №7.

Тема: Тайны вулкана.

Цель: расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

Материалы и оборудование: макет горы, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, лимонная кислота, чайная и столовая ложки.

Ход деятельности:

Этапы деятельности Содержание познавательно – исследовательской деятельности

Мотивационный Педагог предлагает посмотреть слайды о вулкане. Беседа: «Что мы знаем об извержении вулканов?» Ответы детей самые разнообразные. Педагог предлагает эксперимент, который похож на то, как извергается вулкан.

Поисково-исследовательский

1. Педагог показывает детям макет вулкана, стоящего на подносе, и предлагает приступить к опыту. Дети встают вокруг стола. Вначале педагог объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Затем, предлагает детям прочитать предложенные схемы – модели с последовательностью проведения опыта. После чего педагог еще раз проговаривает последовательность проведения опыта. Последовательность проведения эксперимента.

2. Первый ребенок: всыпать в жерло вулкана, 2 чайные ложки соды. Второй ребенок: добавляет 1 чайную ложку красной гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета. Третий ребенок: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешивает. Педагог сам смешивает лимонную кислоту с водой и вливает полученную смесь в жерло вулкана.

Внимание! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад от стола.

Вулкан просыпается. Это взаимодействует вещества кислота (лимонная) и щелочь (сода).

Итоговый (анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования) - В результате реакции соды с лимонной кислотой и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета. Опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества ведут себя по-разному в разных состояниях.

Опыт №8.

Тема: Движение воды через корешки.

Цель: доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.

Материалы и оборудование: черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем, пластиковый стакан.

Ход деятельности:

Этапы деятельности Содержание познавательно – исследовательской деятельности

Мотивационный Педагог предлагает детям рассмотреть черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются.

Педагог рассуждает: «Ребята сказали, что растения пьют воду при помощи корня, а вот как вода движется по растению от корня к листьям, дети не знают, поэтому предлагаю вам провести эксперимент!».

Поисково-исследовательский

1. Рассматривают пищевой сухой краситель – “питание”, добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).

Итоговый (анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования) - Корень растения окрасился в красный цвет, значит вода движется по растению.

- Корень растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве.

Публикации по теме:

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Ступеньки к школе»Краткосрочный проект в подготовительной группе «Ступеньки к школе» Тип проекта: познавательно – игровой Срок реализации: 1 месяц (1 ноября – 30 ноября) Продолжительность: краткосрочный Участники проекта:.

Проект «Моя Семья» в подготовительной к школе группе. 1 часть Долгосрочный, информационно - практико - ориентированный, социально - просветительский тип проекта Тема проекта: «МОЯ СЕМЬЯ»Подготовительная.

Проект «Природная аптека» в подготовительной к школе группеПроект «Природная аптека» в подготовительной к школе группе АКТУАЛЬНОСТЬ 1. Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в подготовительной к школе группе «Занимательное экспериментирование»
Опубликовано: 9 февраля 2025 в 15:20
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект в подготовительной к школе группе «Занимательное экспериментирование»» (включая файлы) размещена пользователем Лапушенкова Наталья Николаевна (УИ 570145) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!
14 февраля 2025 пятница
Праздник книгодарения!
Праздник дружбы и любви!
С днем компьютерщика!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД