Людмила Бессонова
Проект в подготовительной к школе группе «Праздник Белого месяца — Сагаалган»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта :
Воспитатель: Бессонова Л. А.
Гусиноозёрск 2021 г
Тип проекта : творческий, краткосрочный.
Сроки реализации проекта : с 1 февраля по 19 февраля 2021 г.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Актуальность:
При всем разнообразии культурных традиций в мире не так много праздников, которые отмечаются повсеместно. В Бурятии одним из таких праздников является Сагаалган. Сагаалган – это символ обновления человека и природы, чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Сейчас проблема в том, что нынешнее поколение теряет значимость национальных культурных ценностей. Наш проект направлен на возрождение культуры, традиций и обычаев бурятского народа, на развитие чувства сопричастности к народным торжествам. Дети дошкольного возраста не достаточно имеют представления о культуре, традициях и обычаях бурятского народа.
Публикация «Проект в подготовительной к школе группе „Праздник Белого месяца — Сагаалган“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Бурятия
- Сагаалган, праздник Белого месяца
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цель проекта :
Знакомство детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа. Развитие
познавательных навыков через бурятский фольклор.
Задачи проекта :
1. Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии;
2. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор (чтение художественной литературы, разучивание стихов, песен и т. д.);
3. Развитие двигательной активности посредствам знакомства с национальными играми;
4. Развитие воображения, любознательности, крупной и мелкой моторики через художественное творчество;
5. Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной республике и гордость за неё;
Ожидаемый результат проекта :
• Сформированность у детей первоначальных представлений о культуре и обычаях бурятского народа.
1. Подобрать художественную литературу, демонстрационный материал, фотографии;
2. Разработать тексты бесед, папки-передвижки, занятий.
Работа с родителями:
1. Знакомство с традициями празднования Сагаалгана.
2. Папка - передвижка на тему «Детям о праздновании Сагаалгана».
3. Создание сборника стихов бурятских поэтов для детей, книжка – малышка.
4. Участие родителей в создании «Мини – музея «Бурятская Юрта».
5. Изготовление «Звериного календаря».
6. Папка – передвижка «Бурятские блюда».
7. Пошив бурятских национальных костюмов и их элементов.
8. Создание видео-презентации и альбома «Бурятские загадки».
9. Выставка рисунков «Мы встречаем Сагаалган».
10. Мастер – класс по приготовлению Бууз в подготовительной группе.
11. Участие родителей в подготовке к празднику Сагаалган в детском саду.
12. Беседы с родителями о помощи в проведении мероприятий в рамках празднования Сагаалган.
Совместная работа с музыкальным руководителем.
1. Слушание произведений бурятских композиторов.
2. Разучивание песен.
3. Разучивание танцев.
4. Просмотр видеоматериалов концерта ансамбля «Байкал» и др.
Ожидаемый результат:
• Разработка системы занятий для детей подговительной группы по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями бурятского народа;
• Оформление центров бурятской культуры в подготовительной группе детского сада.
Презентация проекта :
1. Оформление выставок продуктивной деятельности детей.
2. Развлечение.
Примерный план деятельности по проекту :
Дата Название мероприятия
01.02. Беседа о Бурятии, символике: Флаг, герб, гимн.
Просмотр видеоролика гимн Бурятии. Разучивание текста.
ХЭР пластилинография «Флаг Бурятии».
02.02. Беседа: «Новый год по лунному календарю», «Как встречать Сагаалган». Показ видео по теме.
Разучивание бурятских подвижных игр.
03.02. Беседа: «Звериный календарь». Показ мультфильма по теме. -
Организация работы по созданию Мини-музея «Бурятская юрта»
04.02. Показ видеоролика «Ёхор». Разучивание движений.
05.02. Создание видео-презентации и альбома «Бурятские загадки»
Загадывание бурятских загадок.
Конкурс рисунков «Мы встречаем Сагаалган» (родители совместно с детьми). Выставка рисунков.
08.02. Интегрированное занятие ХЭР лепка «Ёхор – танец дружбы».
Подвижные игры «Юрта», «Ловля тарбаганов». Встреча в музыкальной гостиной «Искусство Бурятии».
09.02 Просмотр картин, иллюстраций на тему «Сагаалган». Просмотр видео фильмов «Природа Бурятии».
Художественное творчество «Рисуем природу Бурятии».
Выставка рисунков детей.
10. 02 Беседа: «Цвета хадака». Показ презентации по теме. Разучивание танца приветствия с хадаками.
11. 02 Беседа: «Молочная пища». Показ презентации по теме. Видеопоздравление детским садам Селенгинского района.
15.02 Праздник развлечение «Сагаалган».
16.02 Подвижные игры «Иголка, нитка, узелок», «Прятание колечка», "Юрта".
17. 02 Беседа: «Бурятская национальная одежда».
Художественное творчество рисование «Бурятский орнамент».
Создание в группе зоны «Бурятской культуры».
18. 02 Беседа: «Пять видов домашних животных».
Художественное творчество аппликация «Домашнее животное» (по выбору детей).
19.02 Мастер класс по приготовлению бурятских бууз с детьми подготовительной группы.
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на теме «Бурятия мой край родной».
Задачи: Закрепить знания детей о столице Бурятии городе Улан - Удэ. Познакомить с историей возникновения города, его названия. Закрепить знания о флаге, гербе, жилище бурят, национальном костюме, национальных блюдах, национальных играх. Способствовать развитию познавательных способностей воспитанников, умению работать в группе. Воспитывать интерес к истории города, культуре и традиции бурятского народа.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация с видами города Улан - Удэ; аудиозапись бурятской народной музыки; палочки-кони для подвижной игры, полоски цветной бумаги для игры «Собери флаг», пластилин, национальные бурятские костюмы.
Ход занятия
Воспитатель в бурятском национальном костюме приветствует детей и приглашает в зал под национальную бурятскую музыку.
Организационный момент
«Сайн байна!»– Здравствуйте, ребята!
Улан – Удэ, Бурятии моей столица!
Мне б воздухом твоим напиться!
Мне б в небе воспарить, как птица,
Любуясь красотой твоёй
Введение в игровую ситуацию
Сегодня, ребята, мы совершим путешествие по нашей республике. А что такое малая Родина? – Россия это наша страна. Малая Родина, это то – место где мы родились и живем. Даже у каждого растения, у каждой былинки есть своё место, откуда она берёт жизненную силу. Как называется наша малая Родина? Правильно, республика Бурятия. Она очень красива и своеобразна. Ребята, а столицей Бурятии является какой город?. (город Улан-Удэ)
Как раньше назывался город Улан-Удэ? (ответы детей). Назывался он Верхнеудинском и начинался в 1688 году с деревянного Удинского острога. А в 1934 году Верхнеудинск переименовали в город Улан-Удэ, что означает красная река (Уда). Город Улан-Удэ стоит на берегу реки Уды и Селенги. А река Селенга несет свои воды в самое глубокое и чистое озеро в мире. Вы знаете это озеро? Как оно называется? Это гордость нашего края. Из маленького острога, город превратился в крупный центр на востоке нашей страны. Сегодня в столице нашей республики проживает более 350 тысяч человек
Игра «Собери флаг, герб».
У республики Бурятия, как и во всех странах и регионах есть своя символика – это флаг, герб и гимн.
Правила игры: дети делятся на две команды. Из разноцветных полосок выбирают нужные цвета и собирают флаг Бурятии. Затем собирают герб (пазл) (Воспитатель показывает детям флаг,герб).
А вы знаете, что означает каждый цвет? (ответы детей)
Государственный флаг Бурятии состоит из трех горизонтально расположенных цветных полос: Верхний, синий или голубой цвет – ассоциируется с небом, водной гладью, он символизирует вечность;
Белый цвет– цвет чистоты. Сочетание синего и белого говорит о том, что Бурятия — часть Российской Федерации.
Желтый цвет – цвет солнца, тепла.
Ребята, посмотрите внимательно на флаг, который вы собрали и скажите, чего на нем не хватает? (Соембо) Да, в левом верхнем углу флага, изображен желтым цветом традиционный символ Бурятии «Соёмбо», представляющий собой изображение луны, солнца и очага).
Рассмотрим изображение герба нашей республики. Он представляет собой геральдический щит традиционной формы, на котором размещен трехцветный круг (сине-бело-жёлтый цвета национального флага). В верхней части круга — золотое соёмбо — традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг). В центре круга — одинаковой ширины сине-белые полосы — волны Байкала, а также светло-зелёного и темно-зелёного фона горные вершины, характерные для местного ландшафта. Нижнюю часть круга обрамляет голубая лента «хадак» — символ гостеприимства народа Бурятии. Центральная часть хадака служит основанием герба. Лента равномерно один раз с каждой стороны нижней части круга обвивает герб. Концы её ниспадают по обе стороны герба над его основанием.
А теперь послушайте загадку и найдите к ней отгадку:
“Дом без крыши и окон
И живут буряты в нем” (юрта).
Вот в каких юртах жили буряты. (Воспитатель показывает картинку юрты). Ребята, как вы думаете, почему буряты жили в юртах? (Да, юрта была сделана из войлока, которая легко разбиралась и собиралась). Буряты, часто переезжали с места на место, чтобы для скота, который они пасли, была всегда свежая трава. А на чем они перевозили юрту? Правильно, на лошадях. (Воспитатель показывает картинку лошади).
Конь для бурята – это друг, богатство, радость и гордость. О конях буряты знают ну просто всё. Буряты никогда не били, не ругали лошадей. Они с детства запрягали и распрягали лошадей. Едва научившись ходить, ребёнок уже умел скакать на коне.
Игра «Ловкие наездники»
А давайте, и мы устроим состязание, которое называется «Ловкие наездники». Правило игры: Дети делятся на 2 команды. Бег на лошади (палочке) вокруг кеглей, кто быстрей.
Воспитатель: «А сейчас посмотрите на меня и скажите, как называется мой костюм? (Да это бурятский костюм, который называется дэгэл). Показывает картинку национальных костюмов бурят.
Воспитатель: А, кто дети знает национальное блюдо бурят? (ответы детей «Буузы). Ребята, а вы хотели бы сами приготовить это блюдо? (ответы детей).
Лепка бууз из пластилина.
Итог Ребята, мы сегодня окунулись с вами в культуру бурятского народа – коренного населения нашей бескрайней Сибири. Вам понравилось наше путешествие? Ребята, а что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей). Наше путешествие подошло к концу, в следующий раз мы познакомимся с обычаями, праздниками бурятского народа.
Презентация «Новый год по лунному календарю», «Как встречать Сагаалган». Показ видео по теме.