Ольга Жамсаранова
Проект «На стыке двух культур: Сагаалган и Масленица» в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 26 февраля по 28 февраля)
Вид проекта: познавательный, творческий.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: младший дошкольный от 2 до 3 лет.
Интеграция: социализация, коммуникация, художественное творчество, речевое развитие.
Публикация «Проект „На стыке двух культур: Сагаалган и Масленица“ в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Младшая группа
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Бурятия
- Сагаалган, праздник Белого месяца
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Актуальность: При всем разнообразии культурных традиций в мире не так много праздников, которые отмечаются совместно. В 2020 году начало Белого месяца – Сагаалгана - совпало с наступлением масленичной недели – 24 февраля. Современное поколение теряет значимость национальных культурных ценностей. Дети дошкольного возраста в силу своих возрастных особенностей зачастую не имеют представления об этих праздниках, не говоря уже о национальных традициях их празднования. Этот проект направлен на знакомство младших школьников с культурными традициями и обычаями русского и бурятского народов в праздновании Сагаалгана и Масленицы, для развития чувства сопричастности к народным торжествам. Эти два праздника - воплощение духовного родства и всеобщего единения, символ добра и гостеприимства, взаимного уважения и почитания. Эти праздничные дни сплачивают и украшают нашу жизнь. Отмечая эти события, мы сохраняем наше богатое культурное наследие и обеспечиваем передачу духовных ценностей и уважения традиций будущим поколениям.
Цель проекта: познакомить воспитанников с обычаями и традициями, связанными с
празднованием Сагаалгана и Масленицы. Дать возможность каждому ребёнку
реализовать свои творческие возможности.
Задачи проекта:
• Формировать знания воспитанников о культуре и традициях бурятского и русского народа;
• Прививать интерес к истории и традициям бурятского и русского народа;
• Развивать воображение, любознательность, крупную и мелкую моторику через художественное творчество;
• Воспитывать чувство толерантности и взаимоуважения.
Ожидаемые результаты:
- разработка игровых занятий для воспитанников по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями русского и бурятского народов;
- оформление фотоотчета по теме проекта;
- проведение выставки декоративно-прикладного творчества на тему «Сагаалган и Масленица»;
- проведение развлечения совместно с музыкальным руководителем «Масленица в гости к нам пришла»;
- активное участие родителей в совместной деятельности с детьми: совместное творчество (рисунки и поделки, национальные костюмы);
- оформление предметно-развивающей среды по теме проекта.
- обогащение словарного запаса детей, активизация их активной речи.
Методы и формы работы: чтение художественной литературы, загадывание загадок по теме проекта; дидактические игры; беседы; игровые ситуации; подвижные игры; пальчиковые игры; сюжетно-ролевые игры.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный.
Подготовить материал для продуктивной деятельности: литература о Праздниках Сагаалган и Масленица (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, песни; подбор фотографий, иллюстраций). Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Разработка занятий, определение тематики бесед. Подбор музыкального репертуара. Изготовление пособий, дидактических игр, папок-передвижек по теме проекта.
2 этап. Реализация проекта
Перспективный план проекта:
Образовательные области Виды детской деятельности
Познавательное развитие НОД: ФЦКМ. Познание. «Сагаалган и Масленица».
Рисование пальчиками на тему «Юрта».
Коллективное творчество-рисование/аппликация: «Блинчики на Масленицу»
Лепка на тему «Буузы и блины».
Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций на тему «Сагаалган и Масленица».
Конструирование из бумаги «Юрта»
Социально-коммуникативное развитие Беседы: «Новый год по лунному календарю», «Что такое Ёхор?», «Молочная пища», «Что означает твое имя на бурятском языке», «Бурятская и русская национальная одежда.
Сюжетно-ролевые игры:
«В гости к старшим», «Угощаем блинчиками».
Просмотр мультфильмов:
«Сагаалган», «Широкая масленица».
Выставка декоративно-прикладного творчества на тему «Сагаалган и Масленица»
Развлечение совместно с музыкальным руководителем «Масленица в гости к нам пришла»
Речевое развитие 1. Чтение бурятских народных сказок «Два барана и лиса», «Зима и лето».
2. Знакомство с загадками, пословицами о Масленице.
Художественно-эстетическое развитие Пословицы и загадки о Масленице
Чтение бурятских сказок
Папки-передвижки «Сагаалган», «Широкая масленица»
Иллюстрации на тему проекта
Рисование пальчиками на тему «Юрта».
Коллективное творчество-рисование/аппликация: «Блинчики на Масленицу»
Лепка на тему «Буузы и блины».
Прослушивание народной музыки. Заучивание элементов ёхора. Разучивание песенки «Я пеку, пеку…»
Физическое развитие Артикуляционная гимнастика «Топ-топ, цок-цок, шлеп-шлеп»»
Пальчиковая гимнастика «Дружная семья» Физкультурная минутка «Ой, блины мои, блины»
Воспитание культурно-гигиенических навыков: культура поведения за столом, в гостях, на улице.
Подвижная игра «Юрта», «Иголка, нитка, узелок», «Угадай, кто спрятался?».
3 этап. Итог проекта.
В ходе реализации данного проекта можно выделить следующие результаты:
- у детей сформировались первичные представления о традициях русского и бурятского народов;
- у детей сформировались первичные представления о праздниках Сагаалган и Масленица;
- выставка декоративно-прикладного творчества на тему «Сагаалган и Масленица»