Лузгина Елена Степановна
Проект в подготовительной группе по развитию мелкой моторики рук «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
«УМ РЕБЁНКА НАХОДИТСЯ НА КОНЧИКАХ ЕГО ПАЛЬЦЕВ»
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи – до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо…
Публикация «Проект в подготовительной группе по развитию мелкой моторики рук „Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом.
Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыкам. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в до речевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
Целью данного проекта является углубление теоретических знаний и расширение практического инструментария педагога в работе над интенсивным развитием мелкой моторики дошкольников.
Задачи:
отбор и систематизация проведения комплекса разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка;
анализа литературы, которую педагог может использовать для повышения своей профессиональной компетентности в практической деятельности.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Практическая значимость данной работы определена в трё х аспектах:
1. Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
2. Представлен систематизированный материал по развитию тонких координированных движений рук, зрительно-пространственного восприятия и памяти, мышления, с выходом на развитие творческих способностей у детей.
3. Предлагается ряд диагностик по определению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук.
КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РАБОТУ ПО ЧЕТЫРЕМ БЛОКАМ:
I блок: «Пальчиковая гимнастика»
гимнастика в стихах,
игры с палочками,
игры с шариками,
самомассаж пальчиков,
массаж пальчиков массажером.
II блок: «Веселый карандашик»
штриховка,
работа с трафаретами,
контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
дорисовка (по принципу симметрии);
волшебные узоры,
лабиринты.
III блок: «Творческий»
работа с пластилином,
работа с бумагой,
работа с песком,
работа с крупой.
IV блок: «Организационно-методический»
знакомство с тетрадью;
ориентировка в пространстве листа
V блок: «Диагностика»
методика “Домик”,
методика “Дорожки»
Для родителей были подготовлены консультации по темам:
«Зачем нужна мелкая моторика?»,
«Приемы развития мелкой моторики»,
«Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики»,
«Взял я в руки карандаш»,
«Пальцы помогают говорить»,
«Ум на кончиках пальцев».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие точных движений (тонкой моторики). Тем не менее, надо заметить, что слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в первый класс.
Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, например: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т. д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому этот вопрос в дошкольном учреждении нужно поднимать уже с двух лет. Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 4-5 лет не теряет своей актуальности и значимости.
В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.
От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник детской творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше и сильнее взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он успешнее усваивает образовательный процесс, и тем он умнее.
Одним из основных условий и в то же время показателем физического и нервно-психического состояния ребенка является разностороннее развитие его движений (в данном случае имеются в виду движения рук ребенка) : чем они многообразнее, тем совершеннее функции нервной системы.
Систематические упражнения по развитию мелкой моторики помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений. Кинестетический контроль за движением руки во время выполнения практических действий (штриховка, обводка, рисование) — эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков. А повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, являющихся основой подготовки руки ребенка к обучению письму, развивает компенсаторные возможности мышечного чувства, учит детей рациональному использованию зрительного восприятия.
Почему же у дошколят слабо развита мелкая моторика? Причин тому несколько: одна из них заключается в неэффективном подборе игр и упражнений-заданий для развития мелкой моторики, которые ориентируются на работу основных пальцев руки (большого, указательного, среднего, т. к. безымянный палец и мизинец находятся вне активной зоны и в повседневной деятельности практически не участвуют. Однако, оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, т. е. не используя их в упражнениях, мы снижаем эффект развития тонкой моторики.
Для получения максимального эффекта важно ориентироваться на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех пальцев руки. Подбирая задания на развитие мелкой моторики, важно помнить и о специфике самих движений. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. При частом использовании движений сжатия без растяжения (и уж тем более расслабления) возникает так называемый «перекос», что может вызвать повышение тонуса пальцев. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца.
Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как несведущая рука оказывается ущербной.
Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками. Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на праворукого или наоборот. Надо лишь несведущую руку сделать более активной.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисование и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж. Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка : его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать вывод:
Преодолевать трудности письма (неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки и глаза, специфические особенности двигательной сферы) необходимо начинать задолго до поступления в школу.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте
Развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Поэтому в своей группе я решила развитию мелкой моторики уделять специальное внимание. Ежедневно, в начале и в конце занятий мы разминаем пальчики : делаем массаж, упражняемся с шариками и палочками, играем в пальчиковые игры. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.
В работе с детьми использую развивающие пособия :
рамки, шнуровки, резиночки, прищепки, массажные мячики, колечки; упражнения с водой, песком (морским и кинетическим, крупой, пластилином, глиной; рисование: мелом, восковыми мелками, карандашами, по трафаретами, штампиками, использую различными нетрадиционными техниками в рисовании и аппликации для развития мелкой мускулатуры рук.
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их выбирается в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук детей. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.