Калашникова Тамара
Проект в подготовительной группе «Безопасность вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : воспитатель Калашникова Тамара Николаевна
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Тип проекта : исследовательский, познавательно- ориентированный.
Продолжительность: август (1месяц).
Форма проведения: беседы, наблюдения, опытно - исследовательская и трудовая деятельность, экскурсии, дидактические и сюжетные игры, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, досуг.
1. Проблема.
Публикация «Проект в подготовительной группе „Безопасность вокруг нас“» размещена в разделах
В беседе выяснилось, дети знают не все правила безопасности дома. Правила безопасного поведения дома нужно объяснять детям, показывать в различных развивающих ситуациях, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни, это не только сумма знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных жизненных ситуациях.
2. Актуальность.
Основы безопасности – один из самых актуальных вопросов для любого возраста. С первых дней жизни любознательность ребенка, его активность в познании окружающего мира, поощряемая взрослым, становится небезопасной для него самого. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации дома, а определить правильно или неправильно вести себя в тех или иных обстоятельствах очень сложно самому. Многие предметы домашнего быта являются потенциальными источниками опасности для детей (спички, электроприборы, газовые плиты, электрические розетки, режущие предметы и т. п.) Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
3. Цель проекта.
Формирование у детей осознанного выполнения правил безопасного поведения дома, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях.
4. Задачи проекта.
1. Формировать навыки безопасного поведения у детей дома, через практическую деятельность (познакомить с источниками опасности, при использовании электроприборов, колющих и режущих предметов; опасности возникновения пожара и правилами обращения с огнем и поведения при пожаре);
2. Познакомить с практическими действиями при возникновении разных несчастных случаев.
3. Формирование умения адекватно вести себя в различных ситуациях;
4. Развитие наблюдательности, умении анализировать, объяснять, рассуждать;
5. Развитие умения составлять небольшие рассказы по теме проекта;
6. Воспитывать чувство осторожности, самосохранения и взаимопомощи;
Для родителей.
1. Показать родителям значимость взаимодействия с ребенком
2. Привлечь родителей к совместной деятельности по закреплению правил безопасного поведения детей с источниками опасности дома.
Методы, используемые в проекте :
Наряду с традиционными методами и формами работы отдается предпочтение опытам, занятиям – исследованиям, стимул к самостоятельной поисковой деятельности, проведению игр на развитие как практических, так и творческих способностей детей и т. д. В процессе работы дети овладевают элементарными правилами безопасного поведения дома; учатся осторожному обращению с опасными предметами, огнем, адекватному поведению в различных ситуациях дома, что способствует развитию чувств самосохранения и взаимопомощи.
- исследовательские: опыты, развивающие и проблемные ситуации, наблюдения, эксперименты;
- словесные: беседы, чтение литературы по теме, консультации для родителей, дидактические, словесные, ситуативные игры;
- наглядные: наглядный материал в виде иллюстраций, сюжетных картин для рассказа, мнемотаблиц, видеоматериала, выставки плакатов совместно с родителями «Огонь – не игрушка», вечер досуга «Мы идем в гости», наглядный материал для родителей, посещение пожарной части, а также сказки по безопасному поведению в «Сказкином доме», тема «Солдат Панкрат и Муха Горюха».
Предполагаемый риск.
Низкая заинтересованность родителей к теме.
Предупреждение риска.
- привлечение родителей к активному участию в проекте совместно с детьми, участие в выставке плакатов «Огонь – не игрушка»»,
- провести общее анкетирование по разъяснению запланированных задач по проекту «Я знаю правила безопасности дома».
Продукт проекта.
- Подготовка и проведение обобщающего досуга «Мы идем в гости»
- Выставка плакатов родителей с детьми «Огонь – не игрушка!»
- Оформление фотоальбома «Содержимое детских карманов».
- Создание альбома наблюдений и экспериментов «Моя безопасность».
Ресурсное обеспечение проекта.
1. Наглядно-демонстрационный материал; иллюстрации, фотографии, плакат, мнемотаблицы.
2. Методический инструментарий; картотека игр, опытов с различными предметами, материал для проведения бесед по безопасности дома, игры, чтение художественной литературы, беседы.
Для родителей.
- Привлечение к сотрудничеству по созданию в группе развивающей среды, соответствующей правилам безопасного поведения. Повышение педагогической культуры родителей в расширении вариантов преподнесения темы «Безопасность ребенка дома»
- Привлечение к выставке плакатов «Огонь – не игрушка!»
- Совместное чтение художественной литературы, проведение экспериментов, наблюдений.
- Посещение с детьми сказки по теме безопасности дома «Солдат Панкрат и Муха Горюха».
Предполагаемые результаты.
1. Уголок экспериментирования, книжный уголок (атрибуты для опытов с песком, водой, предметами, свечой, наглядный материал по теме, картотека сюжетных картинок «Моя безопасность», «Вредное-полезное», «Распорядок дня», «Электроприборы», «Пожарная безопасность», «Один дома»).
2. Подборка художественной литературы.
3. Материалы для художественного творчества.
4. Подборка настольно-печатных, дидактических, ситуативных игр.
5. Подборка музыкального сопровождения.
6. Подбор мультфильмов по теме.
Ожидаемый результат по проекту.
Для детей.
- расширение знаний детей по теме правила безопасного поведения дома, в обращении с опасными предметами, адекватное поведение в разных ситуациях.
- развитие познавательного интереса, обогащать словарный запас слов.
- научатся практическим действиям при возникновении несчастного случая, при проигрывании различных ситуаций, соучастия, взаимопомощи друг другу.
Для педагогов.
- Создание условий для развития коммуникативных навыков, умение работать в коллективе.
- Расширение кругозора детей через совместную трудовую деятельность,
- повышение уровня знаний о правилах безопасного поведения дома у дошкольников,
- сотрудничество родителей с детским садом по основам безопасности жизнедеятельности детей,
- проявление инициативы, познавательной активности детей,
- воспитание чувства соучастия, взаимопомощи друг другу, освоение норм поведения в различных ситуациях.
Этапы проекта.
Организационный этап.
-сбор информации (воспитатель, родители, дети).
- сбор информации по правилам безопасного поведения детей дома, различных ситуаций по теме, практических, ситуативных игр выхода из ситуаций, из различных интернет – ресурсов;
- подборка информации из журналов, энциклопедий;
- подборка иллюстраций, сюжетных картинок, фотографий связанных с темой «Безопасность жизнедеятельности», «Чтобы быть здоровым», «Пожароопасные ситуации», «Один дома», «Можно – нельзя», «Опасные предметы»;
- подборка художественных произведений связанных с темой «Безопасность дома», мультфильмов по теме проекта.
Работа с родителями (воспитатель, родители)
- обсуждение целей и задач проекта (анкетирование)
- формирование интереса к созданию условий для реализации проекта
- вовлечение в выставку плакатов, посвященных теме «Огонь – не игрушка!».
Деятельностный этап.
Познавательное развитие.
- Расширить и углубить представления детей о правилах безопасного поведения дома, научатся соблюдать правила обращения с различными приборами, правилам поведения в различных ситуациях, противопожарной безопасности.
- Дети учатся практическим действиям при возникновении несчастного случая.
- Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей.
- Обобщить сведенья детей по правилам безопасного поведения дома.
Художественно – эстетическое развитие.
- Познакомить детей с художественными произведениями, поговорками, загадками по теме; «Безопасность дома», «Опасно - неопасно», «Вредно - полезно», «Распорядок дня».
- Выполнить индивидуальные, парные и коллективные творческие работы по теме «Безопасный дом», «Вредно - полезно», «Пожарные тушат пожар в доме».
- Сформировать навыки самостоятельной творческой деятельности, познания через творческую активность.
- Разучить детские стихи о правилах безопасности жизнедеятельности.
Речевое развитие.
- Формировать умение у детей более полно описывать сюжетные картинки и мнемотаблицы по правилам безопасного поведения дома, строить сложноподчиненные предложения.
- Совершенствовать грамматический строй речи детей: сочетать существительные с прилагательными: опасные предметы, тонкий провод, электрический ток, острый нож, яркое пламя и т. д.
- Обогатить словарный запас детей словами; электроприборы, бытовая техника, опасные предметы, безопасность, противопожарная безопасность, эвакуация, спец. транспорт, специальная форма и т. д.
- Активизировать словарь детей словами: балкон, мастерская, горячо – холодно, быстро, дым, газ, витамины, таблетки и т. д.
Социально – коммуникативное развитие.
- Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные, диалоги (вопросно-ответные, предлоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов).
- Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща.
- Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов и экспериментов: подготовить и убрать рабочее место, приготовить ножницы, бумагу, клей, атрибуты для проведения экспериментов, фиксирование на листе бумаги.
- Развивать творчество и инициативу при выполнении трудовых поручений по желанию детей.
Физическое развитие.
- Развивать мелкую и крупную моторику.
- Разучить подвижные, ситуативные игры; «Безопасность дома», «Можно – нельзя», «Вредно – полезно», «Пожар».
- Формировать трудовые навыки при проигрывании различных ситуаций.
- Закрепить умение взаимодействовать в проведении игр – соревнований друг с другом.
Результаты реализации проекта :
- Осознанное исполнение правил безопасного поведения дома.
- У детей расширился познавательный интерес, расширились представления о некоторых профессиях (полиция, пожарные, служба спасения, способов выхода из различных ситуаций в играх.
- Сформировались знания о значении правил безопасного поведения дома для жизни.
- Дети стали понимать значение символов моделей, умеют их применять в НОД.
- Научились безопасно пользоваться материалами и оборудованием для проведения опытно-экспериментальной деятельности (с различными предметами и природными материалами, а также свечой).
- Обогатился опыт детей в сфере основ безопасности жизнедеятельности по теме «Безопасное поведение дома».