Немцева Анна Николаевна
«Язычок-помощник. Вкусовые зоны языка». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Язычок-помощник. Вкусовые зоны языка». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.
Цель: формировать представление детей о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей со строением и значением языка;
• научить детей определять вкусовые зоны языка;
• упражнять в определении вкусовых ощущений;
• доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.
Развивающие:
Темочки:
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
• развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас;
• развивать познавательную активность детей.
Воспитательные:
• воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
• воспитывать у детей стремление вести здоровый образ жизни;
• приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
• воспитывать желание работать друг с другом.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: картина с изображением языка человека, схемы ухода за языком, зубная щетка; четыре баночки с водой сладкого, соленого, кислого и горького вкуса; кукла – доктор.
Раздаточный материал: шпатель медицинский, зеркало, чайные ложки, стаканы с водой (теплой, комнатной температуры, сладкой, кислой, соленой, горькой)
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Доброе утро!
Улыбнись скорее,
И весь день сегодня будет веселее!
Мы погладим лобик, носик и щёчки,
Будем мы красивыми, как в лесу цветочки!
Разотрём ладошки сильнее, сильнее,
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём.
Улыбнёмся снова, скажем:
«Будьте все здоровы!»
2. Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Дети, сегодня вы узнаете много интересного об одном главных органов нашего организма. А о каком органе идет речь, вы скажите мне сами, если отгадаете загадку:
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Всегда во рту, а не проглотишь.
Что это? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно – это язык.
Воспитатель приглашает детей присесть на стульчики. В это время раздается стук в дверь и входит Доктор Пилюлькин:
Здравствуйте, дорогие взрослые и дети. Я – Доктор Пилюлькин, меня пригласили посетить ваш замечательный детский сад. Вы хотите узнать что- то новое про ваш язычок? (Ответы детей). А где он находится? (Ответы детей). Правильно - во рту.
Доктор Пилюлькин: Как вы думаете, какую работу выполняет наш язык? (Ответы детей)
Правильно, вы всё сказали верно:
1. Язык определяет вкус пищи.
2. Участвует в пищеварении.
3. Помогает разговаривать.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как устроен наш язык. Язык – самая сильная мышца в нашем организме, он сильнее мышц на руках в семь раз. Крепится только с одной стороны, у корня, поэтому он подвижен всегда, даже когда мы спим. (Показ картинки).
Воспитатель: Ребята, доктор Пилюлькин принес нам зеркала.
Воспитатель раздает зеркала детям, садится напротив них.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем. Сейчас вы будете смотреть в зеркало, выполнять движения, которые я буду называть. Будьте внимательны.
Открываем ротик – дом. (Открывают рот)
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин – язычок,
Он удобно в доме лег. (Рассматривают язык)
В этом доме – две стены,
Это щеки нам видны. (Рассматривают щеки)
Могут стены в дом втянуться. (Втягивают щеки)
А потом как шар раздуться. (Надувают щеки)
Пол есть то же в доме нашем. (Опускают челюсть)
Челюсть нижнюю покажем. (Выдвигают челюсть)
Эта челюсть нижняя
В домике - подвижная.
Потолок вверху, внутри,
Это небо посмотри. (Рассматривают небо)
Можно к небу прикасаться,
Постучать и там остаться. (Стучат язычком по небу)
Вход в дом двери запирают,
Двери разные бывают. (Дети улыбаются)
Двери – зубы, осторожно! (Рассматривают зубы)
Закрываются надежно.
Воспитатель: Ребята, чтобы убедиться, что мы разговариваем при помощи языка, возьмите ложечку и прижмите язычок, чтобы он не мог пошевелиться. Скажите слово «мама», «папа», «здоровье».
Воспитатель: Получается у вас говорить? (Ответы детей)
Воспитатель: Почему? (Ответы детей) Теперь вы убедились, что без языка мы не смогли бы разговаривать.
Воспитатель: Язычок помогает нам распознавать вкус пищи и питья. Дело в том, что наш язык покрыт крошечными бугорками – «вкусовыми сосочкам». Они чувствуют еды или напитков и передают в головной мозг. Каждая область языка различает определенный вкус. Посмотрите на картинку. Кончик языка чувствует сладкое, боковые участки – соленое, основание языка – горькое, а участки, расположенные по бокам корня – кислое.
Игра «Сладкое, кислое, соленое»
Физкультминутка
У меня есть голова
Направо - раз, налево - два.
(Повороты головы направо налево, наклоны головы).
Она сидит на крепкой шее,
Повертели – повертели.
(Повороты шеей).
Затем туловище идет,
Наклон назад, наклон вперед,
Поворот – поворот.
(Руки на поясе, наклоны, повороты).
Умелые руки есть у всех,
Вверх – вниз, вниз – вверх. (Рывки руками вверх - вниз)
Ноги нам нужны, чтоб бегать,
(Бег на месте)
Прыгать. (Подскоки - 2-3 раза)
Приседать, стоять. (Приседания - 2-3 раза).
Вот какое мое тело!
С ним все делаешь на «пять»!
Воспитатель: Какие мы молодцы, дети! Все повторили точно и красиво!
Доктор Пилюлькин: Хочу пригласить вас в очень интересное место – лабораторию. Сегодня мы с вами проведем опыты со вкусовыми ощущениями нашего языка. (Приглашает детей подойти к столу со стаканчиками) Дети пробуют по несколько капель водички из какой-либо одной баночки и словом называют сладкий, соленый, кислый, горький вкус.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете какие продукты полезные, а какие вредные для нашего организма? (Ответы детей)
Игра «Полезные и вредные продукты».
Воспитатель: Язык может многое рассказать о здоровье человека. На языке могут быть налет, язвочка – типун. (Показ картинок).
Воспитатель: Чтобы наш язычок не болел и хорошо нам служил, за ним нужно ухаживать, соблюдать гигиену полости рта. Может, кто-нибудь из вас уже знает, как ухаживать за языком? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно, пищу нужно есть теплой, ведь горячая пища может обжечь язык. Овощи и фрукты перед употреблением нужно хорошо вымыть. После еды рот нужно прополоскать от остатков пищи. А утром и перед сном не забывать чистить зубки и язык. (Показ схематических изображений ухода за языком).
Доктор Пилюлькин: Мне очень понравилось, что вы уже многое знаете и умеете, вы большие молодцы. Относитесь бережно к своему организму. Прощается.
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: В какие игры играли? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня вы многое узнали на занятии. Можете поделиться своими знаниями о языке со своими родными, друзьями.