Наталья Александровна Сергеева
Проект «В гостях у сказки» в младшей группе
В гостях у сказки
Актуальность:
Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно – исторического опыта.
Актуальность темы нам видится в приобщении детей к традиционному русскому фольклору. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
Публикация «Проект „В гостях у сказки“ в младшей группе» размещена в разделах
Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна, поэтому решили реализовать данный проект с нашими малышами.
Цель проекта : формировать интерес к устному народному творчеству (сказкам); создание условий для активного использования сказок в разносторонней деятельности детей.
Задачи:
- расширять представления о сказках;
- формировать нравственное представление детей на эмоционально-чувственной основе через содержание сказок;
- учить детей слушать, слышать, рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- формировать умение инсценировать эпизоды сказок, показывать сказки с помощью разных видов театра.
- развивать у детей речь, обогащать словарь детей, отображать свои впечатления в продуктивных видах деятельности;
- развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию;
- воспитывать дружеские доброжелательные отношения между детьми и родителями.
Срок реализации проекта : неделя с 18.11 - 22.11.2019г.
Принципы работы:
- системный подход;
- планомерность и непрерывность;
- развивающий характер обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
с детьми: непрерывно-образовательная деятельность, подвижные игры, дидактические игры, пальчиковые игры, театрализованные игры, игровые образовательные ситуации, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы, загадки.
с родителями: консультации, беседы, фото – отчеты виде слайд шоу, выставки работ детей.
Планируемые результаты:
- дети проявляют интерес к участию в совместном показе сказок с помощью фигурок настольного кукольного театра, перчаточных кукол, кукол Бибабо;
- проявляют умения и творческие способности в инсценировке сказок, в продуктивной деятельности.
- дети эмоционально откликаются на прочитанный воспитателем текст
сказок, активно отвечают на вопросы о последовательности событий в сказке, с интересом рассматривает иллюстрации к художественному произведению, рассуждают, приобретают умения решать проблемные ситуации, сопереживают героям сказок;
- повысился уровень активности родителей в участии в проектной деятельности.
Этапы реализации проекта
Этапы Различные виды деятельности воспитателя с детьми Взаимодействие с родителями
Подготовительный Анализ и изучение методической литературы по теме проекта, подготовка материала к проекту (конспекты НОД, дидактический и игровой материал и т. п.). Беседа с родителями о создании совместного проекта «В гостях у сказки», приобщение родителей к участию в проекте. Сообщение на сайт группы о начале реализации проекта.
Основной Утренняя гимнастика под музыку «Поездка в сказочный лес». Бодрящая гимнастика после сна «Забавный буратино».
Загадки про героев сказок (приложение 2).
Рассказывание знакомых сказок по сюжетным картинкам.
Дидактические игры «Угадай по описанию», «Теремок», «Назови сказку».
Проблемные игровые ситуации «Как помочь герою?», «Что делать, если случилась беда?».
Игра «Придумай сказку».
Пальчиковая игра «История о колобке».
Артикуляционная гимнастика: Сказка «Как Язычок лепил снеговика» (приложение 1).
Подвижные игры: «Теремок», «Жучка»
Настольный театр «Репка».
Перчаточный театр «Курочка Ряба».
Музыкальная игра «Колобок».
Театрализованная игра «Теремок»
Игровая обучающая ситуация «Путешествие в сказку».
НОД «Белкины забавы» (физическое развитие).
НОД Пересказ сказки «Козлята и волк»
(речевое развитие)
НОД Математическое и сенсорное развитие.
«Строим дорожку к теремку» (познавательное развитие) .
НОД Чтение сказки «Заюшкина избушка», подготовка к инсценировки сказки (распределение ролей, ролевые диалоги персонажей) (речевое развитие).
НОД Аппликация (художественно-эстетическое развитие)
«Колобок на окошке» (аппликация с элементами рисования)
НОД Конструирование «Подарок любимому герою» (конструирование по замыслу) (художественно-эстетическое развитие). Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка» (приложение 3)
Выставка «Любимые сказки детей».
Выставка книжек-малышек (совместная работа родитель+ребенок)
Выставка работ детей по изобразительной деятельности.
Заключительный Итоговое мероприятие: инсценировка сказки «Заюшкина избушка». Результаты представлены родителям в виде презентации проекта.
Отзывы родителей.
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155. Основан на ФЗ №273от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации». М. : Педагогическое общество России, 2014. 31 с.
2. Абрамова Л. П., Агаян Г. Г. и др. Книга-мечта о пальчиках. Энциклопедия пальчиковых игр для тех, кому от 0 до 7. М. : Издательский дом «Карапуз», 2009.
3. Бабаева Т. И. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования. СПб. : Детство-Пресс, 2014. 352 с.
4. Ельцова О. М. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. СПб. : Детство-Пресс, 2016. 224 с.
5. Карпухина Н. А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Воронеж, 2008. 202 с.
6. Леонова Н. Н. Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. СПб. : Детство-Пресс, 2016. 320 с.
7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: младшая группа : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М. : Карапуз-Дидактика, 2012. 144 с.
8. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет). СПб. : Детство-Пресс, 2009. 176 с.
9. Полянская Т. Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников. «Детство – Пресс», 2011. 96 с.
10. Силантьева С. В. Игры и упражнения для свободной двигательной активности детей дошкольного возраста. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 208 с.
11. Смирнова Е. О. и др. Игры с детьми 3-4 лет. Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ». М. : Сфера, 2008. 128 с.
12. Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 96 с.
13. Юдаева М. В. Хрестоматия для младшей группы. М. : Самовар, 2015. 202 с.
Приложение 1
Артикуляционная гимнастика
Сказка «Как Язычок лепил снеговика»
Взрослый выполняет вместе с ребенком.
Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать рот под счет до 5) и очень удивился. Вс вокруг — и скамейки, и качели, и дорожки — было укрыто белым снегом (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5).
Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся (широко улыбнуться, показав зубы, посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5, потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) и решил слепить снеговика.
Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку, потом другой (надуть правую щеку) и, наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать). У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать ( поднести ладони ко рту и тихо произносить: «Ха-ха-ха.
Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе, потом вниз (опустить язык к нижней губе, по сторонам (подвигать язык влево-вправо) и призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки (зажмурить один глаз, потом — другой, из морковки получился длинный нос (высунуть язык и потянуть вперед, из веток Язычок сделал снеговику руки (потянуть язык вправо, потом — влево).
Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим (подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем — левым). Вот какого снеговика слепил Язычок!
Приложение 2
Загадки к сказкам
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
(Колобок)
Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.
(Волк и семеро козлят)
Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд.
(Репка)
Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!
(Маша и медведь)
Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла!
(Три медведя)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это (Доктор Айболит)
Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
(Курочка Ряба)
В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
(Теремок)
Хоть он был без рук и ног,
Но сбежать из дома смог.
Волк и заяц, и медведь
Не смогли за ним поспеть.
Но лисичка знает дело -
Быстро "Ам" его и съела.
(Колобок)
Трудно бабушке и деду
Репу вытащить к обеду.
Внучка, Жучка, даже кошка
Помогали им немножко
Кто еще пришел на грядку?
Отгадай-ка ты загадку.
(Мышка из сказки Репка)
В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
(Заюшкина избушка)
В день именин она разбогатела.
Попировать с друзьями захотела,
Но тут ее злодей задумал погубить,
Решил ее он задушить.
Это скандал, это кошмар.
Но помешал ему комар!
(Муха-цокотуха)