Елена Зайцева
Проект в младшей группе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : исследовательский
Срок реализации проекта : Долгосрочный Участники проекта : Воспитатель, дети, родители
Актуальность проекта :
Лето – прекрасная и удивительная пора! Летом в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе. Очень важно, чтобы жизнь детей в этот период была содержательной и интересной. Дети младшей возрастной группы только начинают изучать окружающий нас мир. И поэтому, немало важно для детей этого возраста развитие элементарных сенсорных представлений, наглядно - действенного мышления. Непосредственно - образовательная и опытно - исследовательская деятельность, дидактические игры способствуют развитию у детей познавательной активности. Подвижные игры, развлечения, утренняя гимнастика, физкультура на свежем воздухе, игры с песком обеспечивают необходимый уровень физического и психического здоровья детей. Привлечение родителей к данному проекту, делает их образованнее в вопросах воспитания любознательного, здорового ребенка и проведения интересного досуга в семье.
Публикация «Проект в младшей группе „Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!“» размещена в разделах
- Вода. Проекты
- Проекты
- Солнце, воздух и вода - наши верные друзья
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Проблема проекта :
Дети, которые только-только начинают познавать окружающий мир, имеют небольшие представления о природных явлениях живой и неживой природы, в том числе и о лете. Младший возраст – это возраст «почемучек». Именно в этом возрасте у детей чаще всего возникают вопросы – почему и зачем? В беседах дети не могут сами ответить на многие вопросы, например: Что происходит в природе летом? Зачем нужно солнышко? Откуда появляются лужи? Для чего нужен дождик? В целях формирования у детей знаний о сезонных явлениях природы был разработан данный проект.
Цель проекта : формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего); познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально-эстетической, продуктивной.
Задачи проекта :
• расширять представление о свойствах воды и песка;
• развивать координацию и мелкую моторику рук;
• расширять сенсорные формы контакта с природой, предметной и социальной средой;
• побуждать детей к разнообразным действиям с водой и песком;
• повышать уровень родительской компетенции в области физического развития детей.
Ожидаемый результат:
- обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «яркое», «светлое», «теплое», «светит», «улыбается», «греет» и т. д.
- познавательный интерес к экспериментам;
- развитие у детей наблюдательности;
1. Подготовительный этап:
1. Беседы с детьми с целью выявления у детей знаний о лете.
2. Подготовка стихотворений, потешек, загадок о лете, иллюстраций и картин о лете;
3. Подготовка атрибутов для игр, опытов и совместной деятельности;
2. Основной этап:
Виды деятельности Тема
1. Чтение художественной литературы • «Дождик» (заучивание стихотворения З. Александрова);
• Чтение и заучивание потешек «Солнышко», «Солнечный зайчик»,
«Водичка-водичка»;
• Чтение К. Чуковского «Краденое солнце»;
2. Двигательная 1. Подвижные игры: «Солнечный зайчик»;
• «Солнышко и дождик»;
• «Самолты»;
• «Пузырь»;
2. Малоподвижная игра «Построй солнышко»; 3. Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики) «Лучистое Солнышко»;
4. Физкультминутка «Я на солнышке лежу»;
3. Коммуникативная 1. Дидактические игры:
• «На что похоже?» (по форме, цвету, ощущениям);
• игровые упражнения «Вымоем посуду»,
«Дружи с водой»;
• «Солнце, воздух и вода» - на прищепках; «Собери картинку» - пазлы.
2. Беседы:
• «О том, что в солнечную погоду нужно носить панаму»;
• «О безопасности людей на воде»
• «О пользе солнца для здоровья человека»;
4. Познавательно – исследовательская 1. Наблюдение за изменениями в природе;
2. Проведение наблюдений за восходом и закатом солнца (по возможности в группе, по иллюстрациям, с помощью родителей дома); 3. Эксперименты:
• опыты с водой (солная, цветная и т. д.)
• опыты с песком (сырой, сыпучий, сухой)
• опыты с вертушкой (крутится, не крутится)
5. Продуктивная 1. Рисование:
• «Солнышко»;
• «Дождик идт»;
• рисование на асфальте «Солнышко лучистое», «Лужи», «Волны»;
2. Лепка:
• «Лучики для солнышка»;
6. Музыкально - художественная • разучивание песни «По малину в сад пойдм»;
• пение «Дождик, дождик» р. н. м.
7. Игровая 1. Сюжетно-ролевые игры: Напоим кукол чаем.
• Мама готовит обед.
• Постираем кукле бель.
2. Театрализованные игры:
- просмотр театрализованной деятельности (на фланелеграфе) «Кораблик»
3. Игры с водой и песком: «Кораблики»;
• «Мыльные пузыри»;
• «Печм куличики»;
• «Рисуем пальчиками по песку»;
• «Тонет - не тонет»;
• «Поймай рыбку»;
Работа по реализации проекта
Проект «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» долгосрочный, длился 2,5 месяца. Работа по реализации проекта проходила организованно.
Дети с интересом включались во все виды деятельности проекта.
В ходе совместной деятельности по ознакомлению с окружающим миром у детей сформировались представления о том, что для жизни на Земле нужно солнце, воздух и вода. Благодаря этим факторам живут люди, растения, животные. Организованная деятельность проходила на улице, где дети учились выделять характерные особенности солнца, воздуха и воды.
В группе и на прогулках дети наблюдали за дождем, ветром, облаками, тучками, грозой. Чтение и разучивание стихотворений, потешек, закличек во время наблюдений воспитали у малышей желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы. С большим увлечением дети включались к опытно-экспериментальной деятельности. Из опытов дети узнали о влиянии солнца на жизнь, о свойствах воды и песка.
В ходе совместной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой дети учились отвечать на вопросы по содержанию стихотворений. Игровая деятельность по развитию речи проходили на свежем воздухе, где они учились наблюдать, обследовать объекты живой и неживой природы. В совместную деятельность были включены подвижные и дидактические игры. У детей воспитывались эстетические чувства средствами поэзии, интерес к явлениям природы. Формировались представления о живой и неживой природе.
В ходе совместной деятельности по физической культуре развивались творческие способности при выполнении двигательных действий. Дети с удовольствием занимались физкультурой на свежем воздухе, рисовали на песке. Использование на занятиях цветов, флажков, шаров, сюрпризных моментов были для детей неожиданными и приятными.
В ходе совместной деятельности по рисованию у детей закреплялись умения рисовать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективной композиции. Формировались умения замыкать округлые формы.
В ходе совместной деятельности по лепке дети учились надавливающими движениями указательного пальца размазывать пластилин на картоне и изображать солнце.
Специально отобранные пальчиковые игры на летнюю тематику забавляли детей. Такие игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений, активизируют речевые навыки, память, мышление и пробуждает творческое воображение и внимание.
Комплексы утренней гимнастики способствовали активизации двигательной активности детей, поднимали настроение детей. «Превращаясь» в бабочек, жучков, паучков, имитируя «походы» в лес, к солнышку дети получали новую информацию, выполняли все это в движениях. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем. Дыхательные упражнения являются профилактикой заболеваний дыхательной системы, а упражнения на снятие психоэмоционального характера развивают умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. Игровые ситуации и правила игры заставляли детей двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко, чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия. Подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогали детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира.
Дидактические игры и упражнения развивали у детей психические процессы, любознательность, усидчивость, обогащался и активизировался словарь. Воспитывался интерес к словесным и настольно-печатным дидактическим играм.
На развлечении «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!», которое проходило на участке детского сада, дети получили эмоционально – положительный заряд. На празднике дети рассказывали стихотворения и потешки, танцевали, водили хоровод, отвечали на вопросы о признаках лета, запускали в небо воздушные шары. Игры с флажками, мячами и мыльными пузырями развивали у детей ловкость, быстроту, смекалку, координацию движений и умения действовать с предметами.
3. Заключительный этап:
Содержание итоговых мероприятий проекта :
• Подведение итогов проекта.
• Подготовка презентации по фотографиям.
• Оформление стенгазет и коллажей.