Анна Каушан
Проект «В мире ниток»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники
Дети старшей логопедической группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Вид проекта : исследовательски – творческий.
Масштаб
Проект реализуется с сентября по март.
Актуальность проекта :
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. С неимоверной скоростью он впитывает в себя все многообразие открывающейся ему жизни. Все, что нам, взрослым, уже давно понятно и не удивительно, ребенок воспринимает в первый раз - как игру, как чудо. Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации. Как показывает практика дети, которые развивали мелкую моторику рук, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, такие качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму. Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему использование ниток в разных видах деятельности детей с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.
Публикация «Проект „В мире ниток“» размещена в разделах
Обоснование проблемы:
Проблема заключается в том, что, мы торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным.
Нити – великое изобретение человека. Человек, научившийся добывать огонь, перестал испытывать необходимость кочевать с одного места на другое и обосновался на территориях с более холодным климатом. Недостатка в шкурах не было, оставалось лишь решить, каким образом стачать детали между собой. Соединительные средства, потребность в которых возникла в те далёкие времена, и явились предшественниками современных швейных ниток. Мы не представляем себе жизнь без теплой и удобной одежды, без тканей, создающих уют в доме. С раннего возраста ребенка окружают современные материалы, в основном синтетические. В настоящее время бабушки редко вяжут своим внучатам носки и варежки из натуральной шерсти, и уж вовсе никто не ткет дома холсты, для того, чтобы сшить одежду. Все это ушло в прошлое, так как сейчас все это можно приобрести в магазине. Нитки – это удивительный подручный материал, с которым можно придумать множество увлекательных игр. Они помогут развивать ребенка и воистину увлекут его.
Цель
Развивать у детей представления о возможностях нитей.
Задачи
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительной активности.
Узнать об истории возникновения нитки.
Познакомить дошкольников с разнообразием ниток, с их свойствами и особенностями.
Дать детям представления о значении ниток в жизни людей; познакомить с их использованием, открыть новые возможности применения в детской творческой деятельности.
Способствовать развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук.
Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе.
Методы и приемы
Словесные
Беседы с детьми
Чтение художественной литературы
Рассказ детей
Загадывание и разгадывание загадок
Вопрос
Объяснение
Указания
Практические
Наглядные игры-занятия
Метод практических работ
Наглядные
Показ картинок
Наблюдение
Действия с материалом
Рассматривание иллюстративного материала
Игровые
Вопросы к детям
Напоминание
Подсказ
Указания, совет
Стратегия и механизм реализации
1 этап - подготовительный
• постановка проблемы.
• выбор участников проекта.
• изучение методической, научной и художественной литературы по теме проекта.
• подбор иллюстративного, дидактического и наглядного материалов.
• знакомство детей с проектом.
• знакомство родителей с проектом.
2 этап – основной
• довести до участников проекта важность данной проблемы.
• составление плана работы в различных видах деятельности детей и взрослых в детском саду и дома.
3 этап – аналитический
• коллекция ниток.
• выставка творчества "В мире ниток";
• методические рекомендации «Нетрадиционные техники аппликации для дошкольников» для воспитателей и родителей.
1 этап – подготовительный
Виды деятельности Методы и формы работы Срок выполнения Участники
Подготовка методического обеспечения. Подбор изучение методической, научной и художественной литературы по теме проекта.
Подбор иллюстративного, дидактического и наглядного материалов.
Составление плана работы. -сентябрь- воспитатель,дети,родители
2 этап – основной
Виды деятельности Методы и формы работы Срок выполнения Участники
1. Подготовка оборудования и пособия.
Изготовление и приобретение демонстрационного материала: иллюстрации, картинки, пособия.
- сентябрь
2. Работа с детьми.
«Как рубашка в поле выросла". К. Ушинский - 07.10.2015
Задачи:
1. Познакомить детей с произведением.
2. Развивать слуховое внимание.
3. Воспитывать у детей желание проявлять интерес к предметам окружающего мира.
Конспект «История возникновения ниток?».- 16.10.2015
Задачи:
1. Познакомить детей с разнообразием ниток, с их свойствами и особенностями.
2. Развивать внимание. Учить определять и сортировать нити по виду.
3. Совершенствовать навык выкладывания изображения из ниток.
Художественное слово:
-Чтение стихов о нитках. Воспитывать интерес к поэзии. - 03.11.2015
-Вечер загадок и пословиц о нитках. - 20.11.2015
Учить детей разгадыванию загадок;
Развитие логического мышления.
- Литературный материал
«Сказки о пуговицах» -15.12.2015
Учить детей придумывать сказки, рассказы по данному началу.
Формировать умение развивать сюжет, придумывать концовку.
Аппликация из ниток :
«Птицы».-сентябрь
«Мои любимые животные».- октябрь
«Подарок маме» (ко дню матери).- ноябрь
«Выкладывание сюжетной картины».-декабрь-январь
«Изготовление куклы из ниток».-февраль
Игры:
«Монтер».-октябрь-март
«Лазерный лабиринт».
«Укротитель ниток».
"Подбери картинку"
Развивать мышление, фантазию;
Развивать мелкую моторику рук.
Консультации:
«Аппликации из шерстяных ниток для дошкольников».
«Нетрадиционные техники рисования».
«Игры с нитками»
Памятка «В мире ниток».
3 этап – заключительный
Виды деятельности Методы и формы работы Срок выполнения Участники
Подведение итогов работы
Выставка детских работ «В мире ниток».- Март-Воспитатель,дети, родители
Изготовление альбома «В мире ниток».- Март- Воспитатель,дети, родители
Ожидаемые результаты:
1. Пополнение знаний о такой необходимости в жизни человека вещи, как нитки.
2. Развитие у ребенка мелкой моторики пальцев рук.
3. Создание развивающей и познавательной сферы в группе и дома.
4. Повышение активности родителей в жизни группы.
В результате проведенного проекта дети узнали, из чего делали нитки много лет назад и как изготавливают их в наше время; смогли наглядно убедиться путем проведения опытов и экспериментов, что нитки обладают различными свойствами и качествами. Дети узнали, что нитками можно не только шить, но из них можно плести, вязать, вышивать, использовать для создания поделок и аппликации.
Во время проекта ребята приобрели элементарные навыки экспериментирования с предметами, научились договариваться о распределении и выполнении заданий, получили новые впечатления от общения друг с другом, со взрослыми. Проект сплотил коллектив : детей, родителей и педагогов.
Библиографический список:
1. Захарова М. А., Костина Е. В. "Проектная деятельность в детском саду: родители и дети".
2. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
3. Цирулик Н. А. Технология. Умные руки – Учебная литература.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. "Проектная деятельность дошкольников". Пособие для педагогов дошкольных учреждений
5. Интернет-ресурсы.