Ольга Слугина
Проект «Ребенок в мире эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный проект
«Ребенок в мире эмоций»
Автор проекта :
Слугина Ольга Ивановна – воспитатель первой квалификационной категории.
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги группы, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, родители.
I этап. Целеполагание
Современные дети стали все больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться друг с другом, как в детском саду, так и в семье.
Публикация «Проект „Ребенок в мире эмоций“» размещена в разделах
- Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого человека.
А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому, надо больше уделять внимания развитию эмоциональной сферы ребенка.
Не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем, подготовиться к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада.
Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.
Общение с ребенком должно превратиться в волшебный сад, где царят мир и взаимопонимание, доброта и покой, улыбки любящих людей, прекрасное настроение и радость общения друг с другом.
Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут.
Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена чувствам, Управлять своими переживаниями он еще не может. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям.
Все эти качества передаются через настроение, Что же такое настроение? Настроение - это душевное состояние. У доброго человека оно может быть светлым, радостным, веселым. У злого – настроение мрачное, сердитое, угрюмое.
В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако, опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются.
Задача взрослых:
1. Помочь детям ориентироваться в сфере чувств и эмоций, их важнейших проявлений, причин возникновения.
2. Учить детей, открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая, способы общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.
Цель: способствовать развитию эмоционального мира ребенка.
Задачи
1. Учить ребенка более точно понимать эмоциональное состояние человека.
2. Учить овладевать социально-приемлемыми способами выражения своих настроений, желаний.
3. Развивать у детей положительные эмоции и умение справляться с отрицательными.
4. Познакомить со способами управления своим настроением.
5. Формировать у дошкольников собственные ценностные ориентации по отношению к общественно принятым правилам и нормам поведения, развивать у детей уверенность в себе, учить оценивать себя со стороны.
6. Воспитывать умение принимать и уважать позицию другого человека, понимать и учитывать его эмоциональное состояние, быть терпимым к чувствам и желаниям других людей
Предполагаемые итоги реализации проекта
1. Чувства приобретут большую глубину и устойчивость.
2. Проявление постоянной дружбы со сверстниками.
3. Приобретение умений и навыков сдерживания бурных и резких выражений своих чувств.
4. Усвоение «языка» чувств для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса.
5. Формирование социальных чувств.
6. Формирование адекватной эмоциональной реакции ребенка на конкретную ситуацию.
7. Преобладание положительных эмоций.
II этап. Разработка проекта
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, художественную литературу по данной теме.
3. Подобрать игры и упражнения, пиктограммы на развитие эмоциональной сферы ребенка.
4. Составить перспективный план мероприятий
III этап. Выполнение проекта
Образовательные области
Формы и методы работы
1 2
«Физическое развитие»
1. Психогимнастика
2. Релаксация «Веселый торт», «Появилась радость на пороге».
1. Обыгрывание конфликтных ситуаций и обучение детей выходам из них.
2. Тренинги «Угадай и покажи настроение», «Приветствие», «Зеркало»
«Социально-коммуникативное развитие»
Обыгрывание ситуаций:
- «Незнакомый доброжелательный человек предлагает познакомиться»;
- «Я только, что познакомился с мальчиком (девочкой). Он меня приглашает в гости. …»
1. Игровые упражнения «Веселое лето», «Волшебное путешествие», «Чудесные превращения», «Угадай кто я?», «Волшебное зеркало», «Веселый-грустный», «Мой щенок», «Передай движениями»
2. Эмоционально - экспрессивные игры: «Сурдопереводчик», «Веселые каринки».
3. Дидактические игры «Найди недостаток в портрете»
4. Игры и упражнения для преодоления затруднений в общении «Что там происходит?», «Три подружки». «Как можно общаться без слов», «Комплементы»
5. Рисуночные игры «Рисуем по точкам», «Смешной рисунок», «Рисуем на стекле», «Рисуем маму из…»
1. Изготовление пиктограмм (эмоциональное состояние человека)
«Познавательное развитие» 1. Непосредственно образовательная деятельность:
- «Познание», «Коммуникация», «Социализация» Тема: «Учимся общаться»;
- «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Тема: «Мы среди людей»;
- «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».
Тема: «Цветок здоровья».
2. Работа с альбомами «Радуга настроений», «Они живут среди нас».
3. Объяснить значение пословиц: «Горе горевать – не пир пировать», «Гость доволен – хозяин рад», «Страх по пятам за неправдой ходит», «Горе старит, а радость красит», «Час в добре поживешь, все горе забудешь», «У страха глаза велики»
4. Просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, мультфильмов «Золотой ключик или приключения Буратино», «Двенадцать месяцев», «Под одним грибком», Приключения кота Леопольда»
5. Тренинги «Улыбка», «Маска», «Поймай хлопок», «Невидимая нить», «Замороженный»
6. Драматизация ситуаций «Пропала собака»,
7. Драматизация сказок «Три медведя»
8. Кукольный спектакль «Капризка»
(Т. Н. Корманенко)
9. Театрализованные игры:
- на развитие мимики;
- по обучению жестам;
- по развитию пантомимики.
10. Театр пантомимы.
«Речевое развитие»
1. Состовление творческих рассказов с помощью пиктограмм: «Поговорим о настроении», «Веселые и грустные случаи из моей жизни».
2. Беседы «Что такое радость?», «Почему мы сердимся, злимся, гневаемся?»
3. Дискуссии «Почему люди улыбаются?», «От чего возникают ссоры?».
1. Иммитация движений по художественным произведениям : В. Воронько «Медвежата в чаще жили», С. Маршак «Котята», «Перчатки», М. Щелованова «Утро», Н. Екимова «По небу плыли облака»
2 Чтение художественных произведений: К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», р. н. с «Лиса, заяц и петух», «Теремок».
«Художественно-эстетическое развитие»
1. Отражение в рисунках эмоционального состояния человека «Радость», «Любовь» «Грусть». «Удивление», «Обида», «Гнев», «Злость», «Вина», «Стыд»
2. Рисование по художественным произведениям «Маша-растеряша», «Добрый доктор Айболит».
3. Раскрашивание персонажей из сказок, соответственно его эмоциональному состоянию
4. Работа с вымпелами и эмблемами.
1. Пение: «Улыбка» (В. Шаинский)
2. Слушание: П. И. Чайковский «Щелкунчик», «Осенняя песня», «Новая кукла»; С. Майкпар «Тревожная минута», «Раздумье».
2. Прослушивание в грамзаписи смеха.
Работа с родителями 1. Беседы с родителями о важности, данной проблемы.
2. Выставка литературы, пособий, игр. методических рекомендаций по эмоциональному развитию детей
2. Составление фотоальбома «Мои добрые дела»
3. Изготовление костюмов для сказочных персонажей.
4. Консультация на тему «Что такое мимическая гимнастика», «Влияние художественной литературы на эмоции ребенка».
5. Школа заботливых родителей