Александра Блинова
Проект «В волшебном мире камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта. Дошкольное детство–это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений.
Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Публикация «Проект „В волшебном мире камней“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Цель проекта : создание условий для развития элементарных естественно научных представлений об окружающем; формирование и развитие познавательной деятельности дошкольника.
Задачи проекта :
1. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя, приобщение родителей к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
4. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
5. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
6. Содействовать формированию интереса к неживой природе (камням, к исследовательской работе.
7. Научить различать виды камней по внешним их признакам. Доказать свойства камней экспериментальным путем.
8. Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом
9. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о предметах.
9. Продолжать развивать умение правильно строить предложения, отвечать полным ответом.
10. Упражнять в подборе антонимов.
Модель интеграции образовательных областей: художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие и речевое развитие.
Модель взаимодействия участников проекта : воспитатель Блинова А. Е., дети подготовительной группы, их родители.
Целевые ориентиры:
• Ребёнок проявляет инициативность, самостоятельность в
поисковой, экспериментальной деятельности
• Ребёнок любознателен, склонен к экспериментированию и наблюдениям, способен к принятию решений.
• Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных опытах, экспериментах.
Срок реализации: среднесрочный, сентябрь-декабрь 2015г.
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный:
• чтение справочной литературы;
• подбор литературно-художественного материала о камнях;
• рассматривание с детьми книг Бажова;
• сбор камней для выставки - совместная работа с детьми, с родителями.
2 этап. Технологический (реализации)
• познавательные беседы и познавательные сказки по теме:
• «Такие разные камни»
• «Живые камни»
• «Сказка про уголек»
Беседа "Как появляются горы?"
• Экспериментальная деятельность:
• "Горный рельеф". (Накрыть платком ладонь. Платок - это земная кора. Пошевелить пальцами, согнуть их - "земная кора" приходит в движение и т. д.)
• "Извержение вулкана" (изготовление макета вулкана и проведение опыта).
• Обсуждение и зарисовка опытов.
• Занятия и опытно-экспериментальная деятельность:
• Удивительное в камне; Путешествия по "реке времени", история образования угля.
• Опыты и эксперименты с камнем.
• Разучивание стихов и игр.
3 этап Рефлексивный
• обобщение и систематизация полученных знаний;
• фиксирование результатов полученных знаний (фотоальбом, выращенные кристаллы
• формулирование выводов;
• подготовка и проведение презентации.
• Заключительный этап проекта - грамотный и интересный рассказ о проведенном
исследовании всем интересующимся людям.
Содержание образовательной деятельности
Программное содержание: развивать у детей познавательную мотивацию; расширять кругозор сведениями об объектах неживой природы - минералах; создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами; продолжать обогащение опыта сотрудничества.
Материалы:
• презентация к занятию;
• макет среза земли;
• набор минералов (мел, каменная соль, гранит);
• дневник наблюдений,
• маркер;
• стаканчики с водой,
• влажные салфетки;
• заготовки разноцветного пластилина.
I часть
- Ребята я пришла к вам не с пустыми руками, для нашей сегодняшней встречи я приготовила вам (обращаю внимание на макет) Как вы думаете, что это? На что это похоже?
А, давайте, заглянем вовнутрь (дети по очереди достают из «недр земли» минералы, воспитатель дает им название)
Ребята, на Земле бесчисленное множество разнообразных камней. Они так не похожи друг на друга, но мы всех называем одним словом - МИНЕРАЛЫ. А ведь в каждом из них есть какая-то тайна и загадка.
А хотите вы раскрыть тайны этих минералов? Как называется человек, который занимается исследованиями?
Правильно, ученые. Сегодня мы станем самыми настоящими учеными. Приглашаю вас, уважаемые коллеги в научную лабораторию.
У кого одинаковые минералы, встаньте друг напротив друга.
Уважаемые ученые, все свои исследования, все то, о чем мы узнаем, нам надо записывать в дневник наблюдений, (демонстрация дневника)
• 1 опыт
Скажите, пожалуйста, а одинокого ли цвета наши минералы? (рассматриваем цвет и заносим в таблицу)
• 2 опыт
Следующее, что нам надо исследовать, это твердость минерала. Ребята, а как мы можем проверить минералы на твердость? (можно сжать, разломать)
Давайте отметим в таблице. Скажите, гранит прошел испытание на твердость? Да, прошел, ставим ему плюс, он самый твердый. А соль выдержала испытание на твердость? Нет, она не самая твердая, ставим ей минус. А мел?
• 3 опыт
Уважаемые ученые, как вы думаете, можно ли рисовать минералами? Давайте, попробуем. Заносим данные в дневник.
Мелом можно рисовать, какой знак ставим? А солью? Какой знак нам поставить? А гранит рисует?
• 4 опыт
Что будет, если положить минерал в воду? (Пусть ребенок сформулирует свою гипотезу.)
Давайте, проверим. Кладите минерал в воду. Что происходит? Давайте занесем данные в таблицу. Как вода подействовала на соль? Ставим плюс, соль растворилась в воде. А как на гранит? Значит, какой знак ставим? А на мел?
Молодцы, посмотрите, уважаемые ученые. Какая интересная таблица у нас получилась. Она поможет нам рассказать все то, что мы узнали о минералах. (Воспитатель дает образец рассказа и просит некоторых детей дать характеристику минералу)
II часть
А как вы думаете, а нужны ли минералы людям? Для чего? (воспитатель обращает внимание на презентацию)
• Камень первый (каменная соль)
Человек не может жить без соли. Соль помогает нашему организму перерабатывать пищу. В России есть такая традиция, встречать дорогих гостей хлебом с солью.
• Камень второй (мел)
Мелом можно не только рисовать на асфальте. Мел добавляют в пищу животных. Еще он нужен для производства цемента. Оказывается, мел используют при изготовлении резиновых и пластмассовых игрушек. Немного мела входит в состав зубной пасты.
• Камень третий (гранит)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надё жный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
Гранит, самый твердый и крепкий, поэтому его используют в строительстве. Посмотрите, какая красивая лестница. Все и перила, и ступени сделаны из гранита. Может быть, кто-то узнает это место? Это набережная, она из гранита. А это что? «Вечный огонь» памятник павшим солдатом. Как интересно! Оказывается, минералы приносят людям пользу.
III часть
А сейчас я расскажу вам о том, как возникли минералы. Проходите, пожалуйста. Берите пластилин и повторяйте за мной. (Воспитатель рассказывает, а дети повторяют движения.)
«Шло время. миллионы лет. каменные пласты давили друг на друга,, становились плоскими, слипались и превращались в один… вдруг сошел ледник, дули сильные ветры, солнце обжигало палящими лучами, лил дождь…и минерал разломился на две половинки.». Смотрите, какая красота! Какой красивый цвет, у каждого он свой, ведь в природе не бывает двух одинаковых минералов, они все разные.
Посмотрите, ребята, нам понадобилось несколько минут, чтобы получилась такая красота. А природе, понадобилось много- много лет, чтобы вышел вот такой полезный, красивый минерал. У нас с вами получилось две половинки. Одну вы оставьте себе, а другую, подарите другу и расскажите, что нового вы узнали.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира:
- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п.);
- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.).
2. Формировать у детей элементарные географические представления.
3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
4. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Заключение
Таким образом, мы увидели, что в процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы: почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Усвоение системы научных понятий, приобретение «квазиисследовательских», экспериментальных способов позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе. Однако знакомство дошкольников с физическими явлениями окружающего мира отличается по содержанию и методам от школьного обучения. В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т. п. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка. Особое интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента свое личное переживание и представление о предметах и явлениях мира. Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Список литературы
1. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, «МОЗАИКА СИНТЕЗ», М. 2014
2. Гризик, Т. И. «Познаю мир» / Т. И. Гризик, М. Просвещение, 2012г.
3. Еловская, Л. Ю. Организация вечерней совместной деятельности взрослых и детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения / Л. Ю. Еловская, М. Мозаика Синтез, 2013г.
4. Зенина, Т. Н. «Ознакомление дошкольников с природными объектами» / Т. Н. Зенина, М. АСТ, 2014г.
5. Ковинько, Л. В. «Секреты природы - это так интересно»/ Л. В. Ковинько, М. Просвещение, 2013г.