Светлана Асташевская
Проект «В мире музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Введение нового стандарта к дошкольному образованию существенно изменило подход к организации музыкальной деятельности дошкольников. Перед нами стоит задача воспитания активного и любознательного поколения, решить которую возможно лишь с поиском нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками. Одним из универсальных способов реализации деятельностного подхода в музыкальном воспитании дошкольников является использование лэпбука.
Публикация «Проект „В мире музыки“» размещена в разделах
«Лэпбук» (lapbook) значит «наколенная книга» (lap – колени, book — книга). Это универсальное средство обучения дошкольников, которое может применяться в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.
Лэпбук можно отнести к форме организации учебного материала, который ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет. Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по музыкальному воспитанию.
Преимущества использования лэпбука:
- даёт возможность обеспечения интеграции различных образовательных областей, объединяя весь материал в единое целое;
- деятельность ребёнка строится на основе его индивидуальных особенностей и потребностей, а ребёнок активен при выборе содержания своей деятельности;
- дошкольник получает необходимую информацию и навыки через деятельность;
- закрепляет материал по определённой теме.
Цель использования лэпбука в музыкальном воспитании : обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.
В результате применения лэпбуков при построении воспитательно-образовательного процесса в области «Художественно-эстетическое развитие» в музыкальной деятельности :
- полнее реализовывается деятельностный подход в музыкальном воспитании дошкольников;
- обеспечивается сотрудничество и сотворчество взрослых и детей;
- у дошкольников повышается интерес к музыкальной деятельности за счёт использования новой формы организации учебного материала;
- улучшаются результаты освоения программы по музыкальному воспитанию.
В пособие лэпбук для детей раннего возраста могут входить такие разделы, как:
- круги Луллия (малый внутренний круг – виды детской деятельности: слушание, пение, движение, игра на муз. инструментах, чтение стихов, изодеятельность, творчество; внешний круг – тематика: день знаний, Новый год, лето, выпускной и т. д.). Круги Луллия позволяют закрепить музыкальный материал, пройденный в течение учебного года, вспомнить пройденное за предыдущий год, «проработать» тему в разных видах детской деятельности;
- «Эмоции в музыке» (для слушания музыки);
- задания на закрепление знаний о музыкальных инструментах с раскрасками;
- карточки для звукового моделирования, выразительных средств музыки : динамика, ритм, тембр;
- малые литературные формы: загадки, пословицы, стишки, потешки;
- песенник детских песен.
Тип проекта – долгосрочный
Участники проекта – музыкальный руководитель, дети младшего дошкольного возраста.
Этапы проекта
1. Подготовительный – определение темы, формулировка цели и задач, формирование проектировочной группы.
2. Основной – подборка материалов, картинок, организация просмотра подобранного материала по данной теме.
Методическое обеспечение:
- приобретение материала для изготовления папки;
- подбор необходимых пособий и самостоятельное изготовление пособий;
- распечатывание в цвете подготовленных материалов.
3. Заключительный – оформление пособия лэпбук «В мире музыки»
Прогнозируемый результат - у детей активизируются познавательные процессы, они приобретают новые знания, применяют их в разных видах деятельности.
Содержание лэпбука «В мире музыки»
Игра «Музыкальные часики»
Цель: закрепление пройденного песенного репертуара.
Ход игры: ребенок пальчиком толкает стрелку. На какой картинке остановится стрелка, об этом предмете или явлении ребенок поет песню.
Картинки подобраны с учетом изученного и знакомого детям репертуара песен, в соответствии с программой (петушок, ёлка, пирог, осень, кошка гуси).
Игра «Теремок»
Цель: развитие музыкального слуха детей
Ход игры: педагог поет
«Стоит в поле теремок, теремок.
Как красив он и высок, и высок.
Вот по полю кто-то к домику бежит?
Вот по полю кто-то к домику спешит?»
Дети слушают музыку и определяют по звучанию какому персонажу сказки она подходит. Ребенок, правильно угадавший, чья музыка звучит, выходит к игровому полю и прикрепляет на липучку к домику соответствующего героя сказки.
Игра «Что делают в домике?»
Цель: развивать представления об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.
Ход игры: воспитатель-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Воспитатель включает аудиозапись. По музыке дети узнают, что делают в домике – поют, танцуют или маршируют. Для проверки разрешается повернуть домик, с обратной стороны которого присоединена на липучке соответствующая картинка.
Игра «Угадай-ка?»
Цель: развитие у детей звуковысотного слуха.
Ход игры: игра проводится с группой детей 2-3 человека. У каждого одна карта и 4 фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на «ре» первой октавы). Дети, у кого на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Воспитатель поет: «Га-га-га» на «ля» первой октавы, дети закрывают фишкой картинку с гусенком.
Игра «Разрезные картинки»
Цель: запоминаем музыкальные инструменты, развиваем речь, мелкую моторику, внимание.
Игра «Узнай и соедини»
Цель: закрепление знаний музыкальных инструментов, развитие внимания.
Ход игры: нужно маркером соединить картинку с ее тенью.
Игра «Эмоции»
Цель: закрепление материала по слушанию.
Ход игры: дети слушают музыку и выбирают соответствующий смайлик – веселый или грустный.
Игра «Потешки»
Цель: закрепление пройденного материала.
Ход игры: ребенок выбирает понравившуюся картинку, поет песенку или рассказывает потешку.
Игра «Времена года»
Цель: закрепление пройденного песенного репертуара.
Ход игры: педагог предъявляет картинку, дети вспоминают песни по сезону.
Игра «Трактор Гоша»
Цель: развитие чувства ритма, звукоподражания.
Ход игры: педагог вместе с детьми поют и отхлопывают ритм по коленкам, в конце педагог показывает картинку, дети воспроизводят звуки животных и птиц.
По полям, по полям
Синий трактор едет к нам,
У него в прицепе кто-то
Песенку поёт.
А ну, малыш, давай
Скорее отгадай,
Кто же, кто же, кто же, кто же
Песенку поёт?