Елена Геннадьевна Овчинникова
Проект «В мире музыкальных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «В мире музыкальных инструментов»
Актуальность:
Биологическая природа человека мудра: ощущение радости и удовольствия от музицирования безошибочны. Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «хорошо или плохо» ты что-либо сделал. Игры звуками – это творчество-исследование.
Публикация «Проект „В мире музыкальных инструментов“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные инструменты. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Однако, главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции.
Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи, как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.
Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник.
Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.
Новизна:
Гармонизация детско-родительские отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности; в содействии развития у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.
Цель: расширение и углубление знания дошкольников о музыкальных инструментах, их видах, группах.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать расширять представления детей о музыкальных инструментах : инструменты симфонического оркестра, народные инструменты (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения).
2. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
3. Обогащать словарь детей новыми терминами.
Развивающие:
1. Развивать эмоциональную сферу ребенка.
2. Развивать познавательные и творческие способности.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам.
2. Воспитывать усидчивость и умение слушать и понимать произведения классической музыки.
Ожидаемый результат: дети владеют знаниями о классической музыке, о музыкальных инструментах, ее видах и разновидностях. Эмоционально реагируют на классическую музыку и с удовольствием ее прослушивают.
Дети умеют классифицировать виды музыкальных инструментов : ударные, духовые, струнные, клавишные. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слушание классической и инструментальной музыки, готовность к творчеству.
Тип проекта : творческий, познавательный.
Участники проекта : музыкальный руководитель, дети, родители, воспитатели, сотрудники детской школы искусств (далее – ДШИ).
Сроки проекта : долгосрочный (сентябрь 2016 по июнь 2017 г.)
Социальные партнеры: Сотрудничество с детской школой искусств г. Лангепаса.
В рамках проекта используются формы сотрудничества с родителями:
Распространение консультаций, методических рекомендаций.
Цикл беседа с родителями на тему «Влияние музыки на развитие ребенка».
Посещение музыкальной школы с детьми совместно с родителями.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап:
Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта.
Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн-игр и онлайн-презентаций.
Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта : ( наглядные: картины, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на них соло или в оркестре).
Подбор дидактических игр, карт-схем (опорные схемы для составления рассказа о музыкальном инструменте, таблица «Виды музыкальных инструментов»).
Подбор слайдовых презентаций («Какие бывают инструменты», «Необыкновенный концерт», «Морская прогулка» и т. д. и видеоролики с музыкальными фрагментами).
Планирование приглашение в детский сад сотрудников музыкальной школы.
Оформление информационного материала для родителей: сундучок идей: «Как организовать оркестр дома?»; консультации: «Влияние музыки на развитие ребенка», «Музыкальное воспитание в семье»; рекомендации: «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях».
2. Основной этап:
Просмотр иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением музыкальных инструментов; музыкантами, играющими на них соло и/ или в оркестре.
Приглашение в детский сад сотрудников ДШИ и учащихся.
Просмотр слайд - презентаций: «Какие бывают инструменты», «Необыкновенный концерт».
Беседа с детьми «Какие бывают музыкальные инструменты».
Проведение сюжетно-ролевых игр с использованием темы музыкальных инструментов «Идем на концерт», «Магазин музыкальных инструментов».
Беседа о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной школе).
Слушание живой музыки на музыкальных инструментах (струнные, клавишные, духовые).
Музыкально-дидактические игры : «Угадай, на чем играю», «Оркестр», «Подбери инструмент», «Музыкальный кубик», «Кубик-оркестр».
Чтение сказок, в которых встречаются музыкальные инструменты («Дудочка и кувшинчик», «Бременские музыканты», «Гусли-самогуды», «Садко»).
Раскрашивание картинок с изображением музыкальных инструментов;
3. Заключительный этап:
Совместный с педагогами ДШИ концерт с участием оркестра на детских музыкальных инструментах.
Дата Название мероприятия Содержание работы Задачи Ответственные
15.10.2021 Музыкальная гостиная
«Ее величество-скрипка»
Знакомство с музыкальным инструментом «Скрипка».
Краткий рассказ о строение скрипки.
Слушание игры педагога на скрипке.
Музыкально-дидактическая игра
«Угадай, на чем играю».
Презентация - «Ее величество-скрипка».
Продолжать расширять знание детей о музыкальных инструментах.
Дать новую информацию об уже известном им инструменте скрипке.
Познакомить с выразительными возможностями её звучания: соло, в ансамбле или оркестре.
Познакомить со строением скрипки. Расширять словарь детей музыкальными терминами. Музыкальный руководитель
Педагоги ДШИ:
20.01.2021 Музыкальная гостиная
«Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами» Знакомство с русским народными музыкальными инструментами.
Краткий рассказ о музыкальных инструментах.
Слушание игры педагогов на русских народных инструментов.
Сюжетно-ролевая игра «Идем на концерт».
Музыкально-дидактические игры. «Бубен», «Музыкальный кубик».
Презентация
«Вот какие музыкальные инструменты» Познакомить детей с историей русских народных инструментов.
Познакомить со звучанием русских народных инструментов. (Баян, аккордеон, балалайка, домра, гитара)
Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке.
Музыкальный руководитель
Педагоги ДШИ
27.03.2021 Музыкальный калейдоскоп «Путешествие в страну Музыкальных инструментов симфонического оркестра. «Духовые инструменты»
Физкультминутка
«Мы на облаке летим!».
Просмотр слайдовой презентации «Какие бывают инструменты».
Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра.
Краткий рассказ о строение музыкальных инструментов.
Слушание игры педагогов на музыкальных инструментах.
Сюжетно-ролевая игра
«Магазин музыкальных инструментов». Познакомить детей с новыми музыкальными понятиями : медные духовые инструменты симфонического оркестра.
Познакомить детей с новыми музыкальными инструментами.
Учить детей слышать красоту звучания инструментов, запоминать название и тембр звучания данного инструмента. Музыкальный руководитель
Педагоги ДШИ
Описание проекта
Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий.
Знакомство с музыкальными инструментами
Музыкальный инструмент — обычно, предмет, с помощью которого музыканты исполняют или импровизируют музыку или любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.
Балалайка - сравнительно молодой музыкальный инструмент. Первое упоминание о ней в письменных памятниках относится к 1715 году. Возможно, она возникла как некое ответвление древнерусской домры и вскоре, получив необычайно широкое распространение, вытеснила ряд других инструментов, в том числе и домру.
O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.
Гитара - струнный щипковый инструмент. По форме она напоминает струнные смычковые, но отличается от них количеством струн и способом игры. Гитары бывают шести- и семиструнные. Семиструнная гитара, наиболее удобная для вокального аккомпанемента, получила наибольшее распространение в России. В Испании была распространена шестиструнная гитара. Она же стала и сольным инструментом. Многие крупные композиторы превосходно владели гитарой и с удовольствием писали для нее.
Скрипка - самый распространенный струнный смычковый инструмент. «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный», говорили о ней музыканты еще в XVII веке.
Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии, в городе Кремоне. Скрипки, сделанные кремонскими мастерами XVI - XVIII веков Амати, Гварнери и Страдивари, до сих пор считаются непревзойденными. Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж много, но все они - на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира.
Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.
Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.
Бубен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.
Барабан — ударный музыкальный инструмент, мембранофон. Распространён у большинства народов. Состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса-резонатора или рамы, на которые с одной или двух сторон натянуты мембраны. Относительная высота звука может регулироваться натяжением мембран. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, руками, а иногда и трением.
Известно о существовании барабанов в древнем Шумере около 3000 лет до н. э. При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется третьим тысячелетием до нашей эры. С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. В современную Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Прототип малого (военного) барабана был заимствован у арабов в Испании и Палестине. О длительной истории развития инструмента свидетельствует и большое разнообразие его видов в наши дни. Известны барабаны различных форм и размеров.
Металлофон — род музыкальных инструментов, основным элементом которых является ряд металлических пластин-клавиш, по которым для извлечения звука ударяют специальным молоточком.
Один из видов металлофона — колокольчики.
Сходный музыкальный инструмент — ксилофон, отличающийся от металлофона в основном материалом изготовления клавиш.
Дудка — русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок. Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук.
Археологические раскопки свидетельствуют, что на костяных дудках играли задолго до нашей эры. В этнографических материалах XVIII и XIX вв. упоминаются деревянные и тростниковые дудочки.
Деревянная дудка может быть вырезана из ветки или сделана на токарном станке. На конце вырезается свисток или вставляется жалейка. В дудке выжигаются или сверлятся отверстия.
У тростниковой дудочки или жалейки язычок надрезается прямо на ней. Звук своеобразный, резкий.
Свистулька – детский игрушечный свисток. Свистульки берут свое начало глубоко из древности и снова встречаются с нами в современности. Они нашли воплощение в жанре дымковской игрушки – мастера лепили их в форме птичек, козликов и барашков и дарили детям на праздники или продавали на больших ярмарках.
В игрушках (обычно в хвостике) проделывали дырочку, куда нужно было дуть, и тогда получался мягкий, но в то же время слегка резкий звук.
Литература:
Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы детском саду» Волгоград,2011г.
Картушина М. Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду» Скрипторий 2010г.
Тютюнникова Т. Э. «Сундучок с бирюльками» Москва 2009г.
Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. : Образовательная область "Музыка". Как работать по программе "Детство". 2012г.
Сычева М. А. «Первые уроки музыки». Учебно-методическое пособие с элементами ТРИЗ для музыкальных руководителей. Феникс 2009г.
Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей», Ярославль 2009г.
Кононова Н. Г. «Музыкально-дидактические игры» Москва 2001г.
Сидорчук Т. А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Ульяновск, 1991г.
Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год
Наглядные материалы:
«Расскажите детям о музыкальных инструментах», изд-во «Мозаика-Синтез», Москва 2011г.
Музыкальные инструмента (раскраска).
Специальный выпуск газеты «Талантливый малыш» № 11/2011г.
Музыкальные инструменты. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром, изд-во «Мегаполис», 2010г.
«Музыкальные инструменты», обучающие карточки, изд-во «Проф. Пресс» 2011г.
«Цветочная симфония для металлофона» Порфирьевой Л. Н.
Литература для детей:
«Все о музыке» С. Волков. Изд-во «Омега», 2000г.
«Музыкальные ребусы» Новикова Е. В., Новикова Н. А. Изд-во «Вик Рус» Киров 2001г.
«Нотная грамота» Романец Д. Изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2012г.
Интернет-ресурсы:
https://muzruk.net/2011/09/pasporta-muzykalnyx-instrumentov/
https://buslik.net/index.php?do=cat&category=games
https://www.muz-urok.ru/skazki_k_urokam3.htm
https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/presentation/12967.html
https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/presentation/12768.html
https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/presentation/12687.html
https://skyclipart.ru/musik/