Наталья Гапочкина
Проект «В гостях у сказки» в первой младшей группе
▼ Скачать
Воспитатель: Гапочкина Наталья Викторовна
Вид проекта : творческо-познавательный.
Тип: квартальный.
Участники проекта : дети 1 младшей группы, родители.
Актуальность проекта : Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дети сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, любовь и ненависть; гнев и сострадание. Уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких. Данный проект поможет развить у детей устную речь, его фантазию и воображение, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам.
Публикация «Проект „В гостях у сказки“ в первой младшей группе» размещена в разделах
Цель: развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.
Задачи:
- способствовать формированию интереса к книгам, сказкам.
- развивать элементы детского творчества в продуктивной деятельности.
- воспитывать навыки аккуратного общения с книгой.
Предполагаемый результат:
• Дети:
- познакомить с фольклором русского народа;
- способствовать накоплению у детей эстетического и эмоционального опыта, при чтении и обсуждении сказок;
- развивать артистические способности посредствам участия в простых инсценировках сказок;
- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;
- совершенствовать ситуативно-деловую форму общения со взрослыми.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап:
1) Подбор методического материала.
2) Подбор игрового материала.
3) Планирование работы.
2. Основной этап:
- Привлечь внимание детей к книжному уголку, «Театральному сундучку».
- Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
- Подвижная игра «Мы по лесу идем»-учить детей водить хоровод, действовать в соответствии с текстом, продолжать учить соблюдать правила игры.
- Пальчиковые игры: «Заяц», «Волк», «Медведь», «Лиса».
- Пальчиковый театр «Репка»
- Театрализованная деятельность-тема: "Петушок-золотой гребешок".
Цель: способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
развивать интерес к игре, творческие способности детей; развивать устную речь детей с элементами звукоподражания, в различных формах и видах детской деятельности.
- Чтение и рассказывание русских народных сказок : «Колобок», «Репка», «Теремок»;
- Художественное творчество:
- Рисование по сказке «Репка».
Цель: учить детей раскрашивать предметы круглой формы «Репку», закрепить и отобразить цвет и форму репки;
Закреплять умение правильно держать карандаш;
- Лепка «Колобок ищет друзей».
Цель: учить детей работать с пластилином; уточнить представления о форме, закрепить умение скатывать пластилин в шар между ладонями.
• Консультация для родителей
- «Какие книги читать детям 2-3 лет»;
3. Заключительный этап:
Показ родителями русской народной сказки «Курочка Ряба»
Результат: в группе созданы необходимые условия по приобщению детей к сказкам, к народному фольклору. Развиты и активизируются психические процессы (восприятие, память, речь, воображение). Привлекает чтение книг, слушание литературных произведений. Повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы.
Приложение 1
Конспект непосредственной организованной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему : «Репка»
Воспитатель: Гапочкина Н. В.
2021г.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций; заучивание стишков, потешек.
Цель: активизировать словарный запас малышей (дед, баба, кошка, мышка, Жучка и т. д., способствовать обогащению словарного запаса (большая-пребольшая, вытягивать и т. д.).
Задачи:
1. Закрепить с малышами содержание знакомой сказки.
2. Побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз; способствовать развитию логического мышления.
3. Воспитывать любовь к художественной литературе.
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация.
Оборудование:
Фланелеграф, персонажи сказки «Репка», игрушка мышки, картонные репки, губки, корзинка
Сюрпризный момент: появление мышки.
Методы и приё мы:
- вопросы к детям,
- показ сказки
- пальчиковая игра, физкультминутка (здоровьесбережение)
- похвала.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, какое у нас сейчас время года?
Дети: Осень
Воспитатель: Правильно, время когда люди убирают урожай?
Воспитатель: В саду поспели яблоки, сливы, виноград. В огороде выросла морковка, капуста, лук. Еще что выросло в огороде и саду?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ой-ой, кто это ко мне в карман забрался? Посмотрите, какая крошечная гостья сегодня у нас (показать мышонка и предложить детям сказать, какая мышка).
Воспитатель: (Поднести мышку к уху, как будто она что-то говорит). Эта мышка хвастает, что сумела вытащить самую большую репку. Давайте послушаем и посмотрим, кто вытаскивал репку.
Воспитатель:
Сказка «Репка» впереди
Сядь тихонько ты на стульчик
И внимательно гляди.
Воспитатель выставляет на фланелеграфе сказку репка. (Во время показа дети имитируют движения.)
- Я буду рассказывать, а вы мне будете помогать.
«Посадил дед репку. Выросла репка большая- пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет, вытянуть…
Дети: Не может.
Воспитатель: Позвал дед…кого?
Дети: Бабку.
Воспитатель: Как он позвал бабку? Иди, бабка, помоги мне вытянуть репку. Бабушка пришла помочь. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть.
Дети: Не могут.
Воспитатель: Кого они потом позвали?
Дети: Внучку.
Воспитатель: Правильно! Внучка пришла помочь вытянуть репку. Внучка за бабку, бабка за дедку, тянут-потянут, вытянуть! Кого же ещё позвали репку тянуть?
Дети: Жучку.
Воспитатель: Как они позвали Жучку? Иди к нам, Жучка, помоги вытянуть репку. Жучка прибежала. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Тогда позвали они…кого?
Дети: Кошку.
Воспитатель: Как они позвали кошку? Иди к нам, помоги вытянуть репку. Кошка пришла. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! И позвали они тогда. ?
Дети: Мышку.
Воспитатель: Правильно! Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянули репку!
Физкультминутка «Посадили репку в огороде»
Мы шагаем друг за другом
Перед нами огород (вытянуть руки вперед)
Дед на помощь нас зовет (круговые махи руками)
Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движений)
Вырастала репка, хороша, крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация движения)
И будем от репки здоровые и крепкие (показать силу)
Быстро справиться сумели
И на место тихо сели.
Воспитатель: Вот и рассказали мы с вами сказку. Понравилась вам она?
Воспитатель: Скажите, сама мышка вытащила репку?
-Кто ей помогал?
-Почему?
Воспитатель: Давайте скажем: «Не хвастай, мышка, ведь вы трудились все вместе. Значит, вместе вытащили репку. Любое дело лучше делать вместе, дружно».
- Бабушка очень рада, что ей помогли вытащить репку, и решила угостить помощников оладушками.
Пальчиковая игра: «Ладушки, ладушки»
Ладушки, ладушки,
Мы пекли оладушки.
Получилось целых пять,
Один внучке надо дать,
Второй Жучке надо дать,
Третий кисоньке с усами,
А четвертый мышке малой,
Ну, а пятый съедим сами.
Воспитатель: Ребята, мышка мне говорит, что ей понравилось у нас в гостях. Ты мышка к нам еще приходи.
Воспитатель: А теперь пора прощаться с нашей гостьей.
До свиданья, до свиданья
Будем петь и танцевать.
До свиданья, до свиданья
Будем весело играть.
Приложение 2
Конспект непосредственной организованной деятельности по изобразительной деятельности (лепка)детей первой младшей группы
на тему: «Колобок ищет друзей»
Воспитатель: Гапочкина Н. В.
2021г.
Цель: Прививать интерес к художественной литературе через изобразительное искусство.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей, память, мышление.
2. Способствовать развитию речи ребенка.
3. Воспитывать внимание, стимулировать воображение и фантазию.
Материал:
Пластилин, дощечки, салфетки.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Колобок».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам сегодня в гости, прикатился герой из сказки. Помогите мне отгадать, как его зовут, из какой он сказки? (По столу катится колобок.)
Дети: Колобок!
Воспитатель: Все, мы хорошо знаем эту сказку. Давайте еще раз её послушаем! (Читает сказку, песенку колобка поёт вместе с детьми.)
Воспитатель: Скажите мне ребята, какой формы колобок?
Дети: Круглой (если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает им)
Воспитатель: Правильно, круглой. (Рассматриваем с детьми предметы круглой формы.) А на что еще похож колобок?
Дети: на солнышко, клубочек, мячик.
Воспитатель: Правильно, давайте встанем и споем песенку про солнышко! (чтение стишка)
Смотрит солнышко в окошко (перед лицом плоскими ладонями создаем окршко)
Греет нашу комнату. (поглаживание ладошки друг о друга)
Мы захлопали в ладоши,
Очень рады солнышку. (все хлопают в ладоши)
(дети присаживаются за столы)
Воспитатель. Мы сегодня с вами, будем лепить колобка. Я сейчас раздам вам пластилин, он мягкий. Потрогайте его, возьмите пластилин в руки и погрейте его. А теперь будем катать пластилин по ладошке (Показ круговыми движениями.)
Колобок катали сами
Вот так, вот так.
Круглый шарик получали,
Вот так, вот так.
Крутим, крутим кругляшек!
Еще крутим кругляшек!
Получился… колобок!
Ко-ло-бок! (хором вместе с детьми)
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые у нас получились колобки! Какие мы с вами сегодня молодцы!
Приложение 3
Возраст 2-3 года воспринимает книгу уже не просто как игрушку или подборку ярких картинок, а начинает осознавать смысл сказок и стихов. Старается следить за сюжетом, активно комментирует услышанное. Но все малыши разные: некоторые готовы слушать сказки часами, другие же активны, непоседливы и как будто равнодушны к чтению. Но все же, любовь к книгам в этом возрасте необходимо воспитывать и поддерживать.
При выборе детской литературы стоит опираться на наблюдения за собственным ребенком: что он больше любит – стихи, рассказы или сказки и как долго он может слушать чтение? Ответы на эти вопросы помогут вам быстрее определиться с выбором книги. С другой стороны, возраст 2-3 года хорош тем, что ребенок пока очень пластичен, восприимчив и готов к чему-то новому.
Для этого возраста иллюстрации остаются основным критерием качественности книги, ведь малыш воспринимает услышанное в совокупности с изображениями. Картинки помогают ему понять последовательность действий, о которых идет речь в сказке, или же представить то, что описывает стихотворение.
В 2-3 года дети еще обычно не способны к длительному слушанию произведений. Не стоит стремиться поскорее, прочитать малышу длинные рассказы, например «Волшебника Изумрудного города». Короткие рассказы и сказки, стихи являются оптимальным выбором для детей в возрасте 2-3 лет.
Ребенок 2-3 лет уже знаком с основными понятиями окружающего мира: названиями предметов, животных, цветов и времен года. Задачей книг в этом возрасте будет помощь в дальнейшем расширении кругозора малыша, увеличении его словарного запаса, развитии понимания различных жизненных ситуаций.
Книги для детей 2-3 лет можно разделить на следующие категории:
Русские народные сказки;
Стихи;
Произведения российских авторов – сказки, рассказы
Зарубежная классика;
Рассказы о природе;
Развивающие книги.
Наличие книг разных видов позволяет развивать ребенка комплексно, показать ему разнообразные стороны жизни и творчества.
И помните, что чтение помогает и способствует развитию речи Вашего малыша, обогащает словарный запас и помогает учить говорить правильно.
Обзор лучших литературных произведений для малышей2-3 года
Народные сказки для детей 2-3 лет
«Репка»
Традиционная русская народная сказка «Репка» нравится детям всех поколений. Данная сказка полезна тем, что ее можно, во-первых, использовать как обучающее руководство: яркие картинки познакомят ребенка с образами домашних зверей. Во-вторых же, сказка может послужить прекрасным руководством для инсценировки.
«Заюшкина избушка»
Все детки сопереживают несчастному зайчику, который, по доверчивости своей, пустил лису
к себе домой, а та его выгнала. Детки, анализируя данное произведение, учатся доброте. Инсценировка данного произведения прекрасно развивает творческие способности детей.
«Курочка ряба»
Образы курочки, деда и бабки из этой сказки нравятся всем маленьким читателям! Сюжет прост, легко запоминается малышом. Однако многие родители так и не могут понять, почему же дед с бабкой плакали, когда яичко разбилось.
«Колобок»
Забавный герой Колобок, убежавший от бабушки с дедушкой и попавшийся в лапы к лисе, понравится малышу. Эта история хороша тем, что она учит ребенка слушаться старших и не говорить с незнакомцами. Сказку можно использовать для сказкотерапии.
«Теремок»
Любимая сказка с известным сюжетом : новоселье зверей омрачается появлением нового гостя необъятного размера. Данная сказка прекрасно развивает образное мышление, ведь ребенок 2- 3 лет, как правило, сопереживает персонажам, параллельно рисуя сюжет сказки в своей голове.
Произведения В. Сутеева для детей 2-3 лет
«Цыпленок и утенок»
Книги Виктора Сутеева любимы детской и взрослой аудиторией, потому что автор еще является и отличным иллюстратором своих произведений. Сказка «Цыпленок и утенок» доступна даже малышам возрастом младше, чем два года. Ведь каждое предложение сказки имеет отдельный яркий рисунок, наглядно показывающий все действия персонажей: дружба, ловля червяка, спасение. Ребенок сопереживает героям и одновременно смеется, ведь данная сказка имеет, безусловно, юмористический контекст.
«Под грибом»
Виктор Сутеев, взяв за основу традиционный сюжет русской народной сказки «Теремок», придал своей истории несколько иное обрамление и сделал его более трогательным. Ситуация, описанная в сказке, безусловно, учит детей добру. Звери, вынуждены ютиться под маленьким грибком, прячась от непогоды. Притом, каждый готов подвинуться, чтобы спасти товарища. Сюжет также обостряет внезапное появление лисы, охотящейся за зайчиком. «В тесноте, да не в обиде» — гласит основная мудрость сказки. Интересен тот момент, что к каждой мини-ситуации рассказа сам автор сделал соответствующую иллюстрацию. Ребенок видит, как гриб постепенно растет, в конце сказки автор обращается к своим маленьким читателям с вопросом: «Почему гриб вырос?». Сказка также помогает развивать в ребенке логическое мышление.
«Дядя Миша»
Известная сказка Виктора Сутеева учит детей добру и справедливости. Образ Медведя поможет деткам понять, что в случае сложной ситуации нужно обращаться за помощью к старшим.
«Мешок яблок»
Пожалуй, эта сказка является самым известным произведением Виктора Сутеева. Сюжет истории является достаточно волнительным для сознания маленькой крохи. Папа-Заяц, заботясь о своей большой семье, идет в непроходимый лес, чтобы набрать мешок яблок. Но натура зайца не позволяет ему донести фрукты до пункта назначения: добряк раздал все яблоки голодным зверям. Вынужденный вернуться обратно, заяц встречается с волком. Доброта побеждает: заяц дома, и он вознагражден угощением от своих друзей. Данная книга — отличное пособие по обучению развития в ребенке таких человеческих качеств, как доброта, щедрость и отзывчивость.
«Капризная кошка»
Данная сказка имеет картинки, поэтапно иллюстрирующие сюжет произведения. Повторное прочтение можно усложнить: предоставить ребенку возможность самому делать несложные иллюстрации.
Произведения С. Маршака для детей 2-3 лет
«Усатый-полосатый»
Книга С. Маршака рассказывает о жизни маленького котенка. Интересное знакомство с миром: первое блюдо, прогулка, игры с карандашами – все это так естественно описано! Книга является шуточным рассказом, но в то же время помогает ребенку понять, каким образом нужно ухаживать за домашними животными.
«Где обедал воробей?»
История создана для самых маленьких читателей. В книге рассказывается о воробье, у которого было много друзей, проживающих в городском зоопарке. Воробей, не имея собственного дома, всегда был сыт и счастлив, потому что друзья угощали его разными вкусностями: морковкой, капустой или хлебными крошками. Не имей сто рублей, а имей сто друзей — именно так гласит русская пословица.
«Рассеянный»
Существует мнение, что лучше учиться на чужих ошибках. Эту мысль ярко иллюстрирует произведение С. Маршака «Рассеянный». Шуточная история дает возможность ребенку по-доброму посмеяться над героем и не совершать его ошибок.
«Про все на свете»
Как только ребенок знакомится с животными, изучает цвета и геометрические фигуры, то у него возникает потребность перейти на новый уровень: и этим этапом становится изучение букв. Книга С. Я. Маршака позволяет вашему ребенку изучать алфавит в стихотворной форме, что способствует быстрому запоминанию. Шуточная подача материала стимулирует желание ребенка познавать что-то новое.
Д. Хармс «Храбрый ежик»
Небольшое стихотворение Д. Хармса любимо воспитателями детских садов, ведь оно написано в форме загадки, ответ на которую дети смогут дать, вспомнив то, какие звуки издают животные. Также стихотворение может послужить прекрасным материалом для инсценировки, что способствует развитию творческого начала в маленьком ценителе искусства.
В. Левин «Глупая Лошадь»
Лошадь – главная героиня данного стихотворения – решила прогуляться в разных калошах. Ребенок, помимо прочтения, может также делать собственные иллюстрации. Малышам двух лет особенно будет интересно «наряжать» лошадку в калоши разных цветов. Здесь можно проявить фантазию: составить игры на сопоставление и дифференциацию.
Гаршин «Лягушка-путешественница»
Сказка Гаршина «Лягушка-путешественница» так любима детской аудиторией! Малыши с удовольствием следят за приключением лягушки-хвастунишки. Образ лягушки ярко демонстрирует малышам, что хвастовство – это плохое чувство, которое может привести к беде, как, в прочем, и случилось с главной героиней.
К. Ушинский «Сказки»
Герои сказок Константина Ушинского – это лесные и домашние звери, которые столь привычны для детского сознания. Заимствуя сюжеты русских народных сказок, автор не теряет и индивидуальности, раскрывая образы своих персонажей в необычных ситуациях: волк дружит с собакой, гусь и журавль меряются красотой, два козлика не дают друг другу перейти мостик, а рак спасается от вороны. Все эти истории имеют глубокую мораль, что делает книгу К. Ушинского еще более полезной для чтения.
Б. Поттер «Флопси, Мопси и Ватный хвост»
Флопси и Мопси – известнейшие персонажи английской писательницы. Яркие иллюстрации, нетипичные образы останутся в памяти вашего малыша. Истории, случившиеся с героями, научат малышей доброте и отзывчивости.
Б. Поттер «Ухти-Пухти»
На первый взгляд сюжет незамысловат: девочка Люси знакомится с прачкой Ухти-Пухти, у которой находятся ее вещи. Но авторский стиль приходится по душе любому малышу. Детки возрастом даже младше двух лет, уже понимают данную историю. Поэтому данная книга может стать одной из первых книг, которую вы можете читать своему малышу.
Дональдсон «Улитка и кит»
Книга Джулии Дональдсон «Улитка и кит» является победителем международного конкурса как лучшая иллюстрированная книга. Такое творение не оставит равнодушным любого читателя. Интересные истории откроют вашему ребенку удивительный морской мир.
Произведения Г. Остера для малышей 2-3 лет
«Котенок по имени Гав»
Книга-загадка очень необычна не только по содержанию. Стиль автора Григория Остера весьма оригинален: писатель постоянно «играет со словом», тем самым еще больше интригуя маленьких читателей: ребенок гадает, какое же имя имеет котенок, почему старый кот считает, что имя котенка может привлечь неприятности. Данная книга отлично развивает воображение малышей. Книга также имеет отменные иллюстрации, знакомые всему читательскому миру.
«Середина сосиски»
«Середина сосиски» — это один из самых коротких рассказов о путешествиях котенка по имени Гав и в тоже время самых милых по содержанию. Ребенок не только переживает за героя, но и учится тому, что нужно поделиться с другом любой вещью, даже если в желудке пусто, а на тарелке последняя сосиска. Также перед малышом ставится вопрос: куда же исчезла серединка сосиски. Такая авторская подача развивает в малыше не только образное, но и критическое мышление.
И. Томакова, стихи
Ирина Томакова – поэтесса, завоевавшая любовь детской и взрослой аудиторий. Данные стихи можно не просто читать перед сном, а непосредственно использовать во время кормления, прогулки, игр или купания. Тематические стихи легко запоминаются малышами.
А. Барто «Стихи»
Агния Барто — поэтесса, без творчества которой русские люди не представляют свое детство! В самое начало сборников ее стихотворений обычно помещены самые маленькие по объему. Это и известная «Наша Таня громко плачет», и «Зайку бросила хозяйка», и «У меня живет козленок». Данная книга станет прекрасным руководством для обучения малыша запоминанию стихотворений наизусть. Вначале предоставьте вашему малышу проговаривать концовки строчек, постепенно импровизируя и увеличивая объем. Последующая серия стихотворений называется «Младший брат». Это собрание уникальных лирических текстов воспитывает в ребенке чувство ответственности и любви к малышам.
Развивающие книги для детей 2-3 лет: список книг для обучения малыша
Развивающие книги для детей 2-3 лет
О. Земцова «Грамматейка 2–3 года»
«Грамматейка 2–3 года».
«Развивающие тесты для детей 2–3 года»
Что развивает логику лучше, как выполнение тестов на сопоставление, дифференциацию и исключение. Разные сюжеты, часто взятые из сказок, станут приятным дополнением при подготовке ребенка к детскому садику.
Этери Заболотная «Умный ребенок 2-3 года»