Ольга Лагуткина
«В гости к Шуршику». Проект мини-музея «Чудо-дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Продукт этого проекта мини – музей «Чудо - дерево»
Цель проекта : Приобщать детей и их родителей к музейному искусству.
Задачи проекта :
1. Обогащение предметно – развивающей среды в ДОУ.
2. Развитие речи детей, активизация словарного запаса.
3. Умения работать в коллективе, связывать обучение с жизнью,
4. Воспитывать бережное отношение к природе. Изучать влияние деятельности человека на жизнь деревьев.
5. Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами.
Публикация «„В гости к Шуршику“, Проект мини-музея „Чудо-дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Актуальность:
Мы создали данный музей, потому что хотели заинтересовать детей природой, которая нас окружает, открыть полезные свойства деревьев, растений; пользе деревьев в быту и для жизни на земле.
Помогает привлечь к сотрудничеству педагогов группы, родителей воспитанников и представителей социума за пределами детского сада.
Мини –музей «Чудо - дерево» является местом для психологической разгрузки детей с ЗПР.
Проблема:
1. Деревьяокружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты, т. к. у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных.
2. Дерево- прекрасный объект для наблюдений, они имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.
1 этап. Подготовительный. Планирование мини – музея.
Разработка плана проекта; подобрать справочную и художественную литературу по теме проекта; создание образа-игрушки лесного жителя «Шуршика» (Как это будет выглядеть); определение места музея;
Подбор и систематизация материалов о видах деревьев и изделий из древесины мини-музейной экспозиции, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия у детей;
Психологическая комфортность и безопасность деятельности;
Родительское собрание «Мини – музей в детском саду» и консультации с целью вовлечения родителей в проектную деятельность;
Планирование экспозиции и подбор экспонатов.
2 этап. Основной. Реализация.
В процессе реализации мини – музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини – музея :
Занятия – экскурсии
Экскурсии для родителей и детей
Исследовательская деятельность
Продуктивная деятельность
Изготовление и смена экспонатов музея.
Правила поведения в музее:
1. В нашем музее экспонаты находятся на уровне глаз ребенка их можно трогать руками и играть с ними!
2. Бережно рассматривая экспонаты необходимо возвращать их на место.
3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
4. Принимаются в дар совместные работы с родителями, новые поделки из природного материала, фотосюжеты на тему природы, творческими работами.
3 этап. Заключительный.
Определение продукта проекта. Создание мини – музея «Чудо - дерево».
Организация и проведение экскурсий.
Люди с древних времен пользуются чудесным свойством растений – давать пищу и тепло. Кроме этих свойств растения влияют на судьбу человека, могут исцелить от болезней. Деревьям приписывалась волшебная сила. Дерево в народной культуре объект поклонения, считалось, что душа человека переходит в дерево. Рощи считались заповедными, в них не рубили деревья и совершали различные обряды, масленичные гулянья.
С давних времен пришел миф о древе жизни. Славяне считали, что оно является осью, центром всего мира и воплощало в себе все мировоздание. Загадка гласила: «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда, в каждом гнезде по семь птенцов» Это мифическое изображение года.
Наше древо жизни :
Осень – ветка дуба, на нем яблоко, чтобы в нашей группе никогда не было сор и раздора;
Зима – ветка ели, на нем ангелочек, с известием, что родился Иисус Христос, наш покой оберегает, всегда по жизни помогает.
Весна – века цветущей яблони, голуби – мир на земле, дружелюбие, труд украшает человека.
Лето - ветвь клубники, плоды которой похожи на сердце – семейный очаг, пусть свет любви всех согревает, семьи все пусть сохраняет.
И под деревом – гнездо, это наши дети.
С появлением жизни на земле осуществлялись определенные обряды и при рождении семьи. Семья – самое святое, что есть у человека.
В нашем музее вы видите семейный очаг семьи, голуби- символ любви, продолжение рода человеческого. Семейный очаг изображен и не срезе дуба, дуб считается сильным, мужским деревом, его садят при рождении сына в семье. Любой предмет из среза этого дерева выполненный своими руками является оберегом семьи.
Как не вспомнить братьев наших меньших? Жители леса, свое отношение к ним народ передавал в былинах, рассказах, фольклорное рукоделие. Деревянное зодчество.
Картина – панно к дню матери «Маленькая страна любящих сердец». Каждый человек должен построить дом – в доме наши бабушки, посадили дерево – на нем мы отобразили мам, семена деревьев превратились в цветы – это наши дети. Недаром в народе говорят, дети – цветы жизни.
Собирая экспонаты музея мы, мы оформили «Древо моей семьи»
С появлением в семье детей растет потребность, как развлекать, так и учить, воспитывать своего ребенка. У нас представлены игрушки из дерева. Эти игрушки экологически чистые, безопасны для детей, долговечные, не легко их сломать (учитывая специфику наших детей, несут определенную энергетику малышам. Если игрушку поддержать в ладошке, она легко согревается, что напоминает тепло маминых рук. Очень полезно играть с шишками ели и сосны.
Испытывая жизненные трудности,человек вынужден заботится о своем здоровье и здоровье своих близких. В нашем музее экспонаты – кладезь народной медицины. Гербарии лекарственных растений, подборка описаний, полезных свойств деревьев, хвойных деревьев используемых в народной медицине.
Воспитывая детей, развиваясь, человек пытался передать и до наших дней быт и жизнь своего времени. Передавая характер, обычаи, поведение, плохие или хорошие черты людей. Все это передавалось в сказках. Сказкотерапия у нас представлена в виде театра ложек, настольных сказок - матрешек.
Каждый день человек нуждается в пище, еде, обиходе. Мы демонстрируем предметы быта и обихода человека. С развитием культурных ценностей, изменялся и творческий быт. Человек занимался ремеслом. Народное творчество.
Вывод:
Мы считаем, что создание мини – музея «Чудо - дерево» позволило:
1. Обогатить развивающую среду группы «Цветик - Семицветик», являясь частью образовательного пространства - связан с системой НОД и самостоятельной детской деятельностью, отражает тематику занятий, экскурсий и прогулок;
2. Сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей; он не создает угрозу здоровью и безопасности детей, все экспонаты экологически безопасны;
3. Приобщить наших ребят к миру общечеловеческих ценностей (миру природы, к культуре, к социуму);
4. Создать условия для всестороннего развития ребенка, поддерживать его инициативу, творческую деятельность в образовании;
5. Стать результатом сотрудничества в системе отношений «Ребенок – семья – детский сад», благодаря чему реализуются права ребенка.
Спасибо за внимание!