Светлана Жилина
Проект «Узорных дел мастера»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Узорных дел мастера»
Проект краткосрочный, исследовательско-творческий
Срок реализации проекта : февраль 2014-2015 уч. год.
Участники проекта : дети старшей группы № 4, родители, воспитатель.
Руководитель проекта : Жилина Светлана Валерьевна.
Актуальность темы
Публикация «Проект „Узорных дел мастера“» размещена в разделах
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Как быть нам. Педагогам, чтобы этого не произошло?
Может быть, оградить наших детей от сложностей окружающего мира, создать для них свою «мягкую» среду, как предлагает вальсдорфовская педагогика? Или наоборот, пусть слышат и видят все, что происходит вокруг, авось да и закалятся?
Я думаю, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению. Умению помогать другим, то есть воспитать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.
Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. Я предлагаю познакомить детей с нашими традициями – русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа.
А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельце и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств художественного воспитания дошкольников.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение.
Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ. Птица – это символ радости, счастья, это души предков. Часто встречается образ птицы-сирин или изображение двух птиц на «древе жизни» - «совет они держали, как мир сотворить». Птицу мы встречаем на полотенце, досках, ковши в форме птиц.
Конь – главный символ солнца и оберег. Медведь – символ могущества, пробуждения природы. Баран, корова – могущество, плодородие. Козел – добрая сила; олень – символ изобилия, удачного брака.
Украшения в одежде тоже имеют определенный смысл: тесьма на вороте, рукавах, подоле – защита от злых духов.
Считалось, если подарить народную игрушку ребенку, она принесет ему здоровье, благополучие.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента.
Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой.
Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.
Гипотеза
Пробудить интерес в детях к определенным видам народно-прикладного искусства.
Развивать в детях желание к обучению декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе предметного народного искусства. Формировать детское декоративное творчество.
Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства.
Цель проекта
Сформировать у детей представление о видах народного декоративно-прикладного искусства, как части культуры русского народа, связанной с окружающим миром, природой, традициями.
Познакомить с некоторыми сведениями о промыслах, характерных признаках.
Задачи проекта
Научить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных, используя конструктивный способ (из двух кусков пластилина).
Научить составлять узор в определенной последовательности: плавно изогнутая ветка, равномерно расположенные крупные элементы (листья, ягоды, цветы, «травка», завитки.
Помочь овладеть рисованием концом кисти веточек «травки», завитков.
Обогатить словарь детей словами, обозначающие названия старинной посуды.
Развивать связную речь, мышление, навыки творческого рассказывания.
Формировать декоративное творчество, умение выбирать сочетания элементов узора, композицию в зависимости от формы предмета, его назначения, материала.
Воспитывать у детей эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.
Предполагаемый результат
Дети должны:
-уметь различать стили дымковской, хохломской, гжельской росписи.
-знать и изображать элементы росписи: чередование вертикальных рядов, клетчатый узор, симметричную композицию, изогнутые тонкие ветки, «травку», завитки, листья, ягоды, цветы.
-строить на разных изделиях композицию узора с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
-использовать цветосочетания, характерные для дымковских, хохломских, гжельских узоров, подбирать цвета в зависимости от фона изделий.
Содержание деятельности по реализации проекта.
№ п/п Этапы проекта Срок реализации Взаимодействие участников проекта Продукт деятельности
1. Беседа: «Дымковская игрушка» 1 неделя Воспитатель, дети фотографии
2. Занятие по лепке «Дымковские животные» 1 неделя Воспитатель, дети Работы детей: вылепленные фигурки
3. Беседа: «История промысла и особенности хохломской росписи» 2 неделя Воспитатель, дети фотографии
4. Занятие по рисованию «Роспись миски хохломским узором» 2 неделя Воспитатель, дети рисунки
5. Занятие по ознакомлению с окружающим «Сине-голубая Гжель» 3 неделя Воспитатель, дети фотографии
6. Развлечение 4 неделя Воспитатель, муз. работник Сценарий развлечения
Беседа – экскурсия в музей МБДОУ д/с № 5
в подготовительной к школе группе № 4.
Тема: «Дымковская игрушка»
Задачи:
Рассказать детям историю дымковской игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.
Развивать умение составлять рассказ об игрушке и рассказ по картинке. Развивать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.
Прививать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор, знакомство с древними обрядами. Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
Материалы к беседе:
Изделия дымковского промысла.
Фотоиллюстрации с изображениями дымковских игрушек.
Кусочек глины.
Беседа в подготовительной к школе группе № 4.
Тема: «История промысла и особенности хохломской росписи».
Задачи:
Познакомить детей с произведениями деревянных дел мастеров. Объяснить, что существовало много разных техник росписи дерева: хохломская, федоскинская, палехская, мстерская, холуйская. Учить детей различать характерные признаки разнообразных техник работы с деревом.
Развивать у детей навыки творческого рассказывания, составления рассказа по картине или рассказа о предмете. Закреплять в памяти детей назначение старинной русской посуды: ендовы, братины, ставца.
Продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желание их изучать. Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству и понимание связи между различными видами творчества (деревянное зодчество, керамические промыслы, русская народная музыка, фольклор). Развивать в детях патриотические чувства.
Материалы к беседе:
Предметы декоративно-прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народного искусства: жостовские подносы, хохломская посуда и мебель, деревянные изделия с резьбой, вологодские кружева и их изображения.
Занятие в подготовительной к школе группе № 4
по ознакомлению с окружающим.
Тема: «Сине-голубое чудо Гжели».
Задачи:
Продолжать знакомить детей с гжельским промыслом, формой изделий, их назначением, характерными особенностями росписи гжельского фарфора – колорит, композиция. Учить детей придумывать действующих лиц, сюжет сказки: начало, развитие действия, кульминацию и конец. Обогатить словарь детей словами, обозначающими названия старинной посуды (квасница – сосуд для кваса, ставец – большая чашка, миска, братина).
Развивать связную речь детей, обучая их придумывать сказки. Развивать умение придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.
Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую талантами Россию.
Материалы к беседе:
Изделия гжельского промысла – различная посуда и сувениры.
Открытки, иллюстрации с изображением гжельских изделий.