Наташа Мишанова
Конспект НОД в старшей группе «Мастера из Городца»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – познакомить детей с происхождением и историей развития городецкой росписи.
Задачи:
1. познакомить детей с характерными особенностями городецкой росписи (элементы, композиции, цветосочетания);
2. формировать представления детей о том, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению;
3. развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус.
Материал и оборудование:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Мастера из Городца“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
• иллюстрации с изображением городецкой росписи
• костюм для Хозяюшки - мастерицы
• народные костюмы для детей
• запись русской народной музыки
• необходимые материалы для аппликации.
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций изделий, расписанных городецкой росписью;
• беседа о русском быте и традициях;
• чтение русских народных сказок, поговорок, загадок, слушание народной музыки.
Ход занятия:
Хозяюшка: Ребята, я хочу пригласить вас в музей. И сегодня здесь самая настоящая ярмарка, полная веселых красок, стихов и музыки.
Ребенок:На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья! (зазывает)
Хозяюшка: Гости подходите-ка, платочки посмотрите-ка! Добры молодцы, да красны девицы не ленись, не скупись, покупай живопись. (предлагает городецкие изделии).
Хозяюшка: Ребята, посмотрите, какой небывалой красоты товар на нашей ярмарке – здесь и кони вороные, и птицы величавые, а эти розы, купавки, ромашки. (рассматривают образцы, развешенные по группе).
Хозяюшка: Ребята, что вам понравилось больше всего? Может быть, у кого-то есть дома эти расписные изделия? Как вы думаете, откуда они?
Хозяюшка: С берегов Волги, из древнего города Городца. Там и зародилась городецкая роспись.
Жители Городца и окрестных селений очень мастеровитые и славились как умелые плотники, резчики по дереву, кузнецы, ткачи, особенно ценились художники. Каждую субботу в Городец на ярмарку съезжались жители окрестных деревень, приезжали торговцы из других городов. Редко кто уезжал с ярмарки без покупки.
Ребенок: Мастера из Городца сотворяют чудеса:
Прялки и ложки, бочонки и плошки,
Тарелки и скалки – хозяйкам подарки.
Хозяюшка: Ребята, посмотрите, от славных городецких мастеров к нам прилетел воздушный шар. Здесь есть письмо, прочитаем его поскорее.
Письмо «Здравствуйте, дорогие ребята! Возьмите смекалку, а так же сноровку и пазлы в картинку сложатся просто».
Дети выполняют задание: собрать пазл в единый орнамент городецкой росписи.
Хозяюшка: Ребята, а вы хотите превратиться в настоящих мастеров городецкой росписи.
Дети: Да.
Хозяюшка: Тогда я приглашаю вас в нашу мастерскую. Но перед началом работы разомнем пальчики.
Физкультминутка «Цветы»
Утром алые цветки ладони сомкнуты вертикально, дети выполняют
Раскрывают лепестки упражнение «цветок», постепенно все шире
разводя пальцы рук
Ветерок подует двигаются вправо и влево, одновременно
шевеля пальцами
Цветки волнует постепенно смыкают пальцы
А под вечер все цветки выполняя упражнение «бутон», покачивают
Головой кивают веред – назад
Тихо засыпают подкладывают сложенные вместе ладони под
щечку.
Хозяюшка: Городецкую роспись легко узнать по цветам. Самый большой цветок в росписи – розан, затем купавка, ромашка.
Главный цвет городецкой росписи ярко – желтый. Синий, зеленый, розовый, голубой используются для написания узора; черный и белый для четкости линий.
Хозяюшка: Ребята, каждый мастер сначала составит узор из трафаретов на разделочной дощечке, а затем выполнит аппликацию.
Аппликация «Городецкая дощечка». Музыкальное сопровождение русская народная песня «Ярмарка». Дети выполняют работу, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Хозяюшка. Ребята, вам понравилось быть мастерами? Какие у вас интересные и разнообразные получились изделия, предлагаю отнести их в нашу мастерскую.
Хозяюшка: Не засиделись ли наши добры молодцы и красны девицы? Я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Горячий картофель»?
Игра «Горячий картофель», муз. «Русская народная плясовая».
Дети садятся в круг, ведущий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза.
Дети перебрасывают ее друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (будто это натуральная горячая картошка).
Вдруг ведущий командует: «Горячий картофель!»
Тот, у кого в данный момент оказалась в руках «горячая картошка» – выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не остается один человек.
Хозяюшка: Ох Россия, ты, Россия,
Славы не убавилось,
Городцом, ты Городцом
На весь мир прославилась.
Ребенок: Погостить у нас приятно
Мы еще вас позовем,
А теперь пошли ребятки,
Чай с конфетками попьем.