Александра Меднова
Проект «Мастера земли русской» (познавательно-творческий, долгосрочный, групповой)
▼ Скачать + Заказать документы
1 этап
Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители, музыкальный руководитель
Цель: Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с народными промыслами.
• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, филимоновской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью, палехом, жостовской росписью, кружевом, лоскутной техникой.
• Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
• Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни.
Публикация «Проект „Мастера земли русской“ (познавательно-творческий, долгосрочный, групповой)» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
• Формировать умение у детей понимать образный смысл загадок.
• Закрепить умение сочетать движения и речь.
• Формировать умение у детей видеть красоту и своеобразие дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи, палеха, жостовской росписи, кружева, лоскутной техники.
• Формировать умение у детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
• Формировать умение у детей использовать растительные элементы.
• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
• Формировать умение у детей наблюдать за живой природой.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
• Воспитывать любовь к народному творчеству.
• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
• Воспитывать эстетические и этические чувства.
• Воспитывать любознательность.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность детей.
• Развивать чувство цвета, композиционные умения.
• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Ожидаемые результаты реализации проекта
• Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи, палеха, жостовской росписи, кружева, лоскутной техники.
• Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
• Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
• Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.
• Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
• Понимание детьми необходимости знания о народной культуре
• Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии, коммуникативных и социальных навыков.
• Развитие заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.
2 этап
Разработка проекта
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы
2. Составить перспективный план мероприятий.
3. Подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстративный и наглядный материал, видеозаписи, аудиозаписи по данной теме.
4. Подобрать игрушки, материалы, атрибуты для игровой и театральной деятельности.
5. Подобрать материалы к изобразительной и продуктивной деятельности детей.
3 этап.
Выполнение проекта
Направления развития образовательной области Формы и методы работы
Социально-личностное развитие (Социализация, труд, безопасность) Дид. игры: «Парные картинки»; «Выбираем промысел»; «Чудесный мешочек»; «Народные промыслы»; «Узнай по описанию»; «Составь хохломской узор», «Городецкие узоры», «Распиши платок», «Собери гжельскую розу», «Собери матрешек», «Найди домик матрешки».
Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия по городскому музею»; «Русские матрешки»; «к нам пришли гости»
Развивающие игры на различие эмоций: «Веселые матрешки»; «Путешествие в мир эмоций»
Наблюдения, игровые ситуации по теме: «Карусель»; «Волшебный комочек»
Трудовая деятельность: сбор природного и бросового материала для поделок; уборка своего рабочего места.
Познавательно-речевое развитие
(коммуникация, познание, чтение художественной литературы) Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.
Беседы: «Веселый Городец»; «Золотая Хохлома»; «Филимоновская игрушка»; «Русская народная игрушка»; «Сине-белое чудо Гжели»; «Павлово-Посадские платки и шали».
Обсуждение пословиц и поговорок, отгадывание загадок, чтение и обсуждение произведений.
Разучивание стихотворений пословиц и скороговорок.
Чтение и обсуждение художественной литературы. Чтение стихов: русско-народные сказки-«Сивка бурка», «Снегурочка», «Иван Царевич и серый волк», П. Ершов «Конек-горбунок», К. Паустовский «Дремучий медведь», «Мужик и медведь»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
Просмотр видеоматериалов:
Видеофильм «Плат узорный»; «Веселый Городец»; «Русский сувенир»; «Золотая Хохлома», «Гжель».
Работа с таблицами по каждой росписи (городец, хохлома, дымка и т. д)
Образовательная деятельность: «Волшебная Птица-Сирин»; «Изготовим дымковских артистов для настольного театра»; «Барышни-франтихи»; «Украсим теремок для зверей».
Поисковая деятельность и экспериментирование: «Смешивание красок».
Составление творческих рассказов: «Сочинение сказки о гжельской розе».
Работа с семейным альбомом: «Гордимся мы тобой, Россия!»
Экскурсии и наблюдения: Экскурсия в Русскую горенку детского сада.
Развитие мелкой моторики и произвольных движений рук: Пальчиковые гимнастики и физкультминутки.
Использование ИКТ.
Художественно - эстетическое развитие
(Художественное творчество, музыка) Изготовление атрибутов для настольного кукольного театра: «Рукавичка».
Мастерская: изготовление атрибутов для сюж. ролевых игр, поделок для детей других групп, изготовление открыток для мамы.
Коллективные работы: «Изготовим дымковских артистов для настольного театра»; «Украсим теремок для зверей»; «Шаль для красавицы Зимы…».
Конструирование.
Лепка: «Волшебная Птица-Сирин»; «Конь»; «Индюк»; «Гжельский чайник»; «Богородская игрушка-Конек Горбунок»
Аппликация: «Дымковский петух»; «Самовар»; «Поднос», «Ежик»,»Чудо – покрывало», «Дымковский петушок»(коллективная работа, «Цветы Гжели»,»Матрешки в хороводе»(кол-ная работа).
Рисование: «Филимоновская игрушка»; «Укрась коня сказочным узором», «Роспись доски хохломским узором», «Кружевная салфетка», «Блюдце», «Уголок павловопосадского платка», «Дымковские кони».
Разучивание и прослушивание песен: «Русский сувенир»; «Русская изба»; «Светит месяц», «Оркестр», «Как у наших у ворот», «Коробейники».
Выразительные движения, разучивание танцев: «Барыня»; «Возле речки, возле моста», «Русский хоровод».
Драматизация сказок: «Теремок»; «Рукавичка».
Физкультурное развитие
(Физическая культура, здоровье) Подвижные игры: «Золотые ворота»; «Перетягивание каната»;»Два мороза»; «Огородник»; «Жаворонок»; «Огородник и воробей»; «Пчелы»; «Пятнашки с мячом»; «Птички»; «Мосток».
Народные под. игры: «Как у наших у ворот», «Карусель», «Коршун и наседка», «Пятнашки», «Горелки», «Филин и пташки», «Стадо», «Плетень».
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Закаливающие мероприятия
Профилактика нарушения осанки, плоскостопия.
Работа с родителями. Анкетирование
Консультации: «Эстетическое развитие через дымковскую игрушку»; «Русское народное творчество»; выпуск вкладыша «Сделай сам»
Фотовыставка на тему народные промыслы
Домашние задания: конкурс на лучшую народную игрушку.
4 этап
Презентация проекта (приложение 1)
• Альбом «Декоративно – прикладное искусство».
• Выставка детских рисунков по декоративно – прикладному искусству.
Используемая литература
Л. С. Куприна,Т. А. Бударина, О. А. Маркеева,О. Н. Корепанова и др. -3-е изд,перераб. И дополн. – СПб:»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008г
Грибовская А. А Обучение дошкольников декоративному рисованию,лепке,аппликации. –М. : «Издательство Скрипторий 2003»
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовилеьная группа: учебно методическое пособие. -М. : Издательский дом «Цветной мир»,2014г.
Методическое пособие/Под ред. К. В. Тарасовой. -М. :ТЦ Сфера,2011г
Волшебный короб. Изд. : Детская литература;2011
Джеки Силберг, Пэм Скиллер, Сборник стихов и песенок, считалок и потешек, игр, скороговорок и загадок для детей;
Изд: Попурри,2009г.