Юлия Торопова
Проект «Увлекательная математика» (организация математического развития детей — выпускников ДОУ в рамках реализации программ …)
▼ Скачать + Заказать документы
По доминирующей в проекте деятельности : увлекательная математика
По содержанию: дошкольное образование
По числу участников проекта : педагоги, дети, родители
По характеру контактов: в рамках ДОУ, родители, дети.
Актуальность
Одной из главных задач обучения и воспитания детей является достижение целей развития у детей познавательных интересов. При этом задача воспитателей детей дошкольного возраста заключается не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода ребенка на уровень школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. У детей сейчас много разных интересов - это всевозможные кружки и компьютерные игры, дети увлечены и это радует. Но с таким же он удовольствием занимается математикой? Зачастую дети просто сидят на образовательной деятельности и мечтают о своем. Да, ребенок ответит на заданный ему вопрос, но понимает ли свой ответ, понял до конца тему или просто зазубрил с родителями? Ведь знания, полученные без интереса - это знания, полученные в пустую, они не задержатся в голове и также быстро уйдут, как и пришли. Наша задача преподнести материал так, чтобы вызвать у ребенка интерес к происходящему и вовлечь его в удивительный мир под названием «Математика». Увлекательная математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована увлекательным сюжетом. Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры в игровых действиях.
Публикация «Проект „Увлекательная математика“ (организация математического развития детей — выпускников ДОУ в рамках реализации программ …)» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам.
Первостепенное значение в обучении дошкольников математике имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.
Наибольшей степенью обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал, используемый на занятиях. Опыт работы с дошкольниками показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Перспективным и важным является проблемно-поисковый метод обучения. Организация занятия должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Форма занятия должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач. Организация занятий небольшими группами способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей. Для совместного поиска ответа очень полезны дискуссии. Необходимость объяснить способы действия, возможность задать вопросы, усомниться в правильности решения, предложить свой вариант делает активными, как правило, всех детей. Использование систем мультимедиа позволит расширить знания и умения детей, познакомить детей с компьютерными технологиями. Новизной работы является использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при реализации данного проекта.
Проект рассчитан на учебный год.
Цель: создание условий для формирования интереса к математике у детей подготовительной группы.
Задачи:
В работе с педагогами.
1. Провести анализ программы по формированию элементарных математических представлений : перспективных и календарных планов, системы использования занимательного - увлекательного математического материала.
2. Пополнить и обогатить дидактическую базу по данному разделу.
В работе с детьми.
1. Проанализировать возможные причины отсутствия интереса к образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.
2. Выявить группы детей наиболее и наименее заинтересованных в данной деятельности.
3. Целенаправленно формировать осознанный интерес к формированию элементарным математическим представлениям.
4. Обогащать и систематизировать знания детей по данному разделу.
В работе с родителями.
1. Способствовать повышению компетенции родителей в данном разделе.
2. Вовлечь родителей в образовательный процесс как активных его участников.
3. Содействовать изменению позиции родителей к обучению ребенка математике как к развивающему предмету во всех сферах детской деятельности, а не как к набору готовых знаний и суждений.
4. Организовать почту советов и пожеланий (где родители могут внести свои идей по проведению образовательной деятельности и развлекательных мероприятий).
Методы занятий:
Методы, в основе которых лежит способ организации образовательной деятельности:
• Словесный
• Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ на мультимедиа оборудовании)
• Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
• Игровой
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :
• Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• Репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с воспитателем
• Исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на образовательной деятельности:
• Фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками.
• Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем по ознакомлению и усвоению ФЭМП.
• Групповой – организация работы в группах.
Принципы, лежащие в основе проекта :
• Принцип доступности. Учебный материал, излагаемый педагогом, должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание должно быть увязано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом. Воспитатель должен знать уровень развития познавательных психических процессов каждого ребенка. (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные. Этот принцип особенно важен именно при изучении математики, где каждое новое знание как бы вытекает из старого, известного. Педагог распределяет программный материал таким образом, чтобы обеспечивалось его последовательное усложнение, связь последующего материала с предыдущим. Именно такое изучение обеспечивает прочные и глубокие знания.
• Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.
• Принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);
• Принцип гуманизации и демократизации заключается в ориентации педагога на личность и уникальности каждого ребенка, а так же возможности педагогам выбирать программу, формы и методы реализации программы обучения;
• Принцип научности. На образовательной деятельности вос-ль формирует у детей реальные представления, знания. Со временем они становятся основой для формирования научных знаний. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности. Поэтому правильное объяснение явлений окружающего возможно на всех этапах обучения, значит, и в дошкольном возрасте. Эти знания не вступят в противоречие с теми, которые будет давать школа.
• Принцип связи обучения с жизнью. Знания, приобретаемые детьми на занятиях, используются детьми в жизни (в игре, труде, занятиях). Благодаря этому возрастает воспитывающее значение обучения.
Основные мероприятия
1 этапа:
• Анализ методической и психологической литературы.
• Диагностика уровня развития детей по разделу ФЭМП.
• Анализ программы по ФЭМП.
• Организация работы с детьми.
• Открытые просмотры занятий по ФЭМП.
2 этапа:
• Родительское собрание «Математика интересная наука (как увлечь ребенка математикой)».
• Создание комплексно тематического планирования.
• Создание картотеки математических игр.
• Изготовление математических игр в том числе и с использованием ИКТ технологий.
• Индивидуальные консультации для родителей.
• Создание памятки, папки-передвижки.
• Выставка дидактических игр и пособий для родителей.
• Математическая викторина.
• Развлечение «Математический КВН».
• Под проект «Математическая сказка».
• Под проект «Экономика для дошкольника»
• Под проект «История математики»
• Конкурс для родителей и детей «Математические загадки чтоб ум был в порядке».
3 этапа:
• Анализ проделанной работы.
• Вывод по теме.
• Презентация опыта.
Прогнозируемый результат : если систематически использовать в работе с детьми подготовительной группы информационно коммуникативные технологии, то у детей сформируется осознанный интерес элементарным математическим представлениям.
Тематический план занятий «Увлекательная математика»
Сентябрь «Веселый счет»с использованием ИКТ технологий
Октябрь «Математика со смешариками» с использованием ИКТ технологий
Ноябрь «Математическая солянка» авторская интерактивная игра для детей 6-7 лет
Декабрь «В царстве геометрических фигур» с использованием ИКТ технологий
Январь «Торопись, да не ошибись!» авторская интерактивная игра для детей 6-7 лет
Февраль «Математический КВН» авторская интерактивная игра для детей 6-7 лет
Март «В гостях у Минуточки» с использованием ИКТ технологий
Апрель «Немного из истории» с использованием ИКТ технологий
Май «Что? Где? Когда?» авторская интерактивная игра для детей 6-7 лет
Заключение.
Программа современного образования обязывает педагогов реализовывать развивающую функцию обучения. Математика как объект исследования (процесс формирования познавательного интереса дошкольников) обладает большими возможностями для решения задач, связанных с развитием детей.
Огромное влияние на развитие и формирование интересов, на мой взгляд, оказывает педагог, глубина и широта его познаний, умение эмоционально излагать материал, способность увлечь ребят своим рассказом. Отношения, складывающиеся в общении с детьми, создают благоприятный микроклимат.
Только разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут формировать устойчивые интересы. Когда дети познают все новые и новые для него стороны деятельности, возможности приложения ее к практике, когда его познание носит творческий характер, то его познавательные интересы расширяются и углубляются.
А в свете того, что доля знаний, получаемых в детском саду (по отношению к общему объему информации, необходимой для полноценной деятельности в изменяющемся обществе, неуклонно увеличивается. Постоянно происходит перестройка новых способов и средств построения сотрудничества с детьми.
Создание условий, отбор определенных методик и технологий развивающего обучения, получение информации о развитии каждого ребенка, личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком – все это способствует развитию свободной творческой личности.
В данной работе были рассмотрены некоторые аспекты повышения эффективности процесса усвоения увлекательной математики, которая способствует осмыслению окружающего мира ребенком дошкольного возраста. Дети выражают интерес к занимательным - увлекательным играм, применяют практические навыки в повседневной жизни.
Используемая литература:
1. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей) : Книга для учителей и родителей. – М. : Знание, 1993. – 336 с.
2. Голубь В. Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М. : ВАКО, 2004. – 144 с.
3. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет : Кн. для воспитателей детского сада и родителей / Н. И. Касабуцкий, Г. Н. Скобелев, А. А. Столяр, Т. М. Чеботаревская; Под ред. А. А. Столяра. – М. : Просвещение, 1991. – 80 с.
4. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 1 : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт. -сост. Е. Н. Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 79 с.
5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989. – 127
6. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет / Л. Д. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 64 с.
7. Кудрявцев В. Т. «Рекорд – Старт» : Программа дошкольной ступени в системе гимназического образования. – М., 1998. – 168 с.
8. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1985. – 96 с.
9. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1990. – 160 с.
10. Шаехова Р. К. Играя - размышляем. – Казань: РИЦ «Школа», 2004. – 96с.
11. Шаехова Р. К. Игровые технологии развития школьно-значимых функций у дошкольников. – Казань: РИЦ «Школа», 2006. – 132 с.