Татьяна Корицкая
Социально-коммуникативное развитие дошкольников в рамках реализации ФГОС. Проект «Дорожная грамота»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный.
Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2013 года - май 2014 года
Участники проекта - педагоги, дети старшей группы, родители.
Руководитель проекта - воспитатель Корицкая Т. Е.
Итоговое мероприятие – Развлечение «Я шагаю по улице»
Актуальность.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в рамках реализации ФГОС, Проект „Дорожная грамота“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП детей. Одной из причин такого неблагополучного положения является весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности. Необходимо уделять больше внимания вопросам воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
От воспитателя требуется не столько обучение дошкольников правилам дорожного движения, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице.
Согласно ФГОС вступившим в силу с 1 января 2014 года в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования, одним из направлений развития в содержании Программы является социально - коммуникативное развитие, которое направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Проект разработан и проводился в рамках образовательной программы учреждения, образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
Цель. Воспитывать у ребёнка активную позицию участника дорожного движения как совокупности представлений о правилах поведения на улице, осознанного ответственного отношения к их выполнению и позитивного опыта реализации правил в совместной со взрослым деятельности, формировать навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице через познавательно-игровую деятельность детей.
Задачи.
Формировать у ребёнка систему знаний о правилах поведения на улице и в транспорте, как социально детерминированных нормах взаимодействия между людьми.
Стимулировать становление и развитие у ребёнка осознанного и ответственного отношения к выполнению правил поведения на улице.
Способствовать накоплению у детей опыта следования правилам в совместной со взрослым (в реальных ситуациях) и самостоятельной (в игровых ситуациях) деятельности.
Содействовать осознанию родителями воспитанников ответственности за жизнь и здоровье ребёнка в ситуациях, связанных с соблюдением (нарушением) правил дорожного движения, за формирование у малыша позиции участника дорожного движения, совершенствовать их педагогическую культуру.
Ожидаемые результаты:
расширение кругозора у воспитанников; повышение социальной компетенции дошкольников, культуры поведения детей на улице и в общественном транспорте;
становление готовности детей самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасности, разумного поведения в непредвиденных ситуациях, сформированности устойчивых навыков самосохранения;
координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями, воспитателями, сотрудниками ГИБДД;
вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.
Этапы проекта
Подготовительный этап.
Цель: Разработать систему по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников старшего возраста.
Основной этап.
Цель: Апробировать проект, выявить положительный опыт и проблемы, внести коррективы.
Формы организации детской деятельности.
Организованная деятельность детей
Совместная деятельность взрослых и детей
Свободная самостоятельная деятельность
План реализации проекта
Формы работы с детьми и родителями Содержание работы
Сентябрь
Непосредственно образовательная деятельность Развитие конструктивной деятельности «Транспорт» - учить создавать из строительного или бросового материала знакомые виды транспорта, закрепить правила безопасности движения.
Целевые прогулки, наблюдения Целевая прогулка по прилежащей к детскому саду улице: закрепить знания о транспорте, дорожных знаках.
Беседа «Как работают водители» : закрепить знания о труде водителя;
Дидактические игры, упражнения «Дорога в Изумрудный город» : закреплять знания формы, цвета, содержания дорожных знаков.
Сюжетно-ролевые игры
Игровые ситуации «Странный водитель» : показать, что может случиться, если водитель плохо слышит или не различает сигналы светофора, уточнить, где ему могут оказать помощь.
Другие формы работы с детьми Изготовление макета улицы, обыгрывание.
Работа с родителями Анкетирование родителей
Октябрь
Непосредственно образовательная деятельность «Наше село» - уточнить представления о родном селе: улицы, виды транспорта, дорожные знаки; побуждать вспомнить правила культуры поведения в общественных местах.
Целевые прогулки, наблюдения Наблюдение игр детей: обсуждение правильности выбора места игр.
Беседы, рассматривание иллюстраций «Безопасность на улице» - закрепить знания о культуре поведения во дворе, при ходьбе по тротуару, при переходе проезжей части, на автобусной остановке, в транспорте, при езде на велосипеде.
Дидактические игры, упражнения «Кто лучше знает свое село» - уточнить знания о родном селе и средствах передвижения по нему. Дидактические игры «1,2,3 не зевай транспорт дружно называй», «1,2,3;4,5 будем транспорт мы считать»
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - дорожное движение с перекрестком и светофором.
Игровые ситуации «Мы идем по улице»
Двигательная деятельность П/и «Кто быстрее соберет светофор» - упражнение в беге в разных направлениях, действии по сигналу, закрепление знания цветов и последовательности сигналов светофора.
Другие формы работы с детьми Просмотр видеофильма. Презентация «Про правила дорожного движения» по стихотворению С. Волкова «Торопыжка на улице». «Автомобиль. Дорога. Пешеход».
Работа с родителями Выступление инспектора ГИБДД
Ноябрь
Непосредственно образовательная деятельность Чтение художественной литературы. Рассказ Б. Житкова «Что я видел» - закрепить знания о правилах дорожного движения.
Развитие конструктивной деятельности «Улица» - учить выполнять поделки из бумаги путем складывания, объединять их в общую композицию, обыгрывать, закреплять знания о ПДД.
Целевые прогулки, наблюдения Целевая прогулка на перекресток – учить детей определять скорость транспорта, закреплять знания о ПДД.
Беседа «Правила и безопасность дорожного движения»
Дидактические игры и упражнения «Разложи знаки по форме», «Найди лишний по цвету, форме, содержанию» : закрепление знаний дорожных знаков.
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - в гараже стоит много машин разного назначения; водители берут документы у диспетчера, получают задание, заправляют машину на автозаправочной станции, возят пассажиров.
Другие формы работы с детьми Изготовление атрибутов бензозаправочной станции для игры «Улица» (колонка, шланг, циферблат).
Работа с родителями Информационная папка- раскладушка
«Соблюдайте правила дорожного движения»
Декабрь
Непосредственно образовательная деятельность Составление рассказов по картинкам пособия «Правила и безопасность дорожного движения» - формировать навыки составления рассказа по картинке, закреплять знания о поведении на дороге.
Художественное творчество. Рисование «Пешеходы идут по улице» - побуждать передавать впечатления от окружающего (дома, транспорт); закреплять умение рисовать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции фигуры и частей тела.
Целевые прогулки и наблюдения Наблюдение, как взрослые переходят через дорогу с колясками и детьми: обратить внимание, что в это время нельзя отвлекаться и шалить.
Беседа «Переходим проезжую часть улицы» - закрепить правила поведения во время перехода через дорогу по «зебре», знаку.
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - движение транспорта и пешеходов регулирует светофор, мамы с колясками и детьми постарше переходят улицу.
Игровые ситуации Игровая ситуация «Будь внимательным». Игра «Иду по дорожке», «Найди жезл». Игра – тренинг "Паровозики" и "машины"
Создание проблемной ситуации «На вызов едет пожарная машина». Задача детей: организовать движение других транспортных средств
Чтение М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице», Маршак С. «Светофор»
Другие формы работы с детьми Просмотр диафильма «Загадки светофора»
Работа с родителями Беседа с родителями «Пример родителя – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице»
Январь
Непосредственно образовательная деятельность Художественное творчество. Рисование «Знаки дорожного движения» - упражнять детей в рисовании разными изобразительными материалами, передавая форму и содержание знаков; закрепить знание знаков дорожного движения.
Составление рассказов по картине «Улица города» - учить составлять описательный рассказ, используя точные слова для обозначения предметов; закреплять знания о правилах движения и поведения пешеходов на улице.
Развитие элементарных математических представлений. «Куда пойдешь и что найдешь» - учить ориентироваться в пространстве в соответствии с дорожными знаками «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение».
Целевые прогулки, наблюдения Целевая прогулка к дороге.
Беседа «Где ремонтируют машины» - уточнить знания о мастерских по ремонту автотранспорта, познакомить со знаком «Техническое обслуживание автомобилей» и игровыми действиями «осмотр машины», «закручивание гаек», «мойка».
Дидактические игры и упражнения «Угадай, что изменилось» - побуждать видеть изменения в пространственном расположении транспорта и знаков на улице.
«Пройди и собери» - закрепить знания дорожных знаков.
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - движение по улице в соответствии с сигналами светофора, роль которого исполняет ребенок.
Игровые ситуации «Как поступить» - закрепить знания действий пешеходов и транспорта при определенных сигналах светофора.
Чтение Г. Цыферов «Сказки на колесах»
Другие формы работы с детьми Изготовление атрибутов для настольной игры «Построй город» (дома, транспорт, деревья)
Работа с родителями Совместная выставка рисунков «Улица, на которой я живу»
Февраль
Непосредственно образовательная деятельность Развитие конструктивной деятельности. «Улица» (с использованием строительных наборов, бумаги, бросового материала) – уточнить место расположения домов, зеленых насаждений, проезжей части и тротуара.
Составление рассказа «Моя улица» - учить составлять последовательный рассказ по схеме, использовать имеющиеся знания о ПДД.
Целевые прогулки, наблюдения Целевая прогулка по улице: побуждать видеть, как транспортное средство тормозит и продолжает движение по инерции (гололед)
Беседа, чтение «Правила поведения в транспорте» - закрепить знания о культуре поведения в общественных местах: уступать место, не ходить по салону, соблюдать чистоту, самостоятельно выходить после взрослых
Дидактические игры и упражнения «Построй город» - закрепить знания о частях улицы, движении транспорта по улицам города с выполнением поворотов и движения по кругу в соответствии с дорожными знаками. Игры-тренинги «Мы пешеходы», «Ловкий пешеход».
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - предложить объединить с играми «Семья», «Детский сад», «Магазин»
Игровые ситуации Проблемная ситуация «Бабушка на другой стороне улицы» - упражнять в правильном поведении: не вырываться из рук мамы, не бежать навстречу бабушке
Другие формы работы с детьми Развлечение «Светофор»
Работа с родителями Изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций.
Март
Непосредственно образовательная деятельность Составление рассказа по картине В. Гербовой «Случай в автобусе» - упражнять в составлении сюжетного рассказа по картине, используя личный опыт
Художественное творчество. Рисование «Моя любимая улица» - закреплять умение изображать предметы и явления, отбирая содержание в соответствии с тематикой; закреплять знания о правилах движения автотранспорта и пешеходов
Беседа «Чем можем – поможем» - учить замечать затруднения окружающих на улице и в транспорте и стремиться помочь им, показать, где находится знак «Пешеходный переход», уступить место в транспорте и др.
Дидактические игры и упражнения «Собери знак» - закрепить знания о дорожных знаках, их цвете и форме, учить собирать их, используя пособие Дьенеша, «Исправь ошибку», «Собери дорожный знак»
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - водители сдают экзамены на знание ПДД в игре «Школа Светофора»
Игровые ситуации «В автобус вошла бабушка», «Малыш требует место у окна» - закрепить правила поведения в транспорте
Чтение С. Маршак. Скверная история, Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер»
Другие формы работы с детьми Изготовление атрибутов для игры «Улица»
Работа с родителями Решение педагогических ситуаций по правилам дорожного движения
Апрель
Непосредственно образовательная деятельность Художественное творчество. Аппликация «Пешеходы идут по улице» - учить вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое, побуждать создавать коллективную композицию, дополнять ее деталями, отражая впечатления от окружающего мира
Составление рассказов из личного опыта «Как я шел с мамой в детский сад» - учить составлять рассказ на предложенную тему
Целевые прогулки, наблюдения Целевая прогулка к проезжей части улицы : показать, как тормозят машины в дождливую погоду и как это опасно для пешеходов
Беседа «Как перейти улицу» - закрепить правила движения по знаку
Дидактические игры и упражнения Лото «Найди пару знаку» - закрепить знания дорожных знаков (цвет, форма, содержание).Д/И «Лото безопасности», «Стань другом светофора», «Островок безопасности»
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - объединение с играми «Ателье», «Магазин»
Игровые ситуации «Опасности на дороге»
Чтение Д. Денисова. Как перейти дорогу», Дорохов А. «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»
Другие формы работы с детьми Развлечение «Петрушка на улице»
Работа с родителями Рекомендации: продумайте и найдите наиболее безопасный путь от дома до д/сада;
Май
Непосредственно образовательная деятельность Художественное творчество. Аппликация «Улица» - побуждать создавать коллективную композицию, передавая определенную дорожную ситуацию
Целевые прогулки, наблюдения Наблюдение за переходом проезжей части пешеходами
Беседа «Что должны знать и уметь водители» - уточнить знания о транспорте и ПДД, состояние здоровья водителя.
Дидактические игры и упражнения «Закончи движение машины» - упражнять в решении проблемных ситуаций при движении транспорта. Настольно-печатные игры: «Дорожные правила», «Ралли по пустыне»
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - грузовые и легковые автомобили едут по улице, пешеходы идут по тротуару; водители заботятся о своем транспорте
Двигательная деятельность Езда на самокате - учить детей отталкиваться правой и левой ногой. Подвижная игра «Цветные автомобили»
Чтение Н. Носов. Автомобиль, Д. Денисова. «Как перейти дорогу», Д. Денисова. «Как перейти дорогу»Прокофьев С. «Мой приятель – светофор», Северный А. «Светофор»
Работа с родителями Итоговое мероприятие. Развлечение «Я шагаю по улице»
Итоговый этап.
Цель: Проанализировать результативность проекта и дать анализ работы по нему.
Основными методами обследования являются беседа по специально разработанным вопросам, обсуждение проблемных ситуаций, наблюдение за поведением детей.
В целом об эффективности работы над проектом свидетельствует анализ данных диагностирования.
Наибольшая динамика прослеживается в формировании системы знаний о правилах поведения на дороге и в общественном транспорте – виды транспорта, дорожные знаки, правила безопасного дорожного движения в качестве пешехода.
Активизировали знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.
Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.