Татьяна Демкина
Методическое обеспечение математического развития детей 5–6 лет по теме «Страна детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое обеспечение математического развития детей 5-6 лет по теме «Страна детства».
Воспитатель Костина А. Н
МБУ д/с № 16 «Машенька»
Содержание
1. Календарно – тематический план (на материале решения задачи : формирование элементарно математических представлений).
2. Конспект совместной деятельности педагога и детей (образовательная деятельность).
Публикация «Методическое обеспечение математического развития детей 5–6 лет по теме „Страна детства“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
3. Проект предметно – развивающей среды по организации самостоятельной деятельности детей.
4. Литература.
5. Приложение.
Календарно-тематический план решения задачи: формирование элементарных математических представлений дошкольников.
Группа: старшая.
Тема недели: «Страна детства» Тема дня: «Поиграем, посчитаем!»
Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей (организация предметно-развивающей среды) Взаимодействие
с родителями/ социальными партнерами
Образовательная деятельность Образовательная деятельность
в режимных моментах
Математический досуг «Поиграем, посчитаем»
1. Разминка
2. Д/и «Кого не стало»; «Что лишнее?», «Наведи порядок», «Будь внимателен», «Отгадай цифру»
3. Ориентировка в пространстве «Что, где?»
4. «Математическая разминка»,
4. Знакомство и закрепление цифр
Прямой и обратный счет
5. Классификация геометрических
фигур (Квадрат, треугольник, круг, трапеция, пятиугольник, прямоугольник, большая фигура, черная фигура).
6. Графический диктант
Утро: Вспоминаем сказки в названии которых есть число (Три медведя, Два Мороза, Белоснежка и семь гномов, Три поросенка, Волк и семеро козлят)
Д/и «Составь предложение» - дети составляют предложение с предложенным числом. Цель: научить составлять предложение с заданным числом
Прогулка № 1 «Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время — одуванчик раскрывается в 5—6 часов утра, а к 2—3 часам дня уже гаснут желтые огоньки» (Д. Зуев). Ярко-желтый одуванчик! Ты зачем сменил кафтанчик? Был красивым, молодым, Стал, как дедушка, седым!
Воспитатель задает детям вопросы.
Как выглядит одуванчик?
Как распространяются его семена? Правила поведения на природе Экспериментирование:
«Солнечные зайчики»
Подвижные игры «Отмерялки» - на закрепление навыков прыжка с места (измерение прыжка условной меркой –скакалкой)
«Третий лишний» Цель: Развивать внимание детей, быстроту реакции, бег на скорость
Индивидуальная работа с детьми «Найди свое место»
Обед Пальчиковая гимнастика:
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики, мы с тобой подружимся маленькие пальчики 1, 2, 3, 4, 5-начинаем счет опять 5, 4, 3, 2, 1-дружн мы в кругу стоим. Дети поднимают одну ладонь, затем другую, поочередно соединяют пальцы и разъединяют. Закрепление прямого и обратного счета до 5. Разрабатывается мелкая мускулатура рук перед работой за столом.
Вечер Дидактическая игра «Помощник» - изменение глаголов по временам. Кто приходил к нам в гости сегодня, приходил вчера, кого пригласили на завтра?
Прогулка № 2 .«Палочка - выручалочка» - Цель: умение быстро менять направление и темп движения. Актуальная среда
Сюжетные картинки и иллюстрации по сказкам
Цифровые веера и предметные карточки.
Н/ п игры: «Ботаническое лото», «Геометрическая мозаика»
Лужайка с одуванчиками. Зеркало, поверхности для прослеживания солнечных зайчиков.
Обручи, скакалки, мячи.
Цифры на асфальте, у детей карточки с цифрами.
Предложить родителям вместе с детьми сделать «Домики чисел», и головоломки для группы
Посоветуйте родителям, чтобы они обращали внимание детей на то, когда происходят те или иные события, используя слова: вчера,сегодня,завтра.
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей
(образовательная деятельность)
по теме «Поиграем, посчитаем!»
Костина А. Н, воспитатель
МБУ д/c №16 «Машенька»
Образовательная программа «От рождения до школы»
( Авторы: Веракса Н. Е).
Возрастная группа: 5-6 лет
Содержание деятельности детей (дидактические единицы) : геометрические фигуры; ориентировка в пространстве; счет в пределах 7.
Задание для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления и способы представления решения) :
Задание (действие и его содержание) Способ предъявления задания Способ презентации результатов выполнения задания
1. Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос Словесный Словесно-Практический
2. Найдите и назовите изменения
Словесный Словесно-практический
3 Найдите лишнюю фигуру и объясните свой выбор. (Квадрат, треугольник, круг, трапеция, пятиугольник, прямоугольник, большая фигура, черная фигура).
Словесный Словесно-практический
4 .Положите перед собой все треугольники; положите ниже треугольников все квадраты;положите ниже квадратов все прямоугольники; убирите фигуры которые не являются четырехугольники
Словесный Словесно - действенный
5. Покажите цифру, которая стоит после цифры 5, 2, 7
-Перед цифрой 2, 4, 8.
-Следует за цифрой 1, 3, 6
-Стоит между 2 и 4, 7 и 9, 3 и 5. Словесный Словесно - действенный
6. Поймайте мяч и ответьте на вопрос:
«Кто слева от тебя?» «Что перед тобой?», «Что находится за тобой».
Словесный Действенный
7. У каждого из вас свой набор цифр. Я задаю вопрос, вы думаете, ответ показываем цифрой.
- это число больше 5 на 1
- это число меньше 7 на 1
- Это число стоит между цифрами 5 и 7
- Соседи этого числа цифры 3 и 5
Словесный Словесный
8. Возьмите свои карандаши, листочки, найдите начальную точку, выполняем задание. Словесный Практический
Образовательные задачи.
1. Формировать у детей навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги
2. Продолжать формировать умение давать полные ответы на заданные вопросы, согласовывать количественные числительные с существительными в роде, числе и падеже.
3. Совершенствовать у детей навыки счета в пределах 7, закреплять умения пользоваться порядковым и количественным счетом.
4. Закреплять у детей знания о последовательности времен года, месяцев, дней недели, частей суток.
5. Уточнять у детей представления о геометрических фигурах,
развивать у детей умение группировать предметы по размеру, цвету, форме.
Материалы и оборудование.
1. Дидактический материал :
–геометрические фигуры блоки «Дьенеша», цифровые веера, цифры, мяч
2. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей :
Сюжетные картинки с временами года, циферблат дни недели, плакат части суток.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей (НОД)
Этап Деятельность педагога Деятельность детей
Вводная Разминка:
Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:
-Какое сейчас время года?
-Назовите все времена года, начиная с того, которое идет сейчас.
-Какой сейчас идет месяц?
- -Какой сегодня день недели?
-Что было вчера?
-Что будет завтра?
-Сколько всего дней в неделе?
-Сколько выходных дней?
-Какая сейчас часть суток?
-Сколько всего частей в сутках? Назовите их.
Дети проявляют интерес к предложенной деятельности
Основная Игра «Кого не стало?» (убрать одну-две из разложенных фигур, дети замечают и называют изменения).
Игра «Что лишнее?»
На доску вывешиваются различные геометрические фигуры. Дети называют их. Далее убирается лишняя фигура. Дети объясняют свой выбор. (Квадрат, треугольник, круг, трапеция, пятиугольник, прямоугольник, большая фигура, черная фигура).
Игра «Наведи порядок»
На столах у детей лежат разные фигуры : по цвету, размеру, размера. Задания выполняют парами
Игра «Будь внимателен»
-Покажите цифру, которая стоит после цифры 5, 2, 7
-Перед цифрой 2, 4, 8.
-Следует за цифрой 1, 3, 6
-Стоит между 2 и 4, 7 и 9, 3 и 5.
И/у «Что, где?»
Дети образуют круг. Ведущий бросает мяч одному из детей и спрашивает : «Кто слева от тебя?» «Что перед тобой?», «Что находится за тобой».
Математическая разминка(«Азбука счета»В. Степанова)
«Отгадай цифру»
- У каждого из вас свой набор цифр. Я задаю вопрос, вы думаете, ответ показываем цифрой.
- это число больше 5 на 1
- это число меньше 7 на 1
- Это число стоит между цифрами 5 и 7
- Соседи этого числа цифры 3 и 5
«Графический диктант»
- Возьмите свои карандаши, листочки, найдите начальную точку, выполняем задание.
Дети анализируют и объясняют что лишнее
Слушают, классифицируют
Слушают, выполняют задание.
Играют, строятся.
Слушают, выполняют.
Слушают, пишут.
Заключительная Подведение итогов
- Какое задание понравилось? Какое оказалось сложным? Молодцы!
Слушают, отвечают
Методы и приемы :
1. Практический (показ предметов и способов действий).
2. Наглядный (Демонстрация картин, иллюстраций).
3. Словесные (объяснение, уточнение, вопросы)
Литература:
В. П Новикова «Математика в детском саду».
Л. ВМинкевич «Математика в детском саду «(старшая группа)
Москва издательство «Скрипторий 2003»,2014 г.
О. А Скоролупова «Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО»
Москва издательство «Скрипторий 2003»,2015г
«Характеристика предметно-развивающей среды по организации самостоятельной интегрированной деятельности детей»
Название центра (микро-центра) Материальный компонент среды Организационный
компонент среды
(ГДЕ и КАК
ПРЕДСТАВЛЕНЫ) Личностный компонент среды
(ЧТО ДЕЛАЮТ)
Перечень материалов
(ЧТО) Характеристика материалов
(КАКИЕ)
Сенсорный центр
Познаватель
ный центр
Центр
физической культуры
Центр развития речи Стимульный материал
Материалы и оборудование
для деятельности
Геометрические фигуры
Блоки «Дьенеша»
Цифровые веера
Цифры
Мяч
Сюжетные картинки с временами года
Циферблат «Дни недели»
Плакат - части суток
Пластмассовые, разноцветные, фабричные.
Пластмассовые,
разноцветные, фабричные.
Пластмассовые, фабричные
Картонные,
фабричные
Резиновый
Фабричные
Картонные, на печатной основе, крупные, яркие
Фабричный
Картонный, яркий
Картонный, фабричный
На столе
На стене
На магнитной доске
На стене
На столе
На полке
На паласе
На стене
На стене
На стене
Мотивирует детей к деятельности
Способствует развитию мелкой моторики
Способствуют развитию логического мышления, формированию представлений о геометрических фигурах.
Развивают зрительную память, закрепляют знания о количественных отношениях в натуральном ряду чисел прямом и обратном порядке.
Способствуют закреплению зрительную память, закрепляют знания о количественных отношениях в натуральном ряду чисел прямом и обратном порядке.
Развивает физические способности, развивается активное внимание.
Формируют умения поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
Закрепляет названия дней недели, месяцев
Способствует закреплению частей суток
Приложение 1.
Графический диктант
2 вверх, 3 вправо, 2 вверх, 4 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 5 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 8 влево.