Наталья Ярушина
Проект «Уральский сказитель П. П. Бажов»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность реализации проекта
Воспитание патриотических чувств- задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.
Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.
Публикация «Проект „Уральский сказитель П, П, Бажов“» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Урал - наш край родной
- Темочки
Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы,созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной «природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова-это язык русской Одиссеи. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».
М. П. Никулина, историк: «Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом – в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете».
Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П. П. Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.
Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный и удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.
Проблема:дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.
Причины возникновения проблемы:
1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.
2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.
3. Возникает информационное голодание в области пропаганды и в области историко-культурного наследия, традиций родного края.
Цель проекта :углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П. Бажова.
Задачи:
• формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;
• познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;
• создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»
• развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;
• формировать чувство гордости за свой родной край;
Тип проекта : творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта : семейный, групповой.
Сроки реализации проекта : ноябрь-декабрь
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Целевые ориентиры:
-обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о жизни людей на Урале;
-активно вступает во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности;
-высказывает свое мнение, пересказывает эпизоды произведений; обогатился словарный запас;
-проявляет творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности;
-родители- активные участники реализации проекта.
Реализация проекта
1 Этап. Подготовительный.
-Познакомить с темой проекта детей и родителей;
-Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова»
-Оформить выставку книг по творчеству писателя;
-Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.
2Этап. Основной.
Познавательно – исследовательская деятельность:
-Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?».
-Рассматривание иллюстраций к сказам П. П. Бажова.
-Презентация «Богатство Урала».
Коммуникативная деятельность:
-Чтение сказов П. П. Бажова, пересказ эпизодов.
-Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.
-Рассказывание стихотворений о родном крае.
Продуктивная деятельность:
-«Ящерица». Нетрадиционные техники рисования (иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»);
-Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». Нетрадиционные техники аппликации (коллективная работа).
-Изготовление каменного цветка (пластилин, камешки).
Музыкально- художественная деятельность:
Разучивание на музыкальном занятии :
- хоровод «Уральский»;
- песня «Край родной».
3 Этап. Заключительный.
-Открытое мероприятие «Богатство Урала»;
-Выставка детского творчества по сказам Бажова;
-Итоговое занятие «Добрый сказочник П. П. Бажов»
-Оформление книги «Мудрые сказы П. П. Бажова»
(детские рисунки по сказам, выполненные совместно с родителями)
Вывод.
В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Адресная направленность: Представленный педагогический опыт в области исследуемой темы может быть использован специалистами дошкольного профиля в решении конкретных воспитательно – образовательных задач.