Насибулина Валентина Александровна
Проект «Удивительный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект на тему:
«Формирование экологических представлений о свойствах песка у детей старшего дошкольного возраста посредствам исследовательской деятельности».
1. Паспорт проекта
Место реализации: МБДОУ ЦРР Детский сад № 35 «Сказка»
Участники проекта: дети старшей группы, их родители.
Автор проекта: воспитатель Насибулина Валентина Александровна
Длительность проекта: 4 недели.
Темочки:
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Основание для разработки: Федеральный Образовательный Стандарт дошкольного образования.
Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Цель проекта:
Ознакомление дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, значением его в жизни живых существ и для человека.
Задачи проекта:
-формировать у детей комплекс знаний о свойствах сухого и мокрого песка, способах работы с ним;
-расширять средства познания и естественно научный опыт детей, связанный с познанием свойств песка и предметов, изготовленных из песка;
-познакомить детей со значением песка в жизни живых существ и для человека.
2. Актуальность темы.
Игра с песком, пожалуй, одна из многогранных и любимых забав для детей. Едва оказавшись в песке, ребенок погружается в свой мир. И неудивительно! Ведь из песка можно строить очень интересные вещи. Даже обычные куличики можно превратить в развивающие детские игры. Но всё ли дети знают о свойствах песка? Чем отличается сухой песок от мокрого? Где взрослые люди используют песок?
Проблема.
Во время прогулки дети играли в песочнице, и у детей не получалось сделать куличи из сухого песка, и это вызвало вопрос: «А почему у нас из сухого песка не получается сделать куличики?» так сформулировали проблему дети.
Гипотеза проекта.
Мы предполагаем, что куличи не получаются из сухого песка, потому что он сыпучий.
Вопросы на которые будем искать ответы.
Для чего нам нужно изучать свойства песка?
Из чего состоит песок?
Какого цвета песок?
Можно ли из сухого/мокрого песка лепить?
Можно ли на сухом/мокром песке рисовать?
Может ли песок двигаться?
Где и как люди могут использовать песок?
Как можно играть с сухим и мокрым песком?
Предполагаемый результат.
Использование различных методов и форм (игровой, исследовательской, экспериментирования) при ознакомлении детей со свойствами песка позволят раскрыть важные особенности, свойства и значения песка и приведут детей к:
- развитию познавательно-исследовательских способностей, приобретению новых знаний, умений и навыков;
-развитию наблюдательности основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей детей, умению высказывать свое мнение;
-формированию умения сотрудничества: умению договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;
-увеличению процента детей, желающих активно участвовать в исследовательских экспериментах и экспериментировать.
Методы и приемы работы.
Наглядные (наблюдение, иллюстрация).
Словесные (беседы, чтение художественной литературы).
Практические (игры эксперименты, опыты).
3. Этапы реализации проекта 1этап – подготовительный
-определение цели и задач проекта.
Цель проекта:
Ознакомление дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, значением его в жизни живых существ и для человека.
Задачи проекта:
-формировать у детей комплекс знаний о свойствах сухого и мокрого песка, способах работы с ним;
-расширять средства познания и естественно научный опыт детей, связанный с познанием свойств песка и предметов, изготовленных из песка;
-познакомить детей со значением песка в жизни живых существ и для человека
-подбор материала: предметные картинки, иллюстрирующие использование песка в деятельности человека и других живых существ. У детей возник вопрос:
- где и как люди могут использовать песок?
- как можно играть с сухим и мокрым песком?
-выявление знаний детей о предметах неживой природы (о песке, воде): беседа «Для чего нужен песок» Иры и манипуляции с песком (развитие мелкой моторики рук). Из игры и манипуляции с песком у детей возник вопрос «Для чего нам нужно знать свойства песка?», Какого цвета песок?
-разработка консультации для родителей
II этап – содержательный
- беседы: Беседы: «Значении песка в природе, «Где используют песок» «Кто живет в песке?»
- опыты: «Песок», «Мокрый песок», «Песчаный конус», «Рассеянный песок», «Своды и тоннели»
- наблюдения: «Можно ли из сухого/мокрого песка лепить?». «Можно ли на сухом/мокром песке рисовать?»
- игры: «Здравствуй песок», «Песочный дождик», «Волшебные отпечатки на песке», «Угадай, что спрятано в песке», «Самодельный водопад», «Детские секретики», «Город, где мы живем»
- продуктивная деятельность: рисование на тему: «Узоры на песке», конструирование коллективное: «Песочный город», аппликация из цветного песка: «Волшебный песочек», лепка из песка: «Посуда и игрушки для кукол».
III этап – итоговый
-оформление материалов
-представление продуктов проекта
-выставка продуктов детского художественного творчества
-коллаж из фотографий
Выводы:
-песок твердый и сыпучий.
-движение песка похоже на течение.
-песок пропускает воду.
-сухой песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а в мокром песке песчинки прилипают друг к другу.
Результаты проекта.
Дети узнали: сухой песок: сыпучий, видны формы песчинок, движется, имеет цвет, хорошо пропускает воду, не лепится, можно рисовать, не имеет форм, легче в весе.
Дети при помощи экспериментов и опытов сами нашли ответы что мокрый песок: не сыпучий, не видны формы песчинок, не движется, имеет темный цвет, хорошо пропускает воду, лепится, можно рисовать, сохраняет форму (пока не высохнет, тяжелее в весе).
Использование песка людьми: приятно и полезно ходить, лежать, играть, строить. Посыпают дорожки зимой, чтобы не поскользнуться. Тушат пожар. Используют в строительстве.
Методическое обеспечение проектной деятельности.
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва, 2005г.
2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва, 2007г
Приложение
Игры с песком
Здравствуй песок
Цель: снижение психофизического напряжения.
Оборудование: "Волшебник - песок" – интерактивный комплекс песочной анимации.
Ход игры: педагог- просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребенок:
-дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
-легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
-дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
-перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка или его хозяин —.»
Дети старшего дошкольного возраста описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.
Песочный дождик
Цель: снижение психофизического напряжения, развитие внимания, воображения.
Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации.
Ход игры.
Педагог, в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
«Волшебные отпечатки на песке»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений
Содержание: воспитатель и дети оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.
«Угадай, что спрятано в песке»
Содержание: ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.
«Пересыпание сухого песка через воронку»
Цель: познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.
Содержание. Воспитатель подводит группу детей (не более 8 человек) к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки.
Показывает как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму. Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт».
Игры с решетом
«Детские секретики»
Цель: научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.
Содержание.
Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину.
Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.
Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.
Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.
«Город, где мы живем»
Цель: развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают заводы.
Содержание:
Две группы детей строят родной город, каждая — в своей песочнице. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Команды задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном
Приложение.
Опыты.
Опыт №1
«Песок»
Цель. Рассмотреть форму песчинок.
Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.
Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.
Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.
Опыт № 2
«Песчаный конус»
Цель. Установить свойства песка.
Материалы. Сухой песок.
Процесс. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплавы; движение песка похоже на течение.
Итог. Песок может двигаться.
Опыт № 3
«Рассеянный песок»
Цель. Установить свойство рассеянного песка.
Материалы. Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.
Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.
Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.
Опыт № 4
«Своды и тоннели»
Цель. Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.
Материалы. Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.
Процесс. Вставляем в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой.
Итог. Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми.
Опыт № 5
«Мокрый песок»
Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка.
Материалы. Мокрый песок, формочки для песка.
Процесс. Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.
Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
Опыт №6
«Свойства песка»
Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом рисования песком.
Материал: песок, пластиковые стаканы, лейки с водой, формочки, лупы, альбомные листы, клеевые карандаши.
Воспитатель предлагает рассмотреть песок: какого цвета, насыпать в стаканы, высыпать, потрогать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего же состоит песок? Мы можем рассмотреть песчинки через специальный прибор, который называется лупа. В лупу встроено волшебное стекло, оно все маленькие предметы превращает в большие (рассматривают). Песчинки маленькие, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из сухого песка лепить? Почему? Что нужно сделать, чтобы мы могли лепить из песка? Дети из леек поливают песок.
Мокрый песок можно сыпать струйкой? Зато он может принимать любую форму, пока не высохнет (дети лепят формочками). Почему же так происходит? Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, они слипаются, будто держат друг друга за ручки (можно еще раз через лупу рассмотреть сухой и мокрый песок). На ровной поверхности мокрого песка можно рисовать палочкой (показывает).
Опыт № 7
«Песок может двигаться»
Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.