кругова нина
Проект «Мир комнатных растений» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение №14 «Сказка»
города Дубны Московской области
на тему:
«Мир комнатных растений»
Выполнила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Кругова Нина Александровна
г. Дубна
Введение
Публикация «Проект „Мир комнатных растений“ в средней группе» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Проект «Комнатные растения» подготовлен для дошкольников (4-5 лет) по разделу «Окружающий мир». Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Работа над проектом позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ.
Длительность проекта 2 недели.
Основная часть
Актуальность
В наши дни проблемы окружающей среды чрезвычайно актуальны и привлекают к себе все больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу. И чтобы это воздействие не было для нее губительным, необходимо иметь достаточно высокий уровень экологических знаний.
Именно поэтому экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в труде, повседневной жизни). При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение.
Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Такое «живое» общение могут обеспечить комнатные растения, которые являются частью развивающей экологической среды в ДОУ, частичкой живой природы, тем дидактическим материалом, на котором могут решаться задачи всестороннего развития детей. «Живое» общение с растениями, позволяет использовать комнатные растения для формирования экологических понятий. Многообразие форм, красок, запахов, присущее комнатным растениям, влияет на чувства ребенка, обучает его понимать и оценивать красивое.
Таким образом, использование комнатных растений для формирования экологических понятий целесообразно, т. к. в мире растений наглядно проявляются основные закономерности: целостность, изменение, развитие. При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. У педагога есть возможность наглядно показать детям закономерности, существующие в мире растений, связи, зависимости организма от окружающей среды.
Еще до начала работы с комнатными растениями, я часто замечала какое-то равнодушие у детей к зеленым обитателям на подоконнике в нашей группе.
Возможно, это естественно. Ведь, как известно, у дошкольников слово часто расходится с делом. Все дети дают потрясающие ответы на вопрос – что будет, если исчезнет вода, животные, растения? Все они знают, что растение, например, погибнет, если его не поливать, если за ним не ухаживать. Но вместе с тем, поливают его чаще всего именно тогда, когда об этом напомнит или попросит воспитатель.
Я задалась вопросом, как сделать так, чтобы дошкольники активно стремились к общению с природой и самостоятельно проявляли заботу о ее обитателях и комнатных растениях в частности. Так возник проект для детей средней группы «Мир комнатных растений».
Цели проекта :
1) Создание условий для ознакомления с миром цветов;
2) Воспитывать познавательное отношение к природе;
3) Развивать добрые чувства, ответственность за благополучие живых организмов, которые нуждаются в их покровительстве.
Задачи проекта :
1) Формировать представления о комнатных цветах, их значимости в жизни человека;
2) Развивать любознательность, наблюдательность, активность в познавательной деятельности;
3) Развивать навыки моделирования и экспериментирования;
4) Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к цветам;
5) Изучить влияние деятельности человека на жизнь растений.
Виды деятельности:
Образовательная деятельность (речевое развитие, художественное творчество, познавательное развитие, игровая и трудовая деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей и взрослых.
Продукты проекта :
Фотоальбомы, рисунки, схемы, выставки, дидактические игры, картотека стихов, загадок о комнатных растениях, подборка комнатных растений, инвентаря по уходу за комнатными растениями, подборка научно – художественной литературы.
Участники проекта :
Дети средней группы, воспитатель.
Предполагаемые результаты:
1) Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с многообразием комнатных растений :
Оформление альбома «Комнатные растения»;
Подбор стихов, загадок; рассказов
Оформление таблиц «Что нужно для роста растений», «Как ухаживать за растениями», «Орудия труда по уходу за растениями».
2) Заинтересованное отношение детей к поисковой деятельности;
3) Более бережное отношение детей к растительному миру.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
• Подборка иллюстраций, плакатов по теме;
• Подборка художественной литературы о комнатных растениях;
• Разработка серии дидактических игр;
• Наблюдения за растениями.
Основной этап:
• Беседы: «Зачем нужны комнатные растения?», «Уход за комнатными растениями»; «Знакомство с комнатными растениями»; «Цветущие комнатные растения»;
• Рассматривание иллюстраций и плакатов по теме;
• Рассматривание комнатных растений, наблюдения;
• НОД: «Комнатные цветы», «Строение растений»;
• Опыты: «Зачем растения вертятся?», «Зачем растениям нужен свет?», «Почему растения нельзя поливать холодной водой?»;
• Чтение художественной литературы: Е. Серова «Наши цветы», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Е. Благинина «Бальзамин», Г. Ракова «Фикус», «Бегония», «Привередица» - русская народная сказка, загадки, заучивание стихотворения «Бегония»;
• Дидактические игры: «Назови комнатное растение на заданный звук», «Узнай по описанию», «Собери комнатное растение», «Парные картинки», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Один и много», «Скажи ласково», «Посадим комнатное растение», «Сложи картинку, назови что получилось?»; «Где спрятана матрёшка?», «Опишите,я отгадаю»;
• Подвижные игры: «Кто быстрее посадит цветы», «Солнышко и дождик», «Растения», «За цветами»;
• Пальчиковые игры: «Наши алые цветы»; «Цветок»;
• Художественное творчество: Рисование «Примула в горшке», лепка «Фиалка»,обрывная аппликация «Горшок для цветка;
• Слушание музыки: П. И. Чайковский «Вальс цветов».
Заключительный этап:
• Выставка комнатных растений (ответственный - воспитатель);
• Изготовление паспорта комнатных растений (ответственный-воспитатель);
• Выставка детского творчества (ответственный – воспитатель, мл. воспитатель);
• Итоговое занятие «Помоги растению» (ответственный – воспитатель, дети)
• Конкурс рисунков «Мой любимый комнатный цветок»
Основное содержание:
Конспект занятия: «Комнатные цветы»
Предварительная работа:
рассмотреть с детьми комнатные растения в группе, в зимнем саду; познакомить с названием растений, обратить внимание на цветущие растения.
Цель: познакомить детей с комнатными растениями (герань, примула, бегония); учить находить и называть части комнатных цветов; учить ухаживать за комнатными растениями с помощью взрослых. Демонстрационный материал: Комнатные растения (герань, бегония, примула); предметные картинки этих цветов; план – схема описания растения. Раздаточный материал. Картинка с изображением комнатных растений, разрезанная на 5-6 частей.
Ход занятия
Организационный момент:
На доске выставлены картинки с комнатными растениями (герань, бегония, примула).
Воспитатель: Что это? (растения)
- какие это растения? (комнатные)
- почему они называются комнатными? (растут в помещении, комнате)
- из каких частей состоят растения? (корень, стебель, листья, бутоны, цветы) У некоторых (но не у всех) комнатных растений есть цветы. А в чем растут комнатные растения? (в цветочных горшках)
- назовите комнатные растения, изображенные на картинках.
Основная часть:
Игра «Посадим комнатное растение»
Дети составляют описание действий по представлению: «Сначала нужно насыпать влажную землю в цветочный горшок. В земле выкопать ямку. Аккуратно расправить корешки растения и засыпать их землей. Полить растение».
Воспитатель: Как нужно ухаживать за комнатными растениями, чтобы они росли хорошо (Рыхлить землю, поливать, обтирать цветы).
Физкультминутка: «День – ночь».
Дети сидят на корточках. На команду педагога: «день!» они поднимают руки над головой и тянутся к солнцу, приподнимаясь на носочки; на команду: «Ночь!» дети принимают исходное положение. Игра повторяется 3-4 раза.
Д. игра: «Сложи картинку и назови, что получилось»
У каждого ребенка картинка с изображением комнатного растения (герань, бегония, примула, бальзамин, фикус, разрезанная на 5-6 частей.
Составление рассказа – описания. Дети составляют рассказ – описание составленного растения по плану)
«Это герань. У герани крупные листья зеленого цвета овальной формы. Цветы герани могут быть разные: белые, розовые, красные».
«Знакомство с комнатными растениями»
Показать детям комнатные растения и назвать их : бальзамин, примула, фикус, хлорофитум, герань, бегония,. Затем указывает на растения, дети называют их по заданию воспитателя, выделяют в растениях корень, стебель, листья, цветы.
Д. игра: «Назови ласково»
Слова: корень, стебель, лист, бутон, цветок.
Д. игра: «Чего не стало»
Ведущий выставляет картинки с изображением комнатных растений (комнатные растения, называет их. Затем предлагает детям закрыть глаза и определить, какой картинки не стало.
Д. игра: «Один и много»
Ведущий называет цветок в единственном числе, а дети – во множественном: фикус – фикусы, фиалка – фиалки, кактус – кактусы и т. д.
Уход за комнатными растениями
Кто должен ухаживать за комнатными растениями нашей группы? (Мы.) Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли, цвели, были красивыми? (Ответы детей.) Для этого нужно вовремя поливать растения водой, вода – это их пища. Необходимо рыхлить землю в горшке, чтобы воздух проникал к корням. Если на листьях пыль, их следует протереть влажной тряпочкой. Расскажите, как вы и ваши родители ухаживаете за комнатными растениями дома. (Выслушиваются рассказы детей.) Внимательно осмотрите комнатные растения на подоконнике. какой уход требуется для них сейчас? (Дети осматривают растения и отвечают на вопрос.)
Предложить детям лейки с водой, влажные тряпочки, палочки для рыхления земли, пулеривизатор для опрыскивания растений, кисточки.
Рассказ «Аленький цветочек»
Оля и Юля – близнецы. Они родились в один день. И вот им исполнилось шесть лет. Сёстры получили много подарков. Мама подарила им куклу Барби. Папа – дом для неё. Дядя – мяч. Дедушка – книгу сказок. А бабушка принесла каждой девочке по маленькому горшочку с землёй и сказала.
- Поставьте горшочки на окно, поливайте землю через день и произойдёт чудо.
Оля сделала всё так, как сказала бабушка. А Юля про свой горшочек забыла. Через неделю в Олином горшочке появился зелёный росток, а через две недели распустился прекрасный цветок на высоком стебле.
- Аленький цветочек! – закричала Оля.
Бабушка улыбнулась и сказала:
- Он отблагодарил тебя за заботу.
- А где же мой цветочек? – спросила Юля.
- А твой цветочек погиб, потому что ты не ухаживала за ним. – вздохнула бабушка.
Вопросы:
- Как зовут девочек?
- Какие подарки они получили на день рождение?
- О чём бабушка предупредила девочек?
- Как поступили девочки с подарком бабушки?
- Почему у Юли не появился цветок?
Разучите стихотворение
Вот цветок бегония,
Пышная красавица.
Красотой своей она
Во всём мире славится.
Лепка «Фиалка»
Показать приё мы лепки цветка: скатать пять маленьких шариков, сплющить их между пальцами, соединить в форме круга, в серединке между лепестками прикрепить и прижать маленький жёлтый шарик – это сердцевина.
Наши работы
Рисование «Примула в горшке»
Детям показать несколько разных по цвету фиалок в горшках, обратить внимание детей на внешний вид растений : низкий кустик из плотных круглых и овальных листьев, соцветие напоминает зонтик с прилегающими друг к другу цветами. Показать приёмы изображения растения в горшочке гуашью (красками) : сначала рисуется горшочек, потом куст из листьев и сверху несколько цветов, прилегающих лепестками друг к другу.
Наши рисунки
Загадки о комнатных растениях
Стоит мокрый Ванёк,
А в кудрях – огонёк. (Бальзамин.)
На окошке у травы
Ноги выше головы,
А у бедного цветочка
Три лиловых лепесточка. (Традесканция.)
Этот доктор Айболит
На моем окне стоит.
Весь зеленый, будто ёлка.
Кашель есть, А насморк есть?
Быстро вылечит он всех. (Алоэ.)
Куст оконный и балконный,
Лист пушистый и душистый,
А цветки на окне –
Словно шапка в огне. (Пеларгония.)
Лист растёт косой
Умыт росой
У него на спинке
Белые пестринки,
А цветы –горстями, красными кистями (Бегония.)
В парке вырос куст
И широк и густ.
Лист как кожаный,
Плотно сложенный,
Ствол бузиновый,
Как резиновый. (Фикус.)
Хоть мы ростом низковаты,
Любят очень нас ребята.
Мы целый год почти цветём,
И украшаем дом.
Всех оттенков наши глазки,
Не жалеем для них краски. (Фиалка.)
Пальчиковая игра «Алые цветки»
Наши алые цветы, (раскрываются пальчики, кисти рук, поворачиваются влево - вправо.)
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет (потихоньку пошевелить пальчиками) .
Наши алые цветки,
Закрывают лепестки (сомкнуть пальцы вместе в «бутон»).
Тихо засыпают, (кисти рук опустить вниз.)
Головой качают (круговые движения кистями рук).
Опыт: «Зачем растения вертятся?»
(Живая природа – приспособление растений)
Цель: Показать, что для роста растения необходим свет.
Материалы: две плошки с растениями (лучше герань).
Опыт:
- Поставьте два растения рядом и в течение недели поливайте и ухаживайте за растениями. Только одно растение в течение недели периодически поворачивайте, а другое растение – нет. Через неделю сравните два растения. Что можно отметить? (Растение, которое периодически поворачивали, стало зелёным, листочки равномерно распределены вокруг стебелька. У другого растения листочки смотрят в окно).
Почему? (Потому что там солнышко. Листочки любят свет. Бледные листочки позеленели на свету.) Почему? Потому что растения своими листочками тянутся к свету.
Вывод: Растениям для роста нужен свет.
Опыт: «Зачем растениям нужен свет?»
(Неживая природа – явления природы – свет)
Цель: Показать, что для роста растения необходим свет.
Материалы: две плошки с растениями (лучше герань)
Опыт:
- Возьмите одно растение в плошке и поставьте на окно и в течение недели наблюдайте за листьями, какие они? (листочки яркие, зелёные. Смотрят на окно)
- Возьмите вторую плошку с растением и поместите в тёмное место. В течение недели поливайте растение, ухаживайте за ним: рыхлите землю. Через неделю внесите растение в комнату и поставьте на окно рядом со второй плошкой.
- Сравните два растения, какие произошли изменения? (Растение, которое стояло на окне, не изменилось. Оно очень зелёное. Листочки яркие, головки смотрят в окно. У растения, которое стояло в темноте, листочки изменились. Они стали очень бледными и пожелтели)
Итоги:
- У растения, которое стояло на окне, листочки зелёные.
- У растения, которое стояло в темноте, листочки стали бледными, вялыми. Почему? (Растению, которое стояло в темноте, не хватало солнышка)
Вывод: Растениям для роста необходим солнечный свет.
Опыт: «Почему растения нельзя поливать холодной водой?»
(Живая природа – особенности ухода за растениями)
Цель: Определить влияние тепла и холода на рост растений.
Материалы: три блюдца, семена фасоли, ёмкость с водой, тряпочки.
Опыт:
Перед опытом дети рассматривают семена. Определяют, когда можно семена высаживать на грядку. воспитатель предлагает детям проверить, какой температурный режим нужен для роста семян фасоли?
- Возьмите три тряпочки, смочите в воде и поместите в них семена. Разложите тряпочки с семенами на три блюдца. Первое блюдце поместите в прохладное место. Второе блюдце поместите там, где комнатная температура. Третье блюдце поместите у батареи. Свои наблюдения в течение двух-трёх дней фиксируйте в таблице.
Итоги:
- В первом блюдце семена только набухли.
- Во втором блюдце семена проклюнулись. - В третьем блюдце из семян появились ростки с листочками. Почему? Потому что третье блюдце стояло рядом с горячей батареей.
Подвижная игра «Посади цветы»
Дети делятся на две команды и становятся в колонну друг за другом. На расстоянии 4-5 метров напротив каждой команды стоит стул. На нём лежат искусственные цветы, и стоит детское ведро с песком. По команде первые игроки добегают до стула и ставят один цветок в «горшок» (ведро с песком, обегают стул и, прыгая на двух ногах, возвращаются к своей команде, встают в конец колонны. Как только игроки перепрыгнут через стартовую линию, бег начинает другой игрок.
Обрывная аппликация «Горшок для цветка»
Итоговое занятие
«Помоги растению»
Цель: закрепить знания детей о комнатных растениях : их названиях и приёмах ухода за ними. Продолжать учить детей ухаживать за растениями. Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.
Оборудование: Комнатные растения, схема строения растения, схема ухода за растением, фартуки, лейка, опрыскиватель, палочки для рыхления, тряпочки, миски для воды.
Ход:
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас встать в круг. Сегодня к нам придут гости. Я предлагаю вам настроиться на встречу с ними.
Тренинг «Заряд бодрости».
Мои ушки слышат всё. Дети гладят ушки.
Мои глазки видят всё. Гладят глазки.
Я вдыхаю аромат цветов! Делают вдох.
Воспитатель: Молодцы! Теперь вы готовы видеть, слышать, правильно отвечать на вопросы, рассказывать. (Раздаётся плач, в группу входит грустный Карлсон. В руках у него музыкальный цветок, который завял). Кто это к нам пришёл и плачет? Сейчас мы узнаем. Ой, да это Карлсон! Здравствуй, Карлсон! Ну что же с тобой случилось?
Карлсон: Здравствуйте, ребята! Мой цветочек был когда – то таким красивым, как на картинке. (показывает картинку). А теперь он заболел и мне его очень жалко.
Воспитатель: Ребята, а вам жалко цветок? Давайте мы подарим цветочку ласковые слова (красивый, нежный, ласковый, яркий, милый, любимый, алый, хрупкий, весёлый, добрый). Молодцы! Но наш цветочек всё равно грустный. Давайте присядем на стульчики и расспросим Карлсона о цветке. Уважаемый Карлсон, где у тебя был этот цветочек и как ты ухаживал за ним?
Карлсон: он рос у меня на крыше в моём домике, под ведром.
Воспитатель: Цветочек? Под ведром? Вот так Карлсон. Что же, ребята, он делал не так? Давайте подумаем. (под ведром нет света, тепла, воздуха и воды). Правильно, молодцы! Давайте поможем Карлсону. У меня на столе лежат волшебные карточки, выберем из них подходящие для нашего цветка.
Игра «Что необходимо растению для роста?» (карточки – солнце, лейка, земля, воздух, батон, игрушка.) правильно, ребята! Без тепла, света и влаги растения не растут и не цветут. Всем растениям нужен воздух. И обязательно нужны забота, нежность, любовь, поэтому твоему растению, Карлсон, под ведром было неуютно, он завял.
Карлсон: больше я его под ведром держать не буду.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы быть красивыми цветами? Я приглашаю вас в круг.
Психогимнастика «Я растение» (выполняется под медленную музыку). Закройте глазки и присядьте. Представьте себе, что вы маленькое растение, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем слабое, хрупкое, беззащитное. Но вот добрые руки поливают растение, вытирают с него пыль. Растение начинает расти (дети медленно поднимаются, листики поднимаются к свету (руки поднимают вверх, растение чувствует себя хорошо (руки опускают). Откройте глазки. Вам понравилось быть цветами?
Карлсон: ребята, а вы не могли бы мне рассказать из каких частей состоит моё растение. Я ведь этого не знаю.
Воспитатель: Ребята с удовольствием сейчас тебе об этом расскажут. А помогут нам в этом чудо – картинки. (у растения в земле прячется корешок, от корешка идёт стебель. На стебле есть листья и цветы).Молодцы, ребята! Действительно, у растения есть корень, стебель, листья, цветок. Все они ему нужны и важны. Ты запомнил, Карлсон, что тебе рассказали дети? Ведь они старались.
Карлсон: запомнил, запомнил, а ещё я знаю, что цветы надо поливать. Вот как я это делаю (льёт на растение сверху, разбрызгивая воду).
Воспитатель: Подожди, не торопись. Так ты можешь погубить растение. Вот и свой цветок неправильно поливал.
Карлсон: как погубить? Вы же сказали, что вода нужна для растения. Вот я и лью.
Воспитатель: Поливать, Карлсон, тоже надо правильно. Посмотри, как это будут делать дети (ребё нок поливает и рассказывает: носик лейки кладу на край горшка и лью воду на землю, а не разбрызгиваю. Много воды нельзя лить, это вредно для корешка).
Карлсон: Ура! Я теперь всё знаю, как правильно ухаживать за моим цветочком.
Воспитатель: Ребята, встаньте в круг. Закройте глаза (листья у цветка Карлсона поднимаются) раз, два, три – посмотри!
Карлсон: ой, мой цветочек стал здоровым и весёлым. Спасибо вам, ребята, за урок по уходу за растениями. Теперь я буду делать всё правильно. А теперь мне пора улетаь. Пока!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами много говорили о том, как помочь цветочку. Что ему нужно для жизни (свет, вода, тепло, воздух? Мы с вами будем ухаживать за цветами в нашей группе и тихо, шепотом будем спрашивать: «Как вы себя чувствуете?»
Список литературы:
1. Бердникова О. В. Комнатные растения от А до Я. М. : ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003. 320 с. – (Русский хесайон).
2. Дыбина О. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром».
3. Цветы в вашем доме. Составитель Т. А. Храмова ФГУИПП «Кострома», РИО, 2004.
4. Комнатные растения (мини-энциклопедия). Москва: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Внешсигма», 2001.
5. Гортинский Г. Б., Яковлев Г. П. Комнатные растения. Целители в вашем доме. М. : ЗАО «Фитон +», 2001.
6. Цветы на подоконнике. Москва, Мой мир, 2004.
7. Николаева С. Н. «Юный эколог».