Евгения Полякова
Проект «Удивительные камни»
▼ Скачать
Паспорт проекта
Программное содержание:
1. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома
2. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах неживой природы (камнях, свойствами камней, их особенностями.
3. Учить детей проводить элементарную классификацию по размеру (большой, средний, маленький); поверхности (гладкая, ровная, шероховатая); температуре (теплый, холодный); весу (лёгкий, тяжелый, плавучести (тонет, не тонет в воде).
Публикация «Проект „Удивительные камни“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
4. Развить у детей умение пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов ( оборудование: сосуды для опытов, приборы - увеличительное стекло);
5. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира.
6. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
7. Воспитывать аккуратность в работе с материалом, уважительное отношение к товарищам и воспитателю.
Актуальность проекта
Огромное значение наряду с игровой деятельностью на протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации играет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает.
Важность метода экспериментирования заключается в том, что дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента, опытнической деятельности идет обогащение памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения; дети самостоятельно формулируют выводы.
Подобные знания являются осознанными и более прочными. Изучением потребностно-мотивационной стороны, предполагающей наличие у человека собственной активности в познании, занимались такие педагогические мыслители, как Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Берлайн Д. Е., Галимузова Л. Н., Князева О. Л. и др.
Вопросам операционно-техническим, подразумевающим наличие у субъекта определенных умений для выполнения той или иной деятельности, посвящены работы Князевой О. Л., Поддьякова Н. Н., Савинкова А. И.
Многими ведущими педагогами и психологами подчеркивается преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. В настоящее время вопрос технологии организации этого процесса, особенно в младшем дошкольном возрасте, изучен недостаточно.
Осознавая необходимость развития у детей активной познавательно - исследовательской деятельности, при принятии нами активной роли ребенка, одним из направлений моей работы в рамках программы является изучение особенностей детского экспериментирования с природным материалом и внедрения его в своей практической деятельности.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость развития познавательных способностей детей посредством экспериментирования с природным материалом и с другой – отсутствие технологий организации этого процесса с детьми младшего дошкольного возраста привели к выбору темы проекта.
Цель проекта :
познакомить детей и миром камней, различными по форме и текстуре; учить группировать по размеру, цвету, форме; способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
Задачи проекта :
• провести цикл опытов, экспериментов, занятий и мероприятий по теме;
• провести мониторинг детей по методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности»
• организовать фотовыставку опытов;
• разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по «Организацией детского экспериментирования в домашних условиях»;
• подготовить совместными усилиями детей и родителей «Уголок экспериментирования»;
• провести заключительное мероприятие – занятие-экспериментирование «Письмо золотой рыбки»;
• организовать мини-музей «Удивительные животные»
Вид проекта : краткосрочный с 01 декабря по 30 января
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Необходимые материалы: камни, различные по форме, цвету, размеру; орехи, емкости, вода.
Предполагаемый продукт проекта :
выставка творческих работ детей «Удивительные животные»;
разработанные рекомендации для педагогов «Создание условий для исследовательской деятельности в ДОУ»;
разработанные рекомендации для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка».
Список литературы:
1. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1982.
2. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. / Сост. Зебзеева В. А. - Оренбург, 2003.
3. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Каменева, А. К, Матвеева, Л. М. Маневцева и др. Под. ред. П. Г. Саморуковой. - М., 1983.
4. Николаева С. Н. Формирование экологической культуры. Старшая группа // Дошкольное воспитание. - 1996 - № 7-9.
5. Николаева Н. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М., 1999.
6. Николаева Н. Н. Общение с природой начинается с детства. - М., 1990.
7. Панько А. Е. Развитие познавательных процессов дошкольников. - Минск, 1984.
8. Ясвин В. А. Мир природы в мире игр. - М., 1998.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
работа с родителями (разработка);
- привлечение родителей к созданию уголка экспериментирования в группе;
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.
Основной этап-практический
– ознакомление детей с камнями (свойствами, характерными признаками);
- создание проблемной ситуации;
– проведение опытов, экспериментов;
проведение итогового занятия-экспериментирования;
ознакомление детей с художественными произведениями (сказки, пословицы, поговорки о камнях).
Заключительный этап
– создание мини-музея «Эти удивительные камни»;
- создание поделок из камней «Удивительные животные»;
- создание презентации для родителей к проведения родительского собрания
- создание фотовыставки опытов;
- анализ результатов проекта.
План работы:
Подготовительный этап
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.).
3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.
4. Разработка рекомендаций для родителей.
5. Привлечение родителей к созданию уголка экспериментирования в группе.
Основной этап:
2-я половина дня:
1) Проблемная ситуация «Поросята хотят построить дом, чтобы спрятаться от волка. Из какого материала его лучше построить (песок, ветки, камень?»;
2) Развивающая игра «Умные камешки»
2-я половина дня:
1) Опыт «Камни. Тонет-не тонет»; опыт на растворимость в воде песка и камня
2) Стихи, пословицы, поговорки о камнях
2-я половина дня:
1). Опыт «Определение формы, цвета, размера»
2). Занятие-экспериментирование «Письмо золотой рыбки».
1-я половина дня:
1). Опыт «Определение характера поверхности»
2). Рассматривание камней через лупу
2-я половина дня:
1). Изготовление поделок из камня
2). Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»
Заключительный этап:
1-я половина дня:
1). Создание фотовыставки опытов
2-я половина дня:
1). Создание мини-музея «Эти удивительные камни»
2-я половина дня:
1). Организация выставки поделок из камней «Удивительные животные»
Ключевые понятия:Камни, шероховатый, гладкий, тяжелый, тонет
Методическое обеспечение проекта
• Ориентировочный план занятия «Письмо золотой рыбки»
• Рекомендации воспитателям и родителям
• Анкета для родителей «Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей»